Дизайнерские темные очки, новый оттенок блонд, прическа «конский хвост» – Кристен Стюарт было бы не узнать, если бы не пара здоровенных телохранителей, которые сопровождали ее в ресторан Nikki Beach перед отелем Carlton в Каннах. Это было идеальное место и идеальное время для появления в образе идеальной кинодивы.
Со времен «Сумерек» прошло восемь лет. А с того момента, как стартовала ее актерская карьера (это была роль девочки в очереди к школьному фонтану), – семнадцать. Несколько громких романов, в том числе с актером Робертом Паттинсоном, режиссером Рупертом Сандерсом и певицей СоКо (кстати, героиней другого интервью Marie Claire). А теперь умиротворенная жизнь в расслабленном Лос-Анджелесе и предложение сочетаться узами брака со своей партнершей. Неужели мы потеряли бунтарку Кристен Стюарт навсегда?..
M.C.: Кристен, вы ходите в кино, когда вы дома?
Кристен Стюарт: Я живу в городке Лос-Фелис, это довольно тихий район Лос-Анджелеса. Рядом с домом есть пара кинотеатров.
И когда, интересно, вы последний раз смотрели кино в кинотеатре?
Я ходила на «Книгу джунглей».
Когда в кадре появляется король Луи – это прямо как «Апокалипсис сегодня»...
Ну, вы знаете, есть вещи, которые обязательно делает каждый режиссер. Готова поспорить, что Джон Фавро сейчас бы сказал: «Да, я содрал это из “Апокалипсиса сегодня”».
Вуди Аллен говорил мне то же самое: что он крадет только у лучших.
Потому что это вдохновляет! В этом и заключается красота. Так и создаются фильмы: вы уже видели это где-то раньше.
Кристен, у вас толпы поклонников. Может, вы пытались сблизиться с кем-то из ваших кумиров, так же как ваши фанаты надеются на встречу с вами?
Я не могу соотнести себя с поклонниками по одной простой причине: мне никогда не хотелось даже находиться рядом с теми, кого я обожествляла. Я просто храню их образ в себе. И не хочу, чтобы что-то влияло на этот образ. Сама я, признаюсь, выросла под влиянием рок-группы Rilo Kiley и ее солистки Дженни Льюис. Можно только гадать, почему. Я была совсем маленькой и сходила по ней с ума. Пару лет назад я побывала на их концерте. И мои друзья начали говорить мне, что я должна пойти за сцену и сказать что-то вроде: «Привет, давно слушаю вашу группу». Давай, говорили они, Дженни классная, она поймет. Я была категорически против, но в конце концов ребята буквально затолкали меня в гримерку.
Но почему вы сопротивлялись?!
Сама не могу ответить на этот вопрос. Но все сложилось, я пересилила себя, связалась с Льюис, и мы даже выпустили клип с ее участием.
Что за музыкальный клип?
«Just One of the Guys», где она выступила и в качестве режиссера. Также там участвовали Энн Хэтэуэй и Бри Ларсон.
Это как-то повлияло на восприятие кумира?
Я по-прежнему обожаю Дженни, но, честно говоря, сейчас воспринимаю ее немного по-другому. Мне все так же нравится ее музыка, но сама она стала для меня земным человеком. Иногда вам не хочется этого.
Можете ли назвать самое необычное место на земном шаре, где вас опознали ваши поклонники? С тем же Вуди Алленом, у которого в прошлом году вы снялись в картине «Светская жизнь», это случилось в Польше.
У меня – в Ботсване. Вот это было действительно внезапно!
Ого! Вы были там на отдыхе?
Да, это был полноценный, настоящий пляжный отдых с ничегонеделанием, куда меня отправила студия. Я даже не представляла, что в Ботсване так много фанатов «Сумерек».
Раз уж вспомнили Вуди, что скажете про работу с ним?
Это как слушать песню группы, которую вы знаете, но не знаете конкретно эту песню. У вас уже звучит что-то похожее в голове, и вы думаете, что знаете продолжение. Вы всегда способны отличить песню знакомой группы от других. Так же и с фильмами Аллена. Они сразу выделяются. Вначале меня это настораживало, я спрашивала себя, смогу ли я в них вписаться.
Но в целом вам понравилось?
Да, я осталась очень довольна. И с ним мне даже не пришлось выходить за рамки зоны комфорта, менять привычное поведение. Так что можно сказать, что с началом съемок я полностью пустила процесс на самотек. Постойте! Вначале я думала, что придется повторять каждую строчку сценария, пока она не станет идеальной. Вуди не заставляет актеров репетировать, но я чувствовала, что должна подготовиться. Это не самая сильная моя сторона, и с подготовкой как-то не сложилось. Но, к счастью, когда мы начали снимать, все получалось само собой.
