По данным Северо-Западного университета США, именно soft skills определяют успешную карьеру выпускников колледжей. Если вы хотите продвинуться по карьерной лестнице или сохранить работу в это непростое время, стоит задуматься о развитии этих навыков. Какие именно компетенции стоит прокачивать? Рассказывает Виктория Снежкова, руководитель направления Soft Skills в
Soft skills — это общее название для целого ряда навыков, которые высоко ценятся, но с трудом поддаются измерению. В масштабах всего мира о них заговорили после Всемирного экономического форума, проведенного в 2016 году в Давосе. Тогда были перечислены ключевые умения, которые будут востребованы на рынке труда к 2020 году. Среди этих навыков, например, можно выделить коммуникацию и самопрезентацию, эмоциональный интеллект, целеполагание и критическое мышление. Давосские докладчики не ошиблись: компания LinkedIn назвала soft skills главным трендом этого года. Но при этом многие люди до сих пор не знают, как именно эти навыки можно развить. Так, по данным исследования Нетологии почти 50% опрошенных считают, что им недостает soft skills, и они хотели бы это исправить.
Некоторые считают, что «мягкие навыки» — это врожденные качества, и развить их невозможно. Но это не так. Улучшить их может любой человек: для этого есть книги, статьи, специальные курсы, тренинги и коуч-программы. Какие «мягкие навыки» будут наиболее полезны сейчас, во время кризиса и глобальной неопределенности?
Коммуникация и переговоры
Навыки эффективного общения полезны в любой области, будь то переговоры, взаимодействие с заказчиком или совместная работа над проектом с коллегами. Если вы умеете аргументировать свою позицию, правильно формулировать свои идеи и договариваться, то наверняка станете ценным сотрудником для своей компании и вряд ли засидитесь на одной должности при поиске вакансии мечты.
Как прокачать:
Здесь нет ничего сложного: больше общайтесь с коллегами, запишитесь на курсы по переговорам или организуйте мини-клуб по интересам со своими друзьями. Вынуждены работать на удаленке? Вам помогут такие программы, как Zoom и Microsoft Hangouts. Можно даже встретиться в онлайн-игре, которая создаст ощущение личной встречи. Придумайте тему для обсуждения, пообщайтесь на рабочие или отвлеченные темы (смол-токи хороши всегда) или организуйте тематический квиз — любое общение пойдет вам на пользу. Советуем освоить и применять технику активного слушания: задавайте уточняющие вопросы, перефразируйте или повторяйте реплики собеседника, отражайте его эмоции.
Что читать:
- «Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми», Ванесса ван Эдвардс;
- «На эмоциях. Как улаживать самые болезненные конфликты в семье и на работе», Дэниел Шапиро;
- «Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров», Марк Гоулстон.
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект или EQ — это способность распознавать свои эмоции и управлять ими, а также понимать чувства и мотивацию окружающих. Это один из немногих «мягких навыков», которые можно так или иначе измерить. Наиболее часто используется 20-минутный опросник TEIQue, который выделяет 15 показателей в 5 основных блоках (оптимизм, управление эмоциями, сопереживание, ассертивность или независимость от каких-либо внешних суждений и самомотивация).
Как прокачать:
Проговаривайте свои чувства, записывайте эмоциональную реакцию на события каждого дня. Заведите специальный дневник эмоций, который поможет вам лучше понимать свои состояния. Анализируйте, что именно вы чувствуете: обида может скрываться под гневом, а печаль — смешиваться с завистью или разочарованием. Через месяц ведения дневника вы увидите, какие эмоции вы испытываете чаще других, и сможете подобрать способ их нейтрализации (дыхательные практики, медитация, спорт, творчество и др.).
Что читать:
- «Эмоциональный интеллект: почему это важнее, чем IQ», Дэниел Гоулман;
- «Сила эмоционального интеллекта. Как его развить для работы и жизни», Адель Линн;
- «Эмоциональный интеллект. Российская практика», Сергей Шабанов, Алена Алешина.
