С Достоевским не церемонились
К классике у нас у всех некоторое дистанционное отношение. Этакий безусловный почет. Достоевский — это о каких-то далеких персонажах, которые жили когда-то в конце 19 века и, наверное, страдали от чего-то сугубо возвышенного и непонятного. У Константина Богомолова в спектакле с Достоевским не церемонятся. Текст становится живым, понятным, а не далеким и романтичным.
Возьмем мою героиню, тайную жену Ставрогина — Хромоножку. Обычно перед зрителем она предстает обиженным существом, несчастным, романтизированным. Но если вчитаться в текст, то видно, с какой претензией и озлобленностью к миру она существует. И мы, собственно, достали ее земную, настоящую, витальную часть, как и у остальных героев. Я думаю, что Константину Юрьевичу удается очень здорово смахнуть созданный ореол человеческого представления о романе и показать без каких-либо дополнительных приемов, без какого-либо излишнего эпатажа именно суть, ключ текста. Поэтому в спектакле очень много сцен, где есть возможность услышать именно текст Достоевского и благодаря точнейшему разбору, которым мы занимались на протяжении нескольких месяцев, избавиться от возвышенности, освободиться от навязанной нам дистанции и увидеть, услышать суть романа. Мне кажется, именно за этим стоит идти к Константину Юрьевичу на спектакль.
Зритель одновременно и в кино, и в театре
Уже не в первый раз Богомолов использует прием соединения кино и театра. На мой взгляд, это очень классная и интересная техника. Помимо того, что ты находишься в театре, ощущаешь энергию артиста и постановки, а также энергию, которая заложена режиссером в спектакль, у тебя есть возможность увидеть и крупные планы, ведь практически все сцены дополняются видео в режиме онлайн. И этот симбиоз дарит дополнительные эффекты, еще глубже погружает в спектакль.
Смотреть дважды
Никита Ефремов в роли главного беса Петра Верховенского работает совершенно великолепно. Огромные монологи Достоевского. И у тебя есть возможность, не отвлекаясь на дополнительные спецэффекты, именно прочувствовать и осознать смысл. То, насколько текст актуален и современен, ужасает и страшит.
Но это не предел. Не менее великолепен в роли Верховенского Игорь Миркурбанов. Поэтому спектакль «Бесы Достоевского» рекомендую смотреть два раза, чтобы увидеть оба состава. А Лена Морозова и Саша Ребенок, которые играют Ставрогина, а Дима Куличков, Василиса Перелыгина — все артисты работают потрясающе. То, что я видела со стороны, меня впечатляет.
Не могу не отметить и шумно обсуждаемую сцену с участием Владислава Суркова. Это тоже часть спектакля, снятая на видео. Помимо того что Сурков, на мой взгляд, пишет хорошие стихи и романы, он очень убедительно сыграл в спектакле «Бесы Достоевского».
Что касается моего персонажа. Я играю двух героинь: Марью Хромоножку и Марью Шатову. Обезумевшая женщина, которая четко знает, чего она хочет. И которая при этом имеет большие претензии к миру и не готова просто так сложить ручки и подставить левую или правую щеку. Она готова с этим миром побороться и взять свое. И неважно, получится у нее это или нет.
Занавес!
Сценография. Лариса Ломакина — великолепный художник. Минимальными средствами она создала невероятно красивый мир Достоевского. Взять хотя бы наш занавес с изображением богини Кали. И, конечно, все уже слышали, что наши костюмы были предоставлены ЦУМом. Поэтому эстетическое удовольствие от спектакля обеспечено.
Читать, читать и еще раз читать
Мне кажется, что у Константина Юрьевича зачастую образ скандального и эпатажного режиссера, но, на мой взгляд, та смелость, с которой он позволяет себе и артистам без дополнительных спецэффектов проводить мысль и доносить ее до зрителя, поразительна.
В «Бесах» возникает четкое ощущение того, что было бы, если бы Федор Михайлович жил сейчас, в 2020 году. Ты понимаешь, что уже прошло чуть больше полутора веков, а в сути человеческой не так уж и много поменялось. Возможно, мы стали говорить иначе, иначе ставим слова в предложениях, но в целом суть человеческая неизменна.
В этом смысле очень любопытно проанализировать, как смело (и небезосновательно) трактован образа Ставрогина в спектакле.
Безусловно, это тот спектакль, который требует работы зрителя в том числе, работы мозга. Не развлекательный аттракцион. Поэтому, я думаю, что все же лучше прочитать роман еще раз накануне спектакля. Но интересно будет в любом случае.
Ближайшие показы спектакля пройдут во Дворце на Яузе 27 и 28 ноября, 6 и 8 декабря 2020 года.
Фото: пресс-служба Тетра на Малой Бронной