Многоярусные юбки с подушками, набитые конским волосом, каркасы из обручей, громоздкие конструкции, пристегивающиеся к корсету, турнюры, нижние юбки, счет которых доходил до десятка, — все эти модные ухищрения, приносящие зачастую невыносимые страдания женщинам, стали прообразами современных макси-юбок — более удобных, комфортных и практичных.
До середины XIX века макси-юбка была неотъемлемой частью женского костюма. Все начало меняться с началом активной борьбы женщин за свои права: суфражисткам, выходящим на пикеты, демонстрации и забастовки, требовалась более удобная и комфортная одежда, не сковывающая движения. В длинных юбках с рюшами и оборками активно участвовать в общественной жизни, создавать свои клубы и выступать на площадях француженкам, за которыми следили все европейские модницы, было крайне сложно, и с конца XIX века длина юбки постепенно поползла вверх.
В начале XX века, примерно с 1910 по 1914 года, в европейскую моду вошли «хромые юбки» — модели, сильно зауженные к щиколотке. Из-за необычного фасона и сильной перетяжки юбки в районе лодыжек создавалось ощущение, что женщина, носящая такую юбку, немного прихрамывала. Основоположницей тренда стала Цецилия Сорель — актриса, которой такая юбка понадобилась для роли. По сценарию, она должна была стоять у колонны, а потом элегантно отделиться от нее. Чтобы это смотрелось органично, необходимо было, чтобы фасон юбки выглядел сродни колонне — таким же плавным и скульптурным.
Как это часто бывает, неудобные и непрактичные фасоны быстро полюбились женщинам, и без зазрения совести светские дамы начали выгуливать «хромые юбки» на вечерах и балах, закрыв глаза на дискомфорт при ходьбе. Примечательно, что такие юбки активно продвигал в массы Поль Пуаре — знаменитый борец за комфорт женщины. Также свои вариации предлагал модный дом Жанны Пакен (она же, к слову, создавала коллекцию длинных юбок с разрезами для танго — крайне популярного в то время направления в танце). Paquin дополняли такие фасоны скрытыми складками, однако решить проблему непрактичности не удалось, и вышли из моды «хромающие» модели так же быстро, как и в нее вошли: для женщины в условиях борьбы за свои права и равенство такие фасоны не подходили.
В противовес демонстрациям и забастовкам в фабрике грез в это время начинается одна из самых ярких эпох — золотой век Голливуда. Киноиндустрия создала своих законодательниц мод, и здесь юбки и платья макси становятся неотъемлемым атрибутом вечернего туалета: роскошные платья в пол, выполненные из атласа, парчи и шифона, платья с открытыми плечами, подчеркнутой линией талией и декольте носили главные иконы золотой эпохи — актрисы Глория Свенсон, Джин Харлоу, Ава Гарднер, Клара Боу и Пола Негри. Их элегантному стилю подражали тысячи женщин по всему миру.
В повседневный гардероб макси-юбки вернулись уже в тридцатые годы, после банковского кризиса на Уолл-стрит. Крах нью-йоркской биржи и последующая Великая депрессия сместили роскошь Голливуда в сторону практичной одежды, сделав целомудренные макси символом мировой нестабильности. Прародителем «новых макси XX века» стал Жан Пату — французский модельер, один из родоначальников спортивного стиля и любимец американской и европейской элиты. С началом кризиса Пату вернул в моду длину макси, о которой все уже успели позабыть, и чуть позже его примеру последовали другие модельеры, постепенно опуская юбку все ниже и ниже, а к середине 30-х — и до самого пола. Менялась и линия талии: сначала из-за укороченных блуз она стала выше, однако Пату сделал ее линию естественной. Чтобы не отставать от тенденций и при этом сэкономить в трудный экономический период, модницы пришивали к юбкам клинья, оборки или дополнительные отрезы ткани.
В 60-х в Лондоне появляется одна из самых скандальных вещей века — мини-юбка, и на волне бешеной популярности длина макси уходит в тень. Историки до сих спорят, кому принадлежит пальма первенства: то ли французу Андре Куррежу, то ли британке Мэри Куант, но факт остается фактом: экстремальная длина — то, чего тогдашним женщинам не хватало. За активную популяризацию мини-юбок Куант даже получила Орден Британской империи за особые экономические заслуги. Ярой противницей новой тенденции стала Коко Шанель, которая ошибочно предрекала, что юбка никогда не поднимется выше колена.
Мода на различную длину кардинально менялась каждый сезон, и в последних коллекциях можно с одинаковым успехом найти как экстремально короткие модели, так и юбки в пол: строгих правил и канонов больше нет. Наиболее простые и выигрышные сочетания получаются с базовыми вещами — например, лаконичной рубашкой или футболкой, заправленной в юбку-макси. В противовес к простому верху можно выбрать необычный низ — например, асимметричную юбку в пол с клиньями или вырезами.
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб