Провести три вечера в зале Врубеля
Международный фестиваль камерной музыки Vivarte — результат творческого партнерства культурно-благотворительного фонда «U-ART: Ты и искусство» Иветы и Тамаза Манашеровых, заслуженного артиста России, виолончелиста Бориса Андрианова и Третьяковской галереи — проходит уже в восьмой раз. В программе фестиваля по традиции каждый концерт сопровождает выставка одной картины из коллекции музея, а также рассказ о ее истории. В этом году концерты будут сопровождаться картинами одного из авангардистов 1920-х годов: Георгия Ряжского, Петра Вильямса и Ивана Кудряшова.
Первые три концерта состоятся в главном здании Третьяковской галереи в зале Врубеля, четвертый же пройдет в формате «Музыкального променада» между зданиями Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и Новой Третьяковки на Крымскому Валу и завершится выступлением Solo Tango Orquestra и трио Александра Маслова у башни Татлина. «Великий русский композитор Александр Бородин говорил, что именно „камерная музыка представляет одно из самых могучих средств для развития музыкального вкуса и понимания“, — уточняет президент фестиваля Ивета Манашерова. — И мы уверены, что все наши слушатели найдут в фестивальной программе что-то интересное для себя».
«Что привело нас именно в зал Врубеля? Искусство в разных его проявлениях, возможность воссоединить музыку и изобразительное искусство, – объясняет художественный руководитель фестиваля Борис Андрианов. – Тут прекрасная акустика, и в сочетании с экспозицией шедевров Михаила Врубеля, во многом связанных с темой музыки, восприятие усиливается. Когда мы играем, а вокруг такая красота – на тебя смотрит «Демон», поглядывает «Царевна-Лебедь» и «Принцесса Греза» - это настраивает внутренний мир на совершенную гармонию».
Поймать уникальный момент
«Я убежден, что камерное музицирование — это ярчайшее проявление любви к жизни», — подчеркивает Борис Андрианов. — Артисты самого разного возраста, опыта и темперамента собираются вместе, чтобы сочинить новую историю, полюбить ее и рассказать слушателям. Именно в камерном жанре рождается особенная, таинственная связь между автором, исполнителем и слушателем. Каждый подобный концерт делает нас лучше. И каждый концерт не похож на другой. Как правило, солисты встречаются на сцене в первый раз.
За день мы репетируем. И мы можем быть знакомы друг с другом, или не знакомы, приятны друг другу, или неприятны, но наша задача в момент выступления — стать единым организмом. Безусловно, мы прекрасно знаем музыку и ноты, партии друг друга. Но каждый привносит что-то свое, предлагает свою интерпретацию. Это исполнение прозвучит единожды и будет неповторимо, как никогда до и никогда после. В этом формате особая энергетика. На сцене продолжается живое общение: кто-то сыграл чуть позже, кто-то чуть раньше, кто-то замедлил. Зритель становится свидетелем очень живых, удивительных, уникальных моментов».
«Надо не бояться ходить на классические концерты, думая: «Я не готов, не готов». Очень жаль прожить эту жизнь и не узнать, сколько в ней красоты», - убежден художественный руководитель фестиваля Борис Андрианов.
Увидеть неизвестное — услышать незнакомое
Заключительный концерт — уникальная возможность посетить выставку «Увидеть неизвестное» в Новой Третьяковке после закрытия галереи для посетителей (в остальные дни фестиваля билет на концерт включает посещение постоянной экспозиции здания в Лаврушинском).
В этом году фестиваль посвящен авангарду, однако каждый концерт будет иметь собственное направление. «Музыкальная программа отличается невероятным разнообразием стилей и жанров, — рассказывает Ивета Манашерова. — В концертах примут участие более 30 музыкантов, причем не только академического направления. Впервые в истории фестиваля мы ждем в гости детей — остроумная „Зоосюита“ для них откроет „Музыкальный променад“, в рамках которого пройдут общедоступные концерты для всех желающих».
Подробная программа фестиваля на сайте
Фото: архивы пресс-служб