Получить работу мечты в крупном рекламном агентстве и променять его на семейный стартап. 10 лет оттачивать мастерство, создавая видеоролики и билборды, которые демонстрируются по всей России, и внезапно бросить всю свою энергию на создание презентаций. Мы пьем кофе и беседуем с со-владельцем компании «Бонни и Слайд» Светланой Фирсовой – уникальной молодой женщиной, совершившей профессиональный дауншифтинг, который обернулся новым витком в карьере.
«Коллеги до сих пор ждут меня назад»
Marie Claire: Перед тем, как уйти в свой проект, вы работали в креативном агентстве Instinct, принадлежащем BBDO Group – эти названия на слуху у всех, кто хоть раз имел дело с производством рекламы. Как же вы решились уйти из такого места? Похоже на авантюру.
Светлана Фирсова: Это и была большая авантюра. Даже сейчас анализирую и не могу понять, как мне тогда хватило смелости. С практической точки зрения мне было сложно – бросить хорошую работу с большими клиентами и любимой командой. С другой стороны, у нас с мужем было стремление попробовать что-то новое.
И что, вы вот так в одночасье взяли и ушли в стартап?
Нет, конечно. Во-первых, я не могла резко оставить то, что делала в агентстве, у меня были проекты и обязательства. Во-вторых, было морально тяжело: бросить работу на крутых клиентов, оставить коллег, с которыми дружила, уйти из классного офиса и сесть дома, рисовать презентации, вместо того, чтобы заниматься рекламными роликами. Так что, днем я работала там, а по ночам и в выходные на себя.
А как коллеги отнеслись к такому демаршу?
Коллеги активно отговаривали. Они не понимали, что мы собираемся делать. Презентация – это всё-таки микрорынок, где ты часто делаешь проект лично для определенного человека... Муж при этом уже во всю занимался нашим проектом. А я все не решалась. Но как-то довольно быстро у нас начали появляться реально интересные клиенты. В частности, Ляйсан Утяшева, за ней Павел Воля, а потом и большие бренды (ВТБ24, Яндекс, KFC) и я вдруг поняла, что мне это интересно.
«Никто не думал, что можно сделать по-другому»
То есть, вы успели занять свою нишу, верно?
Удивительно, но на самом деле ниша была. Многие после нашего открытия думали, что мы придумали какую-то уникальную бизнес-идею – делать презентации, которые можно продавать за деньги. Ведь в обычном агентстве презентации – это лишь часть процесса. Никто не продает презентации отдельно. Чаще это инструмент для продажи идеи или услуг. А мы решили продавать сами презентации, которые продают эти идеи и услуги. Кстати, оказалось, что похожие агентства на рынке уже были. Так что, ниша не новая. Но мы в нее успели встроиться. Сейчас мы уже не рисуем презентации дома, у нас красивый офис и небольшая, но дерзкая команда из 5 человек.
Презентация – это ведь по сути та же реклама, просто в другой форме…
На самом деле, это мощный коммуникационный продукт. Через грамотно сделанную презентацию вы можете лучше донести до других людей свою идею, познакомить со своим продуктом или услугами. Презентация способна продавать ваш «товар». Или нет, если она никакая. Никаких, кстати, в разы больше. У нас долгое время к презентациям относились по остаточному принципу. Поручали какому-нибудь секретарю или менеджеру в последний момент. И с этим шли на встречу к клиентам. Или того хуже – выступали, например, на конференции перед сотнями потенциальных клиентов, инвесторов, с нудной длинной презентацией, с ужасными слайдами, перегруженными текстами и графиками. И люди смотрели и засыпали на третьем слайде, никто уже не хотел ни задавать вопросы, ни тем более что-то покупать. Сейчас рынок, слава богу, оживляется.
Люди начали понимать, что хорошая презентация дает качественный фидбэк: с вами вступают в диалог, начинают интересоваться тем, что вы предлагаете. И сейчас все больше клиентов, которые говорят не «сделайте мне красиво», а «сделайте так, чтобы это продавало».
То есть, все-таки, это еще один формат рекламы, просто не в виде ролика или постера.
Думаю, да. Многие, кстати, отмечают, что у нас презентации выглядят почти, как рекламный ролик, разложенный в слайды. Мы и слоганы «докручиваем» и визуальную часть, чтобы сама презентация была бы «вкусной», цепляющей и без вас. Чтобы ваш клиент открыл первые слайды, и у него возникло желание прочесть. Эту идею в своей компании мы и двигаем целенаправленно.
