Ароматы-воспоминания и неожиданные сочетания: что нужно знать о новом парфюмерном бренде Оливье Креспа

Я никак не ожидала, что он приедет в Москву. В нынешней ситуации, когда европейцы даже по телефону не решаются, дать интервью, Оливье Кресп, презрев все санкции и нашу суровую зиму, прилетел, чтобы представить новый аромат в своей марке Akro. На интервью с ним я мчалась на всех парах. И не только потому, что было интересно, какой окажется новая композиция. Дело в том, что с Оливье мы знакомы много лет. Первое интервью я взяла у него еще в 2001 году, когда только пришла работать в журнал ELLE, на запуске созданного им аромата Light Blue, Dolce& Gabbana. С тех пор эта композиция всегда сопровождает нашу семью в путешествиях, а мой муж до сих пор считает ее самым сексуальным женским ароматом. После мы встречались и беседовали с Оливье на презентациях таких хитов, как Ninа, Nina Ricci; Black Opium, YSL; Valentina, Valentino; Kenzo Amour, Lacoste Pour Femme; Aura, Mugler; CH, Carolina Hererra; Ange Ou Demon и Gentelman, Givenchy, а также многих других. В 2018 году вместе со своей дочерью Анаис парфюмер создал собственную марку Akro, в портфолио которой сейчас входит уже 11 ароматов, которые, судя по цифрам магазинов Л`Этуаль, пользуются невероятным успехом в нашей стране.

Мы встретились с Оливье в тот день, когда Москву в очередной раз завалило рекордным количеством снега. Я попала в пробку и мчалась по сугробам, проклиная наш климат, в отель Lotte Plaza, где метр меня терпеливо ждал. Когда я начала судорожно извиняться за опоздание, он лишь отмахнулся, сказав: «Если бы столько снега выпало во Франции, вы бы и дверь не смогли открыть. У нас ведь не знают, как его убирать. Поэтому даже сантиметр снега в Париже парализует все». Мы рассмеялись, инцидент был исчерпан, и я обернулась к столу, где была выставлена коллекция Akro. Но прежде, чем взять первый флакон в руки, я поинтересовалась, что означает название бренда?

Ароматы-воспоминания и неожиданные сочетания: что нужно знать о новом парфюмерном бренде Оливье Креспа

Оливье Кресп

«Моя дочь больше 20 лет назад переехала в Лондон, всем сердцем полюбив этот город и современный английский стиль жизни. Поэтому, создавая свою марку, мы решили объединить культуры наших двух стран. Даже в названии. С французского слово Accro переводится, как страсть, одержимость и одновременно удовольствие от жизни. Я убрал из названия две буквы «с», которые произносятся, как «к» и заменил их на эту букву, чтобы непосвященные во французский язык произносили Akro марки правильно. Названия композиций английские. Концепция же заключается в минимальном содержании нот, применении всех современных высоких технологий и очень качественном сырье. Я много лет работаю на парфюмерный концерн Firmenich, благодаря чему имею доступ к самым лучшим ингредиентам и технологиям. Мне важно, чтобы покупатели понимали стиль и посыл аромата. Но при этом, я применяю особые, молекулярные методики, которые позволяют повернуть привычные аккорды в нужную мне сторону. Иными словами, использую, как цельные экстракты, так и отдельные арома-молекулы, которые позволяют преподносить привычные ароматы с неожиданной стороны. Посвятил же я свой бренд воспоминаниям и ассоциациям, которые сопровождают нас всю жизнь», – рассказывает Оливье и предлагает мне начать знакомство с коллекцией. Но прежде, чем вдохнуть первый аромат, я обращаю внимание на блоттер. Он меняет цвет в момент, когда на него наносят композицию. Точнее, на нем появляется картинка, которая исчезает, когда парфюм испаряется. «Я считаю, что момент знакомства должен радовать не только обоняние, но и зрение, чтобы усилить ассоциативный ряд», – объясняет парфюмер.

