Двенадцатое заседание IT HR Academy (сообщества HR-профессионалов крупных технологичных компаний) проходило в пространстве «Альфа-Лаборатория» ─ спикеры делились своим взглядом на женское лидерство, обсуждали поиск баланса между карьерой и семьей, а также проблемы и препятствия для самореализации женщин. Модераторами мероприятия выступили Инга Есакова и Надия Черкасова. В дискуссии участвовали Вера Соломатина (SAP CIS), Шломит Груман-Навот (Альфа-Банк), Ксения Шумакова (IBM), Ольга Булатова (EY), Татьяна Тиунова (Burger King), Марина Карбан (Бизнес-школа Сколково), Елена Морозова (Atsearch).
Надия Черкасова, член правления банка «Открытие» и инвестор краудфандинговой платформы Boomstarter
Тема нашей дискуссии – женское лидерство, и вторая часть – как нам совмещать нашу работу и ту часть жизни, которая на самом деле является главной ─ личную. Для меня женское лидерство – это тема, связанная в первую очередь, с экспертностью. Я 25 лет работаю в сегменте «малый и средний бизнес» и являюсь экспертом этого рынка, в первую очередь, как банкир. Подчеркну: важно быть профессионалом и важно совершенствоваться. Потому что ваше резюме – это прошлое, это прошлые заслуги, они, безусловно, интересны, как общий бэкграунд. Но важно понимать и представлять, что вы планируете делать завтра.
Одним из моих ключевых принципов является принцип «действуй параллельно, думай перпендикулярно». Я ─ инвестор в нескольких проектах, я ─ банкир и бизнес-лидер и являюсь мамой троих детей (даже думаю, может быть, ещё родить, посмотрим). Но я не только банкир, не только инвестор, не только мама. Мы, женщины, проживаем параллельно несколько ролей. Я еще и сестра, и дочь, и подруга, и жена.
Безусловно, в жизни важен баланс. Я убеждена, на самом деле женщины умеют управлять балансом на интуитивном уровне. Можно действовать параллельно и можно параллельно в каждой из этих историй быть успешной. То есть мой опыт, он говорит о чем? Повторю: первое – очень важно оставаться экспертом. Второе ─ очень важно делать несколько вещей параллельно. Я впервые об этом задумалась, когда прочитала книгу основателя LinkedIn Ричарда Хоффмана «Жизнь как стартап». Он как раз говорит о том, что очень часто бывает, человек ориентирован на одну карьеру, и у него больше ничего нет. Всегда нужно иметь план B и план Z. Подчеркну: не просто план В, а еще и план Z. Планом Z может быть хобби.
Я исхожу из того, что семья – это тоже проект. Так же, как на работе, ты реализуешь здесь свои проекты. Само по себе ничего не происходит. В семью тоже нужно инвестировать ─ инвестировать внимание, время. Как в любом проекте, здесь также должны быть дедлайны. Я проверяла, это работает.
Марина Карбан Директор департамента корпоративных программ, бизнес-школа «СКОЛКОВО»
Рефлексия, обучение и способность делегировать ─ ключевые моменты лидерства. Та часть бизнеса, которой я занимаюсь в бизнес-школе, уже выросла из стартапа в бизнес приличных размеров. По складу характера я предприниматель, и мне не близок операционный менеджмент. Я честно себе в этом призналась и стала подбирать в команду людей, которые могли бы взять на себя эту часть работы. При этом ничего не улучшалось… И тогда я поняла, что не даю своим людям возможности работать, продолжаю все делать сама, контролировать, влезать в детали. Пришлось учиться отпускать, делегировать, доверять своим людям, как себе. Для меня самый главный вопрос в лидерстве (в этом смысле неважно, женское оно или мужское) – это рефлексия, постоянное развитие и способность доверять своей команде и делегировать.
