Если вы откроете любой учебник по написанию сценариев, то непременно обнаружите там определенные законы построения сюжетов, по которым обычно снимаются фильмы. И все же некоторые режиссеры предпочитают отступать от канонов и создают уникальные в своем роде шедевры. Мы собрали самые необычные картины о любви за всю историю кинематографа.
«Хиросима, любовь моя», 1959
Она — французская актриса, он — японский архитектор. Значительную часть фильма составляют их диалоги о любви, жизни и войне на фоне исторических кадров послевоенной Хиросимы. Главный герой (Эйдзи Окада) пытается узнать историю жизни своей новой возлюбленной (Эмманюэль Рива). На следующий день ей предстоит улететь обратно в Париж, поэтому каждый миг до момента разлуки они стараются провести вместе.
Как и во многих других своих фильмах, режиссер Ален Рене в этой картине показал неразрывную связь прошлого и настоящего, плавные переходы от реального к иллюзорному. Стоит отдать должное и монтажеру Анри Кольпи, благодаря которому задумка режиссера стала возможной. Именно после этого фильма Рене стали причислять к представителям французской новой волны — направления в кинематографе, для которого характерен отказ от устоявшихся методов съемки и стиля повествования.
«В прошлом году в Мариенбаде», 1961
Безусловный шедевр Алена Рене. Безумно красивый фильм о памяти и любви, обитающей в таинственном пространстве между воспоминанием и реальностью. Он и она встречаются в шикарном отеле, расположенном в старом замке с садом. Молодой человек пытается убедить девушку, что в прошлом году они уже встречались здесь. Он в деталях описывает момент их встречи, рассказывает, что она едва не отдалась ему, но передумала в последнюю минуту. Тогда они договорились встретиться здесь через год, чтобы проверить, насколько сильны их чувства. Однако проблема в том, что девушка вообще не помнит этого человека.
Фильм «В прошлом году в Мариенбаде» вызвал равные по силе восторги и порицания критиков, обескураженных его оригинальной новаторской формой. От завораживающей красоты фильма невозможно оторвать глаз: Рене специально копировал стилистику немого кино и даже пытался достать для съемок пленку, на которую снимали в 20-х. Виртуозная операторская работа Саша Верни построена на геометричных сочетаниях черных и белых линий. А костюмы для главной героини шила сама Коко Шанель. Кстати, при просмотре обязательно оцените то, как снята сцена в саду, ставшая хрестоматийной в истории кино. По задумке режиссера, на этих кадрах люди отбрасывают тени, а деревья — нет. Трактуйте этот загадочный штрих сами.
«Жюль и Джим», 1962
Еще одним основоположником французской новой волны считается Франсуа Трюффо. Фильм «Жюль и Джим» — абсолют его режиссерского гения. Главные герои — австриец Жюль и француз Джим — влюбляются в статую из музея. В скором времени они встречают оплот своих фантазий — роскошную Катрин. Девушка искусно манипулирует обоими друзьями, признаваясь в любви то одному, то другому. Любовный треугольник прерывает неожиданная гибель одного из друзей.
Один из величайших ученых XX и XXI вв. Стивен Хокинг как-то раз признался, что «Жюль и Джим» — его любимый фильм. Во время просмотра обратите внимание на непревзойденную операторскую работу. Для создания такого особенного стиля оператору Раулю Кутару приходилось привязывать камеру к велосипеду и даже к вертолету.
«Бульвар Сансет», 1950
Одиннадцать номинаций и три премии «Оскар» говорят сами за себя: эта нуарная картина Билли Уайлдера входит почти во все списки лучших фильмов всех времен. Канва повествования — юный сценарист Джо Гиллис (Уильям Холден) тщетно пытается добиться успеха в Голливуде. Из-за неожиданно лопнувшей шины он оказывается в особняке когда-то очень знаменитой актрисы Нормы Десмонд (Глория Суонсон) на бульваре Сансет и остается там жить. Через какое-то время Гиллис понимает, что Норма живет в воображаемом мире, где она по-прежнему популярна и востребована. Она мечтает сыграть Саломею и даже пишет для себя сценарий. Джо помогает ей в этом деле, хоть и осознает его безнадежность. В конце концов, Гиллису надоедает быть альфонсом, и он хочет уйти, но Десмонд его не пускает. Ситуацию усугубляет роман Гиллиса с Бетти Шафер, молодой девушкой, работающей на киностудии.
