Стиль Дианы Спенсер был несовершенен, местами ошибочен и драматичен, равно как и ее брак с наследником престола — Чарльзом. Но именно мода помогла принцессе, лишенной титула, сохранить любовь миллионов и навсегда остаться «королевой людских сердец».
Сегодня платья Дианы выставляются в известнейших музеях и уходят с молотка за невообразимые деньги. Но до помолвки с принцем Чарльзом девушка, работавшая помощницей воспитателя в детском саду, едва ли задумывалась о собственном стиле. Она одевалась так же, как и большинство молодых аристократок Лондона, — в однотонные рубашки, классические кардиганы и хлопковые юбки, создающие необходимое чувство комфорта. Ведь что еще могло быть в приоритете у той, которая ходила не с именной сумкой Dior, а с ручками от коляски младенца?
Помолвка с членом королевской семьи бросила Диану в модный омут и обязала заняться более тщательным подбором одежды, служившей теперь инструментом политической игры. Не имея никаких представлений о том, как должна выглядеть будущая принцесса, она стала перебирать все варианты — от «бабушкиных» платьев в цветок до чудаковатых блуз с рюшами. «В те дни она была очень застенчивой и наивной. То, как она вела себя, напоминало мне напуганного животного, — рассказывал писатель Таки Теодоракопулос. — У Дианы поначалу совершенно не было вкуса, но его отсутствие компенсировалось внутренним магнетизмом. Именно он помог влюбить в себя скептичных британцев, которые прощали юной мисс Спенсер все ее модные промахи».
Самым крупным из модных промахов юной Дианы стало свадебное платье, сделавшее невесту принца Уэльского похожей на пирожное «безе».
В разработке подвенечного наряда Диана принимала участие лично, руководствуясь опытом дизайнеров Дэвида и Элизабет Эмануэль. Наряд состоял из шелковой тафты, кружева, десяти тысяч жемчужин, бриллиантового пояса и восьмиметрового шлейфа, который тянулся по всему Букингемскому дворцу, стирая былую утонченность и скромность леди Дианы.
Провалом стал и выбор ткани (с учетом фасона юбки): дизайнеры и невеста не учли, что девушке предстоит доехать до Вестминстерского аббатства в крытом экипаже. В итоге у алтаря Диана Спенсер стояла в безнадежно помятом платье. Мятым оно вышло и на всех свадебных фотографиях, но, кажется, никто не обратил на это особого внимания. К слову у этого платья был дублер, которым Диана не захотела воспользоваться. Об этом мы писали отдельно: Секретное свадебное платье принцессы Дианы.
Поняв, что подвенечный образ не был настолько хорош, каким казался при подготовке, Ди обратилась за помощью к редактору Vogue UK Анне Харви. Девушка должна была стать консультантом принцессы в вопросах стиля, познакомить ее с главными именами в дизайне, а также научить нравиться Елизавете II и при этом сохранять индивидуальность. Однако это сотрудничество усложнялось упрямством ее высочества: «Диана всегда знала, чего хочет, — и это не имело никакого отношения к колебаниям моды или сезонным тенденциям», — признавалась Харви. Даже когда она убеждала принцессу приобрести какую-то вещь, через несколько месяцев покупка возвращалась на магазинную полку. Принцесса Уэльская прислушивалась к советам, но отказывалась беспрекословно им следовать.
В 80-х годах гардероб «династической Ди» (так ее именовали в прессе во время замужества с Чарльзом) включал несколько очевидных характеристик. Это, к примеру, наличие декоративных деталей, которые переносили акцент с узких бедер и широких плеч Дианы: бантики, элегантно завязанные на шее, атласные ленты на чуть завышенной талии и приподнятые «фонариком» рукава — любимый модный прием принцессы. С другим проявлением нестандартности фигуры — высоким ростом в 178 сантиметров — она справлялась при помощи балеток и «kitten heels», незаслуженно вытесненных из моды высокими каблуками. Все это чаще всего подбиралось под один-единственный цвет — синий, розовый или красный, на котором Диана настаивала вне зависимости от повода или тренда.
«Я не живу по правилам, — говорила она. — И руководствуюсь сердцем, а не головой».
В подтверждение своих слов Диана не боялась выходить в свет в одном и том же, что не укладывалось в рамки этикета «истинной леди» и повергало в шок королеву Елизавету. Но она поступала так не из-за лени, а ради проявления лояльности к подданным, которые, стремясь быть похожими на их принцессу, не могли позволить себе менять по 365 платьев в год.
Она надевала алый наряд Bruce Oldfield на премьеру фильма о Джеймсе Бонде и повторила его годом позже (но уже с другой сумочкой) в Королевской опере. Голубое платье Bellville Sassoon выгуливалось с промежутком в три года — на выставке в музее Виктории и Альберта и на мероприятии Royal Variety. Из зеленого Catherine Walker Диана и вовсе не вылезала, носив его на протяжении всей беременности и во время выписки с новорожденным Уильямом. Оно, хотя и было далеко от элегантности и изощренного дизайна, стало любимейшим платьем поклонников принцессы, которые явно оценили ее стремление быть ближе к нации.