Работаю по субботам и по воскресеньям. Я тот самый партнер, который своим примером мотивирует всех работать вместе с собой. У нас много программ проходит по выходным, и мы с радостью проводим время с нашими группами. Какие варианты? Мне кажется, когда ты делаешь свое дело, неважно, где ты его делаешь, оно всегда с тобой. Я все время занимаюсь примерно одним и тем же — развиваю людей. У меня педагогическое образование и, пройдя какой-то путь, я вернулась в итоге к своим профессиональным основаниям, к той же педагогической работе.
Я, конечно, тоже пытаюсь найти баланс между семьей и работой. Он важен для меня с точки зрения энергии, которую я отдаю работе и семье. С большим удовольствием выкладываюсь в бизнесе, а потом думаю: «Что ты оставила мужу и детям? Не приходишь ли ты домой пустой, уставшей?». Я постоянно работаю над тем, чтобы сохранить и правильно распределить энергию. Раньше я жила в режиме «семья-проект», но поскольку мои дети уже выросли (старшему 15, а младшему 14 лет), я перешла к другой стадии, которая называется «семья-команда».
У каждого из нас уже свои интересы, и у всего семейства сложные графики. Дети много времени проводят в школе; муж, образно говоря, живет в самолете. От этого мы так любим быть вместе. Мы не всегда ужинаем вместе, но обожаем вместе завтракать (обсуждаем планы, интересы друг друга — кто чем живет, кто что собирается делать). Вечернее, даже почти ночное чаепитие – это тоже наша традиция. Создаем настроение на следующий день, философствуем. И еще мы любим вместе смотреть кино, обсуждать его, слушать музыку, путешествовать. У нас не бывает раздельных путешествий, мы реально кайфуем друг с другом. Много смеемся, у нас очень сходное чувство юмора, любим шутить.
Мне повезло, Сколково – это особая среда, в которой есть много того, что занимает не только меня, но и мою семью. Дети очень любят Сколковские события и праздники. Мой старший сын прошел «Startup Junior». Если я иду на работу в субботу, предлагаю мальчишкам поехать со мной и сходить в спортклуб. Обычно они встречают идею с энтузиазмом.
В этом смысле я, конечно, поступила немного эгоистично, прагматично. Нашла много интересов вокруг своей собственной среды, которая заинтересовала мою семью. Я перевела детей в Сколковскую гимназию, которая совсем рядом с нами. Полная интеграция работы в жизнь. Пока нам нравится.
Я все еще продолжаю приходить с работы уставшей, но в какой-то момент в течение дня включаю осознанность и говорю себе: «Так, сегодня больше не трать энергию. Сохрани на вечер». Не могу сказать, что справилась до конца, но я научилась находить источники, из которых я получаю энергию. В этом смысле мне тоже повезло — у нас в СКOЛКОВО есть спортклуб, прекрасная атмосфера вокруг кампуса, чистый воздух, отличный ландшафт. Можно выйти, подышать, пройтись. Природа дает мне энергию.
Очень важно иметь какое-то особое занятие для души, что-то очень личное. Я люблю и коллекционирую советский фарфор периода 50-70-х годов. Благодаря разным сообществам коллекционеров, я изучаю особенные фигурки, составляю каталог. Сама удивляюсь, как нахожу время, но это занятие дает мне много энергии.
Ольга Булатова Партнер, генеральный директор Академии бизнеса EY в СНГ
Семейные ритуалы — это та роль, которую мы можем разделить со своим партнером. Особенно успешно это может делать работающая женщина. Например, мой муж готовит завтраки, а я ─ ужины, и мы все собираемся за столом ─ это наша традиция. Правда, когда мой муж отсутствует, в это время его заменяю я. И традиция живет: хоть мужа и нет дома, мы все равно говорим, что это «папин завтрак».