Примечательно, что пик славы Глории Суонсон на момент съемок фильма уже прошел, но в отличие от своей героини, актриса триумфально вернулась в Голливуд после успеха данной картины.
«Дневная красавица», 1967
Провокатор и фантазер Луиса Бунюэля стал победителем Венецианского кинофестиваля 1967 года, оставив позади «Китаянку» Годара и даже «Царя Эдипа» Пазолини. Северина (ее играет Катрин Денев) живет жизнью парижской буржуа, у нее есть любящий муж Поль (Жан Сорель) и, казалось бы, нет поводов для рефлексии. Однако девушку навязчиво посещают эротические фантазии мазохистского толка, в которых муж ее истязает. Не в силах рассказать Полю о тайных желаниях, Северина устраивается на работу в элитный бордель под псевдонимом Дневная красавица. Днем Северина воплощает с клиентами самые дерзкие фантазии, а к вечеру опять становится примерной женой. Двойная жизнь героини оказывается под угрозой, когда однажды в бордель решает заглянуть один из приятелей ее мужа.
Следуя излюбленной абсурдистской манере повествования, Бунюэль намеренно переплетает в «Дневной красавице» сон, вымысел и реальность. Действие происходит на фоне парижских парков, Елисейских Полей и нарядных интерьеров. Каждый кадр блистает атмосферой 1960-х годов. Костюмер фильма — Ив Сен-Лоран, который так изящно подчеркнул холодную и аристократичную красоту Катрин Денев. По мнению французского критика Мишеля Обриана, роль Северины стала серьезным вызовом, который Катрин Денев приняла победоносно: «Она должна была изобразить страсть на грани безобразного и при этом не показаться смешной или отталкивающей… Она выигрывает партию, и свидетельство тому — что мы начинаем осуждать недуг героини, а не ее саму и не можем забыть ее ранящей улыбки».
«Вечное сияние чистого разума», 2004
Наверно, это один из самых необычных фильмов из этой подборки. Уследить за логикой повествования почти невозможно. Сцены из настоящего резко сменяются сценами из прошлого. Неудивительно, что картина получила премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
Джоэл (Джим Керри) и Клементина (Кейт Уинслет) познакомились в День Святого Валентина. В процессе общения они поняли, что их биографии имеют много общего. Оказалось, что они уже знакомы и даже когда-то были парой, но воспоминания друг о друге у обоих стерты.
Джим Керри, которого все привыкли видеть только в комедийном амплуа, совершенно по-новому раскрылся в этом фильме.
«Запрещенные игры», 1952
Грустная и трогательная картина — о взаимной привязанности сироты Поллет и деревенского мальчугана Мишеля, ставшего ее единственным другом.Фильм Рене Клемана можно назвать антивоенным, хотя большую часть картины мы вообще не видим войны. После того как маленький Мишель (Жорж Пижули) уговаривает родителей разрешить Поллет (ее играет юная Брижит Фосси) остаться жить с ними, преданные друзья находят для себя очень важное занятие. Оно совсем не похоже на игры других детей. Словно воздавая дань павшим, так и не преданным земле жертвам войны, они хоронят всякое найденное ими мертвое животное: и червяка, и жучка, и мышку. В это время взрослые жители деревни заняты непрекращающейся соседской враждой.
Военная реальность, пусть и не показанная в кадре, непоправимо искажает мир детей. Но кроме этого через комические и драматические повороты сюжета мы видим нарождающуюся крепкую дружбу и любовь двух хоть и совсем юных, но уже способных на истинное чувство людей.
Фото: кадры из фильмов