Единственным правилом, которое Диана не могла и не хотела нарушать, была поддержка отечественного производителя: почти вся ее одежда в статусе жены наследника престола готовилась британскими дизайнерами. Брюс Олдфилд шил для принцессы Уэльской наряды с неестественно большими рукавами, Элизабет Эммануэль поражала асимметрией и драпировкой, а Виктор Эдельштейн вооружался бархатом и являл миру настоящие шедевры. Одним из них стало платье-русалка с приема королевской четы у президента Рейгана — том самом, где Диана кружилась в танце с Джоном Траволтой. Позднее, уже после ее смерти, оно было продано за рекордные 240 тысяч фунтов, что по сегодняшним меркам равняется 11 миллионам рублей.
Явным фаворитом среди дизайнеров у леди Ди была Кэтрин Уолкер. Ей доверялись костюмы для важнейших приемов ее высочества, будь то банкет с первыми лицами государства или дебют на красной дорожке Каннского кинофестиваля. Нельзя сказать, что Кэтрин не подводила молодую принцессу (стоит вспомнить хотя бы ее вельветовый наряд для визита в Германию), но, кажется, только она понимала резкую смену настроений Дианы и старалась отобразить это в повседневной и вечерней одежде.
«Мы всегда учитывали напряженность взаимоотношений между платьем и женщиной, которая его надевала: кто из них все-таки звезда? — объяснял Сэйд Сайрус, сооснователь Catherine Walker & Co. — В случае с принцессой моя супруга и я проявляли добровольную кроткость, пытались смягчить „модное заявление“, которое обычно делает платье. Вещи Дианы должны были выполнять функцию поддержки, стать инструментом ее работы с людьми».
Принцесса Диана в нарядах Catherine Walker:
Кэтрин Уолкер — одна из немногих дизайнеров, оставшихся с Ди, когда в игру вступили международные бренды: Chanel, Valentino, Christian Lacroix, Ralph Lauren, Christian Dior и Jacques Azagury. Это случилось в начале 90-х годов, после того, как она осознала неизбежность развода и свое нежелание быть следующей королевой Британии (читайте также: Не святая Диана: 7 фатальных ошибок принцессы Уэльской). Тогда же Диана Спенсер стала появляться на публике в брюках — своеобразном символе эмансипации. Выйдя из отеля Ритц в блейзере марки Cerruti и джинсах, она начала отсчет своего модного перерождения, окончательно освобожденная от правил и монарших условностей.
Перед англичанами предстала совершенно новая леди Диана: свободная, сексуальная, зрелая женщина, которая с помощью одежды показывала, что не готова впредь мириться с изменами мужа.
Ключевым в этом стало так называемое «платье мести» с немыслимым для статуса ее высочества декольте и обнаженными плечами. В нем Ди появилась в галерее Сенпертайн сразу же после публичного подтверждения Чарльзом его связи с леди Камиллой, выйдя из щекотливой ситуации с гордой улыбкой. «Диана купила это платье, когда еще была принцессой Уэльской, но оно показалось ей слишком дерзким, — рассказывал директор моды InStyle Хэл Рубинштейн. — После расставания с Чарльзом, после того, как сказка закончилась, его время пришло. И угадайте, кто был всех обложках днем позже? Верно, Диана, поддавшая огонька».
«Для нас с братом ее постепенная эволюция была увлекательнее любого сериала, — делилась Донателла Версаче, — но как икону стиля мы стали воспринимать ее еще в 1991 году, после съемок обложки Harper’s Bazaar. Джанни сшил для Дианы обтягивающее голубое платье с золотыми запонками, а Сэм Макнайт сделал ее иконическую стрижку короче и зализал волосы назад. В таком виде она позировала Патрику Демаршелье — раскрепощенная, сильная, способная взять свою жизнь в собственные руки. „Фирма“, как она называла королевскую семью, забрала у нее титул, но Ди доказала, что никогда в нем и не нуждалась».
К слову, многолетняя работа с Джанни Версаче так и не смогла перерасти у леди Дианы в дружбу. После того, как дизайнер отправил ей целую фуру новых нарядов, она вернула их с вежливой отказной запиской, объясняя, что никогда не принимает модных подарков.
Принцесса Диана в Versace:
«Мода не для меня. Она для людей, которым я наношу визит или которые ежедневно видят меня в газетах. Им не нужна домохозяйка, им нужна принцесса! И лучше дать им то, что они хотят…».
Во всем, что бы она ни делала, Диана старалась на разочаровать людей, оправдать любые их ожидания. Вывод английских дизайнеров на мировую арену, создание незыблемых по сей день трендов, отказ от протокольного королевского стиля и распродажа гардероба на благотворительных аукционах — даже это шло в счет большой гуманитарной кампании, которую принцесса вела на протяжении всей своей жизни. За ее короткий промежуток Диана совершила для моды больше, чем кто-либо до или после нее, следуя лишь собственным желаниям и принципам. И навсегда осталась модной иконой не за то, ЧТО носила, а за то, КАК и ПОЧЕМУ…
Фото: Getty Images