У нас в доме давно нет телевизора в традиционном понимании. Есть только экран. Мы смотрим фильмы (это еще одна традиция, которая родилась в нашей семье, и она основана на общем интересе). Мой муж американец, и для нас большой вызов и задача – соединить две культуры, сделать так, чтобы у детей была четкая самоидентификация. Им часто задают вопрос: «Ты кто и откуда?». Оказалось, что дети считают бабушкин и дедушкин дом в США своим настоящим домом, поскольку в Москве мы живем не в доме, а в квартире. В их понимании, у человека должен быть дом именно как отдельное строение. Дети говорят: «Наш дом в Америке». Вопрос «Кто ты по национальности?» они не воспринимают. Мы стараемся показать им и американскую культуру, и российскую, поэтому смотрим российские и американские фильмы, даем пояснения, обеспечиваем пересечение культур, традиций, праздников. Интересно, какой паспорт они выберут в 18 лет? Сейчас дети говорят: «Мы живем на планете Земля».
У меня есть антимодель планирования. Я ничего глобально не планирую и не знаю, что будет завтра. Открываю утром или накануне недели календарь, смотрю и понимаю, к чему нужно готовиться. Это новая стадия в моей жизни, причем не связанная с выгоранием. Мне иногда говорят: «Может, ты просто выгорела, и поэтому больше не можешь все планировать в деталях и жестко устанавливать сроки?». Но у меня изменился сам подход. Да, мой календарь расписан до минуты, но на уровне самоощущения ушел стресс оттого, что каждая минута расписана, есть спокойствие и уверенность, что все успеется и сложится как должно. Я связываю это с опытом, жизненной стадией, с переосмыслением своей роли, миссии, задач и проектов.
Не секрет, что часто женщины ведут себя в бизнесе по-другому, чем мужчины, и, в частности, по-иному относятся к теме предпринимательства. В нашей компании проводится международный конкурс «Предприниматель года». В какой-то момент мы поняли, что у нас практически нет женщин-участниц. Размеры бизнеса, внутренние и внешние барьеры, часто не позволяют им набраться смелости и принять участие в конкурсе. И поэтому пять лет назад мы открыли отдельный конкурс и программу «Деловые женщины», в котором как другой порог входа с точки зрения объема бизнеса, так и с точки зрения его задач.
Общаясь с участницами, мы поняли, что у женщин особый подход к целеполаганию в рамках своего бизнеса. Многие создают бизнес, где можно объединить 2 в одном — работу и личное, чтобы не было необходимости в жестком разделении ─ здесь работа, а здесь мой дом. Они создают пространство, свою культуру, набирают тех людей, которые им приятны и разделяют их ценности, и в какой-то степени являются их семьей. Многие женщины-предприниматели так и говорят, что их бизнес – это их семья. Мужчины очень редко так формулируют свой подход. У мужчин часто это проект, бизнес, который можно потом продать, масштабировать, капитализировать. У женщин на первый план выходит созидательная функция, при этом финансовый успех стоит также на первом плане.
Академия бизнеса EY 3 года назад первой запустила на рынке модульную программу развития “Женское лидерство”. Если мы говорим о корпоративном бизнесе, исследования показывают, что женщинам недостает 33% для успеха в карьере в части стратегического взгляда на бизнес. Поэтому мы включили в нашу программу большой блок по стратегии и стратегическому управлению финансами наряду с темами персонального лидерства, определения личных ценностей, взаимодействия и влияния. Мы помогаем осознать и выстроить ценностную составляющую и общую связь со своей миссией, с тем, как делать счастливыми окружающих людей (в том числе детей), чтобы это приносило пользу обществу.
Ксения Шумакова, Директор по работе с персоналом IBM в России и СНГ
Я пришла в компанию IBM 20 лет назад и сначала работала в бизнес-подразделении, где было много мужчин. При этом я никогда не сталкивалась с проблемой профессиональной реализации женщин. Мне кажется, в Советском Союзе эта проблема не была такой острой, как за рубежом. У нас было мало женщин-домохозяек. Советские женщины чаще всего соединяли материнство с работой.