Критическое мышление
Умение критически мыслить — это защита от поспешных решений, манипуляций и необдуманных поступков. Человек с критическим мышлением способен анализировать информацию, выявлять противоречия и логические ошибки, а затем делать верные выводы. Это полезно в любой профессии: нет ни одной сферы деятельности, полностью свободной от мифов и стереотипов. Кроме того, в период турбулентности очень полезно прорабатывать всю информацию, чтобы отделять правду от лжи, выделять самое главное.
Как прокачать:
Можно найти тематические ролики по теме на YouTube или посмотреть в сторону специальных программ обучения гибким навыкам. Но можно ограничиться и своими силами: вам помогут проверенные методики 5W+H и IMVAIN. Первая из них помогает оценить полноту ваших данных с помощью 6 вопросов:
- Кто?
- Что?
- Когда?
- Где?
- Почему?
- Как?
Если вы заметили, что на какой-то из этих вопросов не получается дать полновесный ответ, то скорее всего, к тексту/сообщению, которые вы читаете, стоит отнестись с большим или даже пристальным вниманием.
Вторая методика используется, чтобы оценить надежность полученной информации. Здесь тоже все построено на вопросах. Например:
- Можно ли назвать изучаемую вами статью независимой?
- Подтверждают ли ее несколько достоверных источников?
- Можно ли ее проверить?
- Является ли источник авторитетным и информированным?
- Есть ли у источника имя/название или это анонимная информация?
Что читать:
- «Путеводитель по лжи. Критическое мышление в эпоху постправды», Дэниел Левитин;
- «Не верю! Как увидеть правду в море дезинформации», Джон Грант;
- «Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения», Дэн Ариели.
Целеполагание
Целеполагание — важный навык как для работы, так и для личной жизни. Особенно во времена неопределенности, когда у многих людей рушатся планы и меняется привычный ход жизни. Но и в привычных обстоятельствах конструктивная деятельность начинается с постановки целей.
Как прокачать:
Используйте постановку целей по SMART. Цель должна быть конкретной (Specific), измеримой (Measurable), достижимой (Achievable), значимой (Relevant), ограниченной во времени (Time-bound). Сравните расплывчатое «разбогатеть когда-нибудь» и «удвоить свой доход к концу года». Другая методика — разбить одну большую цель на несколько маленьких и «есть слона по кусочкам». Фиксируйте цели в блокноте или с помощью стикеров на стене — в зависимости от того, как вы лучше воспринимаете информацию. Или заведите таск-менеджер/таблицу в Excel.
Что читать:
- «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь», Брайан Трейси;
- «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей», Роджер Сайп;
- «Цельная жизнь. Ключевые навыки для достижения ваших целей», Джек Кэнфилд.
Самопрезентация
Умение грамотно себя подать — основа успеха в любом деле. Навык самопрезентации пригодится и на собеседовании, и в рабочих переговорах, и в жизни — в тех случаях, когда важно показать себя с лучшей стороны, но при этом не перехвалить. Данный скилл — основа вашего имиджа в глазах окружающих, гарантированный кредит доверия и преимущество в любой жизненной ситуации.
Как прокачать:
Создайте презентацию на 10 слайдов в PowerPoint или Keynote. Сперва не думайте о дизайне и красивых картинках — начните со слов. Их может быть немного. Опишите в ней свои сильные стороны, но не забудьте рассказать и про недостатки. Вдруг их можно подать в выгодном свете? Еще вариант — позаимствовать у стартаперов и предпринимателей так называемый метод pitch deck (короткой презентации для инвесторов). Представьте, что вы зашли в лифт с незнакомым человеком, и вам нужно рассказать самое главное о себе за три минуты. Сделайте это так, чтобы он захотел взять вас на работу!
Что читать:
- «Сам себе бренд. Искусство самопрезентации», Гарри Беквит;
- «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь», Игорь Манн;
- «Личный бренд с нуля», Екатерина Кононова.
В развитии всех вышеперечисленных «мягких навыков» прежде всего важна ваша собственная мотивация. Для начала нужно выбрать самый главный из них и стартовать поступательными шажками: сперва вы делаете простые упражнения, а потом переходите к более сложным. Нужно, чтобы во всем была системность. Пожалуй, без нее никуда. Первое время будет тяжело и непривычно, зато потом вы наверняка поблагодарите себя за приложенные усилия и существенно дополните свое резюме.
Фото: Getty Images