Тексты тоже сами пишите?
Очень часто, да. Вообще, не только тексты. Сейчас очень много стало таких заказов, где нужно хорошенько подумать. Поначалу было больше клиентов, которые приносили готовые презентации, которые надо было просто переоформить красиво. Сейчас все чаще приходят просто с идеей в голове. При этом, порой, у человека нет еще даже фирменного стиля, брендбука, не то что слогана. Тогда приходится включать весь свой рекламный опыт, и это мне очень нравится.
Это, наверное, уже дорогая история для клиента…
Да, это уже другая ценовая категория, конечно. Но и работать с такими заказами интереснее. Это всякий раз вызов. Причем, люди приходят из таких разных областей – от искусства до грузоперевозок. И прежде, чем приступать к созданию слайдов, нужно вникнуть в тему. Я, например, пока делала презентацию для компании по перевозкам, стала профи в классификации товарных вагонов и контейнерных грузов. А это ведь только один клиент…
«Мы решили раскачать рынок изнутри»
А в какой момент пришла идея учить людей самим делать слайды?
Когда мы стали плотно рисовать презентации, у нас появились свои ноу-хау, свои подходы, не совсем стандартные для существующего рынка презентаций. И в какой-то момент захотелось ими поделиться. Чтобы люди перестали рисовать ужасные слайды в стиле 90-х годов. Начали мы с формулировки азов презентации, которая работает на вас (я, кстати, не люблю формулировку «продающая презентация»). Появились такие карточки с «секретами» – как создавать классные презентации. Потому что до сих пор к нам приходят люди, которые даже не подозревают, что можно сделать презентацию как-то совершенно иначе, и даже не открывая фотошоп для этого.
То есть, вы решили растить себе конкурентов, в некотором смысле?
Мы решили раскачать рынок изнутри. Представьте, человек проходит наши курсы, а потом начинает на работе делать действительно классные презентации, которые будут значительно отличаться от того, что делают другие.
И?..
Люди видят разницу, они начинают осознавать, что можно сделать иначе, лучше, эффективнее. То есть, мы таким образом формируем другое отношение к презентациям. Это уже не что-то, что можно сделать абы как в последний момент. Мы, кстати, ведь целимся не в аудиторию студентов. Наши ученики – это те люди, которые в своей профессиональной деятельности постоянно сталкиваются с необходимостью делать презентации. Такой человек потом на работе делает классную презентацию, и начальник говорит ему: «Ого, надо же! Неужели так тоже можно?!» Следующий этап – к нам отправляют на учебу других менеджеров из этой компании, либо (что тоже часто) обращаются к нам с просьбой сделать какую-то важную презентацию для бизнеса. Одна девушка после обучения у нас поехала на конференцию с презентацией, которую сделала сама. И оказалось, там было всего две презентации, которые держали зал. После ее выступления к ней подходили с вопросом, кто это ей нарисовал. То есть, это работает. Люди видят разницу. Конечно, 80-90% еще живут по старинке: белый лист, заваленный графиками, текстом, логотип в углу, и так 50 слайдов… Но если ты выходишь с принципиально другим продуктом – это вызывает повышенный интерес. И это заставляет рынок меняться. Думаю, в этом наша миссия. Сейчас у нас контракты сразу с несколькими крупными компаниями на обучение менеджеров (Heineken, Burger King, ВТБ24, ТНТ, Pernod Ricard Rouss). Причем, свой первый крупный контракт на обучение сотрудников Билайн мы выиграли той осенью. Это был тендер среди крупных игроков на рынке. Так что, можем собой гордиться.
«Полностью в онлайн уходить пока не планируем»
Детей учить не планируете? Думаю, у школьников потребность в презентациях не меньше сейчас…
С детьми сложнее работать. Гораздо больше ответственности в плане безопасности. За детьми нужен глаз да глаз, с ними нужно уметь ладить. И, конечно, наши наработки сейчас не адаптированы под детскую аудиторию. Хотя, к нам периодически приходят мамы, которые как раз хотят помогать своим детям делать презентации. Был запрос от одного класса – хотели чуть ли не в полном составе пройти у нас курсы, потому что, как говорят родители, это уже «наболевшее». Но пока мы с этим проектом на паузе. Думаю, промежуточным решением могут быть наши онлайн-курсы, которые можно проходить в формате «Ребенок плюс мама».
До чего на данный момент доросли Ваши курсы? Их же несколько?