Если мы говорим об интеграции работы и личной жизни, о балансе, о том, в какой мере женщина может развиваться профессионально, это зависит в основном от самой женщины – насколько она готова в такое развитие вкладываться. Насколько успешно строит коммуникацию, правильно себя позиционирует, продвигает. Многое зависит и от работодателя. В моем случае сочетание иностранной корпоративной культуры работодателя и российских традиций сыграло положительную роль.
В нашей команде менеджеров и женщины, и мужчины. Я представитель HR — профессии, считающейся женской. Финансовыми директорами компании у нас в Москве обычно были мужчины, но сейчас эту должность занимает женщина. Руководитель подразделения, которое поддерживает отношения с бизнес-партнерами,– тоже женщина. Руководитель консалтингового направления – женщина. Руководитель нашей сервисной организации – женщина. Это не такие традиционно женские роли, как HR, а именно бизнес-роли.
Для меня важна постоянная работа над собой. Я родилась в Москве, и все мои родственники тоже живут в Москве. Даже 25% рабочего дня проводить в пути на работу – это, мне кажется, смешно, вообще невозможно. Сорокачасовая рабочая неделя, определенное время на сон. Конечно, я хотела бы уделять больше внимания родственникам. У меня еще есть и друзья. Поэтому в выходные дни тоже приходится планировать время, чтобы его хватило и на ребенка, и на родственников, и на друзей.
Работающая женщина всегда составляет для себя план развития. С другой стороны, без дополнительной поддержки со стороны компании многое осуществить невозможно, например, если речь идет об удаленной работе, о неполной занятости или гибком графике.
Если говорить о возможности работы из дома, следует учитывать, что у всех компаний разные профили. У нас высокотехнологичный профиль, очень жесткие требования к безопасности, к конфиденциальности. Кроме того, бизнес-процессы должны позволять сотруднику выполнять работу удаленно. Многое зависит от руководителя. Например, наш генеральный директор говорит: «Мне не важно, где находится руководитель. Мне нужно знать, что его команда в порядке, а бизнес идет». Я как руководитель тоже проходила трансформационный путь. Еще не будучи менеджером, я думала: «Она приходит в одиннадцать, уходит в шесть. Это непорядок». Теперь, как руководитель, я оцениваю совершенно иначе.
В моем подчинении есть сотрудники, которые сидят на работе «от и до», но не достигают нужного результата. А есть те, кто приходит в одиннадцать, но какую бы задачу я ни поставила, они находят решение, делают это быстро и попутно успевают сделать еще множество личных дел и заниматься волонтерской деятельностью.
Над климатом в коллективе нужно работать. Я была удивлена, узнав, что большинство людей расстраиваются, когда получают сообщение от начальника в выходной день. Они полагают, что на него нужно сразу ответить. Я, например, не считаю, что должна немедленно ответить на несрочное сообщение от руководителя в воскресенье. Возможно, человек любит работать по выходным, но я не считаю, что должна реагировать на такие сообщения в свободное время. А если сотрудники не могут с этим справиться, значит, я как менеджер учитываю это и оставляю отправку сообщений до утра понедельника. Это обоюдный процесс. Подчиненному любого уровня будет некомфортно сказать начальнику: «Не звоните мне после двадцати. У меня дети, бабушка, занятия фитнесом». Но над собой тоже нужно работать. Ведь работодатель и работник – это дорога с двусторонним движением.
Вера Соломатина, Директор по персоналу компании SAP CIS
В России долгое время вопрос женского лидерства не был актуальным. У нас достаточно рано по сравнению с другими европейскими странами женщины получили избирательное право, право на образование, право на занятие руководящих должностей. У женщин была возможность профессионально реализоваться. И при рассмотрении гендерной проблематики, лично я более важным считаю для России вопрос равенства в семье, когда женщина имеет право и возможность быть лидером или высококвалифицированным специалистом на работе, но при этом еще и самостоятельно ведет домашнее хозяйство, несет полную ответственность за детей и финансовые траты наравне, а зачастую и в большей степени, чем муж.