Из рассказа Оливье о марке меня заинтересовало упоминание о трансформирующих ароматы, молекулярных методиках. В чем они заключаются? «Если опустить сложные технические моменты, то скажем так, благодаря им, я могу вычленить из аромата составляющие, которые мне нравятся, убрать те, что „режут“ нос и расширить полученный коктейль дополнительными нотами. Например, возьмем запах конопли — доминанты моего первого парфюма Haze. Она в нем очень узнаваема, благодаря тому, что ее аккорд окружают молекулы абсента, эвкалипта, мяты. А также, не поверите, серы. В аромате же Smoke доминирует табак. А в Awake — кофе».

Я шучу, что Оливье стал мастером по использованию нот кофе после успеха и многократных фланкеров аромата Black Opium, YSL. «О да! Я набил на этом компоненте руку! Но для Awake я приготовил кофе в классически восточном стиле, приправив нотами кардамона и лимона. А также добавил немножечко ветивера. Кофе здесь сразу же чувствуется, он не завуалирован, а доминирует. Кстати какие воспоминания у тебя вызывает кофе?» Не ожидавшая такого вопроса, я говорю об утре, дружеских встречах и перерывах в работе. «Это ассоциации. А я говорю о воспоминаниях, первые из которых у нас связаны с детством. Все мы утром просыпались от этого аромата, когда родители готовили завтрак. Равно как и аромат Dark — темный шоколад, какао, орехи, ваниль и корица — это оммаж к нашим детским мечтам о шоколадных десертах и блинчиках с нутеллой. Чтобы вызвать эти воспоминания я беру нужную ноту и окружаю ее молекулами, которые делают аромат с одной стороны, приятно звучащим на коже. А с другой, вызывают в мозге связь с этим запахом в повседневной жизни. Но периодически я играю и на неожиданных ассоциациях. Например, в композиции Malt, ром, виски и кожу соединил с солоноватым аккордом водорослей».

Ароматы-воспоминания и неожиданные сочетания: что нужно знать о новом парфюмерном бренде Оливье Креспа

Оливье Кресп и Мария Тараненко

Действительно, если первые три ноты ассоциируются с досугом джентльмена, сидящего в кожаном кресле, то последняя, простите, сбивает с ног. При чем тут водоросли? «Это моя ассоциация с Lagavulin, моим любимым односолодовым шотландским виски, который производят с 1816 года на винокурне, расположенной около моря на острове Айлей. Бочки там дубовые, старинные, и за эти годы, благодаря местным ветрам пропитались морской солью. Поэтому Lagavulin имеет еле уловимый, чуть солоноватый привкус, который я и привнес в аромат. Все логично!»

Затем Оливье Кресп признается, что есть в его коллекции и контрастные композиции. Например, Night – это альдегидная роза с кумином и шафраном: противостояние чистоты и порочности, которую по его мнению, несут пряные ноты. Аромат же Ink посвящен столь модному в Лондоне татуажу. Его нотами стали черные чернила, гудрон, жасмин, ветивер и соль. «Есть ассоциации и страсти, которые просто сделать, а есть и те, что посложнее», – лаконично объясняет он последнее сочетание, не вдаваясь на этот раз в ассоциативные подробности.

Мы доходим до аромата Bake, от которого у меня, любительницы легких гурманских композиций, просто сносит голову. «Вы в большинстве, —  смеется Оливье, — в России это бестселлер. Название Bake — это сокращенное от Bakery. Чтобы передать всю аппетитность запаха кондитерской я смешал ноты лимончелло, капкейков, лимонного торта, взбитых сливок, рома, ванили и соленой карамели». Но этот аромат кажется мне чисто женским, тогда как месье Кресп позиционирует все свои ароматы, как унисекс. К моему удивлению, Оливье утверждает, что Bake покупает и много мужчин. «Вкусы меняются, — поясняет он, — 30 лет назад мужскими ароматами считались лишь свеже-бодрящие. И именно на них тогда стали претендовать женщины. Концепция унисекса ведь появилась благодаря дамам, которые стали пользоваться мужскими ароматами. И первые композиции для обоих полов были легкими. Теперь же мужчины развили свое обоняние, проникнувшись очарованием и ориентальных, и бело-цветочных, и гурманских парфюмов. Поэтому этот Bake пользуется популярностью и у них».