У нас сейчас есть вечерний факультет – это курсы длиной почти в месяц. И есть «Убойный уикенд» - это двухдневный интенсив, с которого все как раз и начиналось. Основная программа у нас та же – мы по-прежнему рассказываем секреты презентаций, обучаем основам креативной визуализации и понятной подаче сложной информации, на которых базируется наш личный подход. Даем много практики, что самое важное. Но на эти курсы лучше приходить, уже подготовленным к работе с PowerPoint. Иначе вы будете больше времени тратить на поиск кнопки или нужной вкладки, вместо того, чтобы учиться делать слайды. Так что, если с PowerPoint совсем туго – сначала милости просим на наш онлайн курс. Там у нас есть обучение основам, работе с интерфейсом программы.
Нет планов перевести все обучение в онлайн? Это ведь расширяет возможности рынка этой услуги.
Мы думаем об этом. Точнее, думаем о комбинировании. С одной стороны, это для многих удобнее, так как нет необходимости подстраиваться под определенное время, нет проблемы «заболел», «не смог». С другой, если все происходит живьем, у нас больше возможностей оперативно ответить, скорректировать человека. Хотя на наших онлайн курсах, конечно, мы тоже даем задания, а потом проверяем и даем оценку. Чтобы не было такого «Я прошел курсы «Бонни и Слайд», а на деле ничему не научился. Такого нам точно не нужно.
То есть, контроль за качеством у вас существует?
Да, и не только на выходе, но и на каждом этапе. Начиная от первого слайда до последнего. Каждый этап мы контролируем, корректируем.
«Платье - самый понятный элемент гардероба»
Отдыхать получается с такой работой? Семьей заниматься?
У меня так сложилось, что бизнес и семья очень взаимосвязаны и чуть ли не равны. Мы вместе движемся и в бизнесе, и дома. Где-то спорим друг с другом, но споры всегда дают нам движение вперед. Работа для нас – это даже не работа, это скорее образ жизни. Мы и в путешествиях умудряемся работать, делать слайды, переговоры вести. Не в таком интенсиве, конечно, как дома. Но если едем в Европу – часто комбинируем отдых с работой. Вообще, в плане путешествий я – маньяк. Люблю организовывать для нас с мужем поездки в необычные места. Последним сильным впечатлением была поездка на Барнео. Правда, оттуда работать не получилось – там и wi-fi не везде есть вообще. Но в Азию я потому и люблю ездить – для проветривания мозгов и перезагрузки.
Шоппинг любите?
В плане шоппинга я очень целенаправленный человек. «Пойти прогуляться по магазинам» - это не мое. И чаще бываю в магазинах, когда путешествуем. В Москве на это вечно нет времени.
Чего у вас в гардеробе больше – брюк или юбок?
У меня это, наверное, платья. На мой взгляд, это самый быстрый способ хорошо выглядеть. Для меня платье – очень понятный элемент гардероба. Когда я вижу платье, сразу понимаю, что к нему не нужно подбирать еще десять вещей. Достаточно красивой обуви и аксессуаров. Поэтому так сложилось, что платьев у меня много. И аксессуаров тоже.
Сколько времени с утра тратите на макияж?
Минут 20, наверное. Но это обязательный ритуал. Мы же ведем мастер-классы, часто у очень солидных слушателей, у которых нужно еще завоевать авторитет. Поэтому внешний вид для меня очень важен.
У вас и дресс-код есть?
Да, в футболке и джинсах на курсы я не приду точно.
И это все о ней:
Светлана Фирсова – арт-директор и партнер
Возраст: 33
Город: Москва
Семья: муж, Николай Пере, креативный директор и управляющий партнер «Бонни и Слайд»
Образование: Смоленский педагогический университет
Карьера: 10-летний опыт работы в рекламном бизнесе, включая компании Instinct (BBDO Group), McCann, карьерный путь от дизайнера до арт-директора, и ныне – со-владельца собственной компании «Бонни и Слайд».
Стиль одежды: smart casual
Любимый аромат: Jo Malone «Японская сакура»
Любимая косметика: Bobby Brown, MAC
Любимые места: Лавочки на горе Монжуик в Барселоне, в порту Ханьи, в саду Мажорель в Марракеше, на набережной озера Гарда, в Музейном квартале в Вене, на Монмартре в Париже и под рапсодиями в Сингапуре.
Мечта: побывать в 100 странах, а лучше в 150.
Фото: Ирина Хмелинская, Алексей Грустливый, Кирилл Попович