Главный приз Кинотавра: «Хороший мальчик», Оксана Карас
В этом году лучшим фильмом признана ненавязчивая и в то же время очень какая-то современная, если не злободневная работа режиссёра Оксаны Карас. Речь пойдёт о школьнике Коле Смирнове, о его первой любви (или первых любовях) и первой встрече с реальной жизнью. В современном кино, в отличие, скажем, от советского, положительных персонажей не бывает - такой подход к делу давно вышел из моды, да и не поверит никто в абсолютное добро. Герой нашего времени – это Коля Смирнов, который пристраивается к реальности так, как получится. Он влюблён в учительницу, но не забывает уделять внимание старшекласснице Ксюше, дочке директора, он расследует поджог компьютерного класса, он один отвечает за предстоящий школьный праздник… То есть, короче говоря, эдакий очень современный герой, к которому в нагрузку прилагаются многочисленные гаджеты и умения, доступные только самому «продвинутому» школьнику, в мире иллюзий, слабостей и разочарований.
Приз за лучшую режиссуру: «Ученик», Кирилл Серебренников
Каннами театральный режиссёр Кирилл Серебренников решил не ограничиваться. Что ж, в Сочи ему повезло куда больше: пусть не главный приз, а лишь награда за лучшую режиссуру, но всё-таки лучше, чем ничего. И снова речь пойдёт о современном юном поколении. Свой фильм Серебренников снял по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Эту же пьесу режиссёр уже воплотил на сцене своего театра Гоголь-центр, а теперь решился на экранизацию собственной постановки. В сугубо авторском кино Серебренников, который больше всего любит пренебрегать правилами и предпочтениями окружающих, рассказывает о юношеском максимализме. Вполне насущная тема: люди, которым отчего-то показалось, что знают и понимают они больше других, а значит, могут навязывать своё мнение обществу.
Приз за лучший дебют: «Чужая работа», Денис Шабаев
Говорить о гостарбайтерах, брать их в качестве объекта для изучения - нынче в моде. Фильм Дениса Шабаева повествует о приезжем из Таджикистана, Фаррухе. Жизнь Фарруха куда больше похожа на блокбастер со спецэффектами, нежели на существование среднестатистического мигранта. Герой берётся за любую работу, лелея в душе мечту, стать известным актёром, мечта сбываться не хочет, зато у Фарруха есть отличная возможность увидеть изнанку столичной жизни – то парень случайно становится свидетелем заказного убийства, то его самого судят за преступление, которого он не совершал, то он попадает еще в какие-то очень кинематографичные перипетии — все события, которые с ним происходят, настолько немыслимы, что, казалось бы, по всем законам жанра они взаимоисключающие. Не может человек сидеть в тюрьме и одновременно разгуливать по улицам и постоянно напарываться на какие-то фантастические неприятности. Но есть одно обстоятельство, почему это все происходит именно с ним. Это обстоятельство заложено в драматургии документального фильма, а разгадку можно получить, только посмотрев картину.
Лучшая актриса: Наталья Павленкова
Наталья Павленкова была удостоена приза за лучшую женскую роль в фильме Ивана Твердовского «Зоология». Сам фильм к тому же получил приз Гильдии киноведов и кинокритиков России. Картина Твердовского – фантастика в гармоничном сочетании с реализмом. Нет, пожалуй, даже с натурализмом. Не слишком молодая, не слишком привлекательная и не слишком счастливая женщина Наташа живёт с матерью в маленьком уездном городке. В зоопарке, где работает Наташа, она давно стала объектом для насмешек, единственные друзья героини Натальи Павленковой - это звери. Короче говоря, жизнь её скучна и абсолютно безрадостна, про такую обычно говорят: «Эта стабильность похожа на смерть». Но внезапно с ней происходит странная метаморфоза — ни с того, ни с сего у нее вырастает хвост. Теперь Наташе предстоит пройти через стыд и унижение и, в конце концов, обрести себя.
Лучший актёр: Константин Хабенский
Взглянуть на жизнь коллектора изнутри – вот что предлагает своему зрителю режиссёр Алексей Красовский вместе с Константином Хабенским. Сюжет, в связи с последними событиями, довольно злободневный: коллектор, профессиональный психолог Артур не знает слова «невозможно». Работает он исключительно с крупными должниками, избегая при этом классических методов. Нет, вам никто не будет выкручивать рук и ломать пальцев, но после разговора с ним, вам захочется выйти в окно. Но однажды Артур сам становится мишенью: в сети появляется скандальное видео с его участием, и от него мгновенно отворачиваются друзья и коллеги.
Тонкая психологическая драма и, конечно, неподражаемый Хабенский, умеющий как никто срастись с любой ролью. Так что, рестижный приз актер получил не только заслуженно, но и вполне ожидаемо.
Лучший сценарий и специальный диплом жюри: «Огни большой деревни», Илья Учитель
Критиками эта картина обласкана по одной простой причине – «Огни большой деревни», это абсолютно зрительское кино. На такие истории ходят: киномеханик Фёдор работает в старом и давно подлежащим закрытию кинотеатре «Родина», а в свободное от работы время пишет в своём блокноте эпичные сценарии в стиле популярных у молодёжи «Сумерек». К тому же по всем законам жанра Фёдор влюблён, и конечно, совершенно безнадёжно, а кинотеатр меж тем готовят к официальному и торжественному закрытию. В общем, такая лёгкая мелодрама со всеми вытекающими последствиями, которая, по большому счёту к фестивальному кино отношения не имеет никакого, однако на фоне других фильмов из серии «как тяжело жить», смотрится она выигрышно и главное - легко и непринуждённо.
Главный приз Кинотавра, короткий метр: «Кредит», Вадим Валиуллин
В этом году на конкурс короткого метра было прислано около 400 фильмов и только 26 из них были допущены к участию в фестивале. Среди них оказалась работа Вадима Валиуллина «Кредит». И снова в основе сюжета – денежный вопрос. Он и она молоды, прекрасны и, кажется, абсолютно счастливы, так почему бы не взять квартиру в ипотеку? Вот правда потом у жены обнаруживается неизлечимая болезнь, а муж погибает в автокатастрофе. Выясняется, что страховой суммы достаточно для покрытия ипотеки единовременным платежом.
Основным критерием для выбора победителя послужила оригинальность сюжета. Жюри посчитало, что таких историй у нас с экрана не рассказывал ещё никто. Что ж, похоже, «Кинотавр» в этом году прошёл под знаком гипер-современности: никакой любви, только деньги и невыносимо тяжелое существование при любых обстоятельствах.
Приз гильдии Киноведов и кинокритиков: «На дачу», Алексей Наумов
Выпускник высших курсов сценаристов и режиссёров, режиссёр Алексей Наумов мировое зло явно усматривает в женщинах. По крайней мере, судя по его лентам, проблема кроется именно в нас, представительницах слабого и прекрасного пола. Молодая пара отправляется на дачу, она (как и все, кстати, наумовские героини) изводит тюфяка и недотёпу мужа бесконечными претензиями, мечтает о всяческих извращениях в постели, кокетничает со случайным мужчиной, в общем, представляет собой тот самый тип женщин, которого так боятся мужчины и одновременно с этим необъяснимо любят. Неоспоримая заслуга фильма состоит в том, что сюжет развивается хоть и стройно пошагово, но совершенно непредсказуемо: маньяк забирается в дачный домик к героям, и неожиданно сам становится жертвой парочки психопатов, которые за счёт взломщика собираются решить свои семейные проблемы...
Источник фото: кадры из кинофильмов