Но вернемся к вопросу женского лидерства.
Многие аналитики рынка труда связывают напрямую увеличение гендерного разнообразия с улучшением финансовых показателей компании. Но в настоящее время все больше женщин сталкиваются в своих офисах с такими понятиями как «стеклянный потолок» (невозможность перехода внутри компании на руководящие должности) и «липкий пол» (психологическая невозможность сделать первый карьерный шаг). В последнее время, в связи с тем, что в России активно развиваются мировые HR практики, эта тема стала довольно актуальной.
SAP – компания с достаточно большим опытом осуществления программ женского лидерства. В настоящее время в России мы работаем по трем большим направлениям. Первое: мы ищем и привлекаем в компанию женщин-лидеров. На всех выступлениях, мероприятиях, мастер-классах я отмечаю для себя женщин-экспертов с лидерским потенциалом, либо тех, кто уже работает на руководящих должностях, и формирую резерв возможных кандидатов на менеджерские позиции в компании. Также, мы сами проводим большое количество мероприятий, посвященных разнообразию и женскому лидерству, и для нас очень важно, чтобы наши кандидаты знали, что именно SAP уделяет большое внимание развитию потенциала женщин.
Второе очень важное направление – это развитие талантов внутри компании. Мы внимательно следим за карьерными возможностями для женщин и готовим отдельные программы для развития их потенциала, для успешного возвращения на работу после декрета, для развития своих способностей и преодоления себя.
Третье направление, по которому мы активно работаем – это наши Alumni - сотрудники, которые работали в SAP, и после этого продолжили карьеру в других компаниях. Я являюсь сторонником концепции эмоционального лидерства. Для меня лидер – это прежде всего человек, который может вдохновить команду идеей и показать итоговую цель. Мой стаж в HR 20 лет, за период своей карьеры я несколько раз совмещала работу HR с переходом в бизнес. Когда я выходила из HR в незнакомую для меня сферу, самым главным было то, что я могла вести людей к успеху вне зависимости от сферы их экспертизы. Моей задачей было поддерживать и развивать эту экспертизу.
Для меня женский успех – это картина, которую каждая женщина имеет в своем воображении. И в этой картине она должна самореализоваться. Важно осознанное проживание своей жизни.
Елена Морозова, Управляющий партнер, Atsearch
Я предпринимательница и 4 года назад я приняла решение бросить карьеру в корпорации. Я мама и как все участницы, мне приходится балансировать, уделяя время работе, семье, мужу, себе. Обычно, когда мы говорим о женском лидерстве, мы представляем девушку, которая занимает руководящую должность и наделена определенной ответственностью. Женщины так устроены: мы часто берем всю работу и ответственность на себя, и верим, что лучше работу не сделает никто.
Иногда не нужно пытаться все контролировать и исключить посыл «Только я могу сделать лучше всех». Другие тоже могут сделать, возможно иначе, но не хуже. А мы можем провести по-другому время и энергию, которые мы тратим на то, чтобы все контролировать. К этому выводу меня привел опыт обучения по программе «MBA Сколково».
Еще один лайфхак: как мы проводим свободное время. Наше семейное хобби – это яхтинг, мы с мужем ходим на лодках под парусом. Спорт меня вдохновляет, а командный спорт — это настоящее приключение и потрясающее проведенное время. На регатах по всему миру есть возможность общаться с очень интересными людьми. Это и нетворкинг, и бизнес, и спорт, и солнце, и море — множество позитива в одном событии, которые нам необходимы для восполнения энергии, которой мы потом делимся во всех сферах нашей деятельности, во всех ролях, которые проживаем.
Фото: архивы пресс-служб, Getty Images