“У нас дома больше не живет iPad!” - недавно выдохнула с чувством выполненного долга подруга. “Мы просто сказали детям, что планшеты на ремонте - и все. Представляешь - они больше о них не спрашивают. Уже неделю. Это просто чудо!”
Да уж, действительно чудо. Потому что мне все чаще кажется, что у нас появились новые члены семьи. “Апэд! Тифон!” - объявляет мой двухлетний малыш почти сразу после того, как просыпается утром. Словно за ночь он по этим гаджетам успевает соскучиться. Наверное, это действительно так - я уже даже начала ревновать.
Что касается подруги, в чьей семье iPad нон-грата - она из обеспеченных мам-перфекционисток. Обязательные пароварка, фермерская курочка, каждый день новое меню из пяти блюд, не говоря уже о штате репетиторов и прочего домашнего персонала. Правда, несмотря на четко структурированное детское расписание, планшетомания взяла свое и там. Увлекшись игрой с гаджетами, не по годам развитые, объездивший уже полмира, веселые и подвижные дети подруги - девочка и мальчик (им шесть и четыре года) - становятся, по ее собственным словам, похожи на зомби. Они забывают о месте и времени, о голоде и жажде, и вообще ни на что не реагируют. Даже на крик. А попытки их от iPad оторвать часто кончались истерикой.
Если один из гаджетов ему-таки попадает в руки моему ребенку, он тоже на время выпадает из реальности. Иногда, признаюсь, это мне на руку. Например, утром я могу поспать лишние 15 минут. Пока это действительно 15 минут, редко больше. После этого планшет или “тифон” обычно теряют актуальность - малышу становится скучно. Большое количество приложений я пока загружать не спешу, а пара-тройка имеющихся ему довольно быстро надоедает. А мультики - тоже пока не наша тема.
Днем я кладу "апэд" и "тифон" туда, куда ребенку не дотянуться - иначе скандалов и слез тоже не избежать. Я не знаю, что будет дальше, но исключать гаджеты из его жизни совсем мне бы не хотелось. Хотя истории про радикальные табу на компьютер - как это сделала подруга - я в последнее время слышу все чаще и чаще.
Правильно ли это? Цифровые устройства - уже давно часть нашего быта, назад пути нет. Возможно, к тому времени, когда мой сын пойдет в школу, обучение практически полностью будет компьютеризировано. А на смену iphone и iWatch придет практически невидимое встроенное устройство, подобно тому, чем пользуются герои футуристической мелодрамы Her Спайка Джонса.
Но чересчур нежные отношения ребенка и “апэда” меня все же настораживают. И еще настораживает доступность и эффективность (условная) digital-няни. Дать ребенку на время планшет и заняться своими делами - это правда большое искушение.
Я пообщалась на эту тему с психологом - Мариной Чижовой. Она - проректор Института перинатальный психологии и психологии репродуктивной сферы. Марина тоже против “запретного плода”. (Естественно, за исключением игр, где присутствуют насилие и жестокость, - для психики малышей они опасны, так как маленький ребенок не в состоянии отличить виртуальный мир от реальности и может начать проецировать такое поведение на реальную жизнь.) Еще она не рекомендует использовать гаджеты в качестве поощрения (“вот съешь кашу - и получишь ipad”) или их запрет в качестве наказания. Вообще, главное в контакте ребенка с компьютером - мера. Для детей до семи лет это не более 20 минут дважды в день. (По мне, так и этого много - по крайней мере для двухлеток.) А потом по идее их нужно хитро чем-нибудь отвлечь. “Фразы “у тебя есть полчаса” или “через двадцать минут выключаем компьютер” будут понятны только детям старшего возраста, - добавляет Чижова. - “