Короткие светлые волосы наравне с интенсивной бирюзовой подводкой были определяющей частью имиджа Дианы. Нам настолько трудно представить ее с длинными (или хотя бы полудлинными) волосами, что, кажется, едва ли это когда-то имело место быть.
Действительно, согласно фотоархивам, локонами умеренной длины мисс Спенсер щеголяла только в детстве. Мир узнал и полюбил ее с совсем другой прической.
1980-1982
Милая и трогательная — определения, с которыми у многих до сих пор ассоциируется образ принцессы Уэльской. На ранних фотографиях ее ракурс был неизменным: мисс Спенсер слегка наклоняла голову вниз, словно облако коротких светлых волос могло послужить прикрытием от внезапной вспышки фотоаппарата досужливого папарацци. Это окутывало ее аурой уязвимости и особо сладкой детской нерешительности, благодаря которой она тут же снискала прозвище «застенчивой Дианы».
Невинная и беззащитная — эпитеты, в первую очередь отличающую ее от предыдущих пассий Чарльза, решительных и уверенных в себе «демонов в юбке» (таких, например, как Сабринна Гиннесс или Джейн Уэлсли). Но, несмотря на то, что выглядела Диана как сотни других юных британок — твидовые юбки, толстые кардиганы, блузки с рюшами — стрижка у нее была короткая, что само по себе отвечало духу «прогрессирующих» 80-х, но было весьма необычно для будущей принцессы. Строго говоря, Чарльзу (и в особенности его матери) не мешало бы вовремя обратить на это внимание и разглядеть предзнаменование: под нежной внешностью билось протестное сердце «повстанца».
Одним из первых парикмахеров, ответственных за прическу Дианы, с которой та предстала миру в статусе невесты принца Уэльского, был Ричард Далтон. Англичанина она повстречала в салоне на Бонд-стрит, где приводили в порядок шевелюры ее сестры Сара и Джейн. «Я познакомился с Дианой, когда ей было семнадцать, ─ откровенничает Далтон. — На самом деле, когда она пришла впервые, я был занят — работал с ее сестрой, поэтому крикнул из другой комнаты еще одного нашего стилиста Кевина Шэнли и попросил заняться ее стрижкой». Едва ли Шэнли тогда изобрел велосипед — скорее всего, он подстриг Диану просто-напросто по образу и подобию сестры с учетом особенностей цвета и структуры волос первой.
Из-под его руки вышла элегантная стрижка слоями с пробором налево. Результат получился просто отличным: он подчеркнул и милую детскую улыбку Дианы, и ее чуть кокетливый взгляд (да здравствует Shy Di!), и овал лица.
Сразу после того, как леди Спенсер обручилась с Чарльзом, все женщины хотели стричься «как Диана». Кстати, именно руке Шэнли принадлежит свадебная прическа принцессы Уэльской. На то, что она собрала в свой адрес почти столько же ироничных отзывов, сколько и свадебное платье, стилист отвечает просто: волосы лежали гораздо лучше, а объем был куда пышнее, чем в увековеченный фотографами момент выхода из церкви — просто жара в этот день сделала свое дело (читайте также: Свадебное платье-катастрофа принцессы Дианы).
1982-1990
«Прическа Дианы» стала невероятно популярной среди англичанок (и не только) — настолько, что в журналах даже печатали схемы стрижки, чтобы женщины шли к парикмахеру с готовыми ценными указаниями.
Шэнли и Далтон позже поссорились, и второй официально занял место «главного» стилиста принцессы. Они пробыли вместе плоть до 1991 года, когда Ричард сменил место жительства на заокеанское: переехал из Великобритании в США. На протяжении этих лет прическа Дианы почти не претерпела кардинальных изменений: принцесса Уэльская в полной мере осознала, что общественность не только следит, но и с удовольствием комментирует каждый ее шаг. Поэтому когда она, например, захотела обновить стрижку в пользу более короткой длины перед поездкой в жаркую Африку, Далтон сделал это предельно аккуратно: постепенно, шаг за шагом, он укорачивал длину на полсантиметра раз в неделю, так что в итоге никто не заметил кардинальных перемен, а Диана получила то, что хотела (и выглядела при этом прелестно).