Как случилось, что вас пригласили на эту роль?
Думаю, Вуди увидел во мне что-то, о чем я сама не знала. И это лучшее чувство в мире. Именно поэтому мне нравится сниматься. Идеальные отношения, которые могут быть у актера с режиссером: когда последний раскрывает в тебе что-то, чего ты о себе не знал. На эту роль я проходила прослушивание. Пришлось доказывать способность сыграть женственную кокетливую леди.
После фильма о призраках, каким был «Персональный покупатель», вы верите в существование потусторонней жизни?
Без всякой религиозной подоплеки хочу сказать, что являюсь агностиком в таких вещах. Я весьма чувствительна ко всякого рода энергии. И верю в то, что иногда мной движет какая-то необъяснимая сила, поэтому я не могу полностью нести ответственность за свои поступки. Это дает мне чувство, что мы не одиноки. «Персональный покупатель» – история о призраке, но все эти сверхъестественные вещи заставляют задуматься о важном. Спросить себя: не притворяюсь ли я? Эта реальность действительно реальна? Не смешон ли мир, в котором мы живем?
Так вы сами верите в привидений?
Не знаю. Думаю, если я скажу, что верю во что-то такое, это не будет ясным ответом.
Вы изображаете страх очень убедительно и заразительно для зрителя, который наблюдает, как вы разрываетесь между своим страхом и привязанностью к брату-близнецу, набирая и получая эсэмэски на телефоне. Как вы это делаете?
Я просто представляю, что, если я в действительности получу такие эсэмэски, мне будет очень страшно. Шутка. Сложно объяснить такие вещи, потому что я не хочу как-то специально влиять на зрителя. Манипулировать им и заставлять что-то почувствовать. Поэтому я была крайне удивлена, что кино получилось таким страшным. Когда я впервые прочитала сценарий, то подумала, что это такой сюрреалистичный мечтательный фильм вроде наркоманской фантазии. Но при этом очень экзистенциальное кино – не хочу показаться высокопарной.
А те сцены «Персонального покупателя», где потребовалось показать сексуальность, вас пугали?
Нет, они меня не пугали. В кино я сделаю что угодно и буду ценить этот опыт. Это кино о поиске себя. Я серьезно. Это фильм о громадном личностном кризисе, и я опиралась на это. Я хотела быть самой безголовой, живущей одним днем, обнаженной до самой сути версией себя.
Могут ли поклонники узнать вашу подлинную личность по ролям? Какой процент Кристен Стюарт присутствует в ваших героинях?
Самое невероятное в профессии актрисы – это не служить упаковкой и средством доставки задумки режиссера. Дать себе быть шокированной задумкой и затем осуществить ее. Единственный способ это сделать – полностью обнажиться и раскрыть себя. Мне не нравятся роли, где я изображаю кого-то. Я не характерная актриса. Моя любимая работа, когда кто-то говорит мне: «А ты знаешь, я заметил, что в тебе есть вот эта черта. Именно это я хочу подчеркнуть в героине». И ты думаешь: что? Во мне это есть? Хм, действительно, это тоже я.
После громкого успеха «Сумерек» не было ли сложно предпринять следующий шаг в карьере? Сколько сценариев вы отклонили на пути к вершине славы?
Буду откровенной, не в каждый фильм я вкладываю столько сил и времени. Сага «Сумерки» начиналась как еще один фильм, где я снималась. Затем сценарий начал увеличиваться в размерах, вышло пять серий. Но на мой карьерный рост фильм особенно не повлиял. Один фильм не влечет за собой следующий. Выбираю я сама.
Было ли сложно продолжать сниматься в «Сумерках», зная, что вы не можете отказаться от следующей серии?
У меня не было обязательств участвовать в последующих частях. Но мы все согласились, потому что нам понравилось, как проходили съемки первого фильма. Работа над «Сумерками» быстро стала «заразной».
Враждебная реакция зрителей вас задевает?
Когда кто-то совершает дурацкие выходки или выкрикивает оскорбления, это меня ничуть не задевает.
Идеальные условия для работы?
Когда я могу быть спонтанной и импульсивной.
Недавно все посмотрели ваш режиссерский дебют – короткометражку «Пойдем поплаваем». Правда, что вы сами искали на нее деньги?
Да, я договаривалась о финансировании лично. Мне хотелось заняться этим уже давно, и вот мечты стали реальностью.
С каким голливудским персонажем эпохи 1930-х годов вы мечтали встретиться?
С Кэтрин Хепберн.
Текст: Fabian Waintal / The Interview People
Фото: Getty Images, кадры из фильмов