Переходим к следующему парфюму — Rise. Его Оливье Кресп посвятил страсти к путешествиям, отдыху на райских островах, солнцу в зените, соленым волнам, кокосовым пальмам, ананасовой пина-коладе и франжипании. Доходим и до новинки. Она в другом, темном флаконе, и Оливье признается, что этим запуском он открывает новую, топ-гамму в своей марке. Ее ароматы будут сотканы из особо-ценных и редких нот. Также в будущем планируется запуск гамм в серебристых и золотистых флаконах. Но концепцию этих серий парфюмер пока не раскрывает.

Новый же, 11-й аромат East, судя по названию, посвящен Востоку. Оливье подтверждает и сообщает, что ключевой нотой здесь стал уд. Конечно же, с нюансами. «Уд у всех ассоциируется с Ближним Востоком, — но вы не поверите, на создание East меня вдохновила Южная Америка. Точнее, ее жители. Когда я встречался с колумбийцами, бразильцами и мексиканцами, они просили меня создать что-то с удом. Это было удивительно! Ведь уд и для меня был всегда чем-то арабским. А теперь его стали боготворить на всех континентах». Дальше — еще более необычное признание: «Моей главной задачей было избавить аккорд уда от присущих ему малоприятных, „сырных“ нот». Я с удивлением признаюсь, что запаха сыра в удовых ароматах ни разу не улавливала. «Это потому что вы не отдаете себе в них отчета. Но в классических ориентальных композициях с нотой уда этот привкус есть. Я еще сравниваю его с запахом верблюда. Да, конечно, на Ближнем Востоке к нему не привыкать, но меня лично эта животная сторона уда раздражала». Свой, очищенный от неприятных ему нот, уд месье Кресп обрамил аккордами розы, малины и кожи, добившись аристократичного, утонченного, теплого звучания.

Настал момент незапланированного для меня сюрприза: знакомства с весенней новинкой, ставшей итогом трехлетней работы. Аромат Infuse выйдет только в марте. Но мне уже дозволено с ним познакомиться. Сразу улавливаю цитрусовую ноту. «Бергамот», — подтверждает Оливье. Слышу я и чайный аккорд. «Браво, это Улун — азиатский зеленый чай», — хвалит меня парфюмер. И рассказывает, что для поиска нужного аккорда он в Шанхае, перепробовал массу сортов этого напитка. В композицию входит также и черный чай из Краснодара, который Оливье обожает со времен своих первых визитов в нашу страну во время перестройки. С 1982 по 1990 он посетил СССР более 50 раз, создавая композиции для фабрики «Новая заря». Названий своих творений, правда, он не помнит, но с тех пор беззаветно любит нашу страну.

Мы возвращаемся к Infuse. Помимо чаев и бергамота месье Кресп включил в пирамиду османтус и фрезию «полученную из бергамота». Я делаю большие глаза, а Оливье смеясь, терпеливо объясняет, что начальные ноты, «верхушка» бергамота несет в себе такие же молекулы, как и этот цветок. Поэтому он взял «фрезийную» составляющую этого цитруса, а саму фрезию не использовал. «Дело техники», — с улыбкой разводит он руками.

В конце нашей встречи я осторожно интересуюсь, будет ли Оливье Кресп продолжать разрабатывать композиции для других брендов или сосредоточится лишь на своем семейном бизнесе? «Разумеется, я продолжаю работать, как мэтр парфюмерии и создавать ароматы для больших марок. Мое последнее творение – Devotion, Dolce&Gabbana. Также тружусь над композициями для Givenchy, Kenzo, Paco Rabbane, L`Oreal Luxe, Coty».

Я вздыхаю и сетую на то, что большинство из перечисленных брендов ушли с нашего рынка. «О, поверьте, они вернутся. Точно вернутся! — восклицает Оливье, — Французская парфюмерия не может существовать без российского рынка. Это исторические связи. А с ними бороться невозможно никакой политике!»

Фото: Дарья Орлова.