С локонами Диана выглядела вполне миловидно, но, очевидно, чувствовала себя не совсем комфортно, и скоро сменила их на более привычную прическу. А с середины 80-х на голове Дианы, как и в личной жизни, постепенно воцарился живописный, но тревожный хаос.
Далтон также утверждал, что чудесный медовый оттенок русого был дан Диане от рождения. Но это не отменяет того, что светлые в юности волосы мисс Спенсер постепенно темнели, пока не перешли в разряд темно-русых (или попросту «мышиных»). А так как леди Ди, согласно показаниям своих парикмахеров, очень хотела «быть блондинкой или «около того», она, начиная с 23 лет, практически каждые 1,5-2 месяца делала мелирование или осветляла отдельные пряди.
Еще одной отличительной особенностью прически Дианы этого периода было увлечение стайлингом: ее укладка была практически железобетонной — принцесса не хотела, чтобы погода или случайное недоразумение застало ее врасплох.
1990-1992
После расставания с Далтоном личным стилистом Дианы стал Сэм МакНайт. Автор множества глянцевых обложек и именитых фотосессий, именно он кардинально изменил стиль принцессы: подстриг ее дерзко коротко для королевской особы, став автором «фирменной» стрижки леди Ди.
С Ричардом Далтоном они совершили своеобразную рокировку: тот отправился в Америку, а МакНайт, наоборот, прилетел в Лондон из Нью-Йорка, чтобы присоединиться к фэшн-команде «Вога» (стилист Анна Харви, визажист Мэри Гринвелл, фотограф Патрик Демаршелье), которой поручили снимать «звездных» — или как сказали бы сейчас — IT-девочек — Викторию Локвуд, жену родного брата Дианы Чарльза Спенсера, и леди Сару Армстронг-Джонс, дочь принцессы Маргарет. «Нам объявили, что в процессе нужно будет снять на одну персону больше, но мы понятия не имели, кто это будет, ─ вспоминает МакНайт. — Она (Диана — прим. ред.) просто подлетела к нам с приветствием. Помню мое первое впечатление: длинные ноги и самая красивая улыбка на свете».
Ее волосы в то время были достаточно длинными, и она спросила МакНайта: «Что бы вы с ними сделали, дай вам волю?». «Отрезал бы», ─ ответил тот («Я хотел снизить градус скованности и чопорности и добавить допустимую каплю сексуальности: помилуйте, ей ведь тогда было всего чуть за тридцать!»). «Тогда сделайте это», ─ парировала Диана. И Сэм подстриг ее под «пажа» (чуть удлиненный вариант стрижки «под мальчика») прямо в съемочной студии.
Принцесса Уэльская в один момент сменила образ инженю на портрет самостоятельной уверенной в себе женщины, готовой к переменам. Это было спустя десять лет после начала ее брачного пути с принцем Чарльзом и за два года до развода.
1992-1997
Диана долго привыкала к новой стрижке: она казалась ей «немного чересчур» ─ слишком простой, слишком естественной. Как только МакНайта, постоянным местом жительства которого оставались Штаты, не было рядом, она старалась «зализать» их назад, замысловато уложить или щедро полить лаком. Потом они вместе смеялись над неудачными экспериментами и снимками, которые удавалось сделать фотографам. Именно Сэм был одним из тех, кто старался побороть комплексы Дианы насчет собственной внешности. «Я работал со многими супермоделями: Линда Евангелиста, Ева Герцигова — помните их на подиуме? ─ говорит МакНайт. — Это настоящие амазонки: сильные, крепкие, мускулистые. Диана была такой же.
Еще один звездный стилист, с которым судьба свела Диану, Даниеэль Гэлвин подарил ей стильную «гладкую» стрижку, которую она в разных модификациях носила последние два года жизни.
Диана, конечно, была принцессой по «чину», но ее коротко стриженые волосы совсем не вписывались в идеальный образ венценосной особы. В этом отношении, как и во многих других, она была нонконформисткой: в то время как другие принцессы и королевы щеголяли локонами и замысловатыми прическами, она с гордо поднятой головой «несла» короткую стрижку. Казалось, чем короче были волосы Дианы, тем счастливее она была.
Фото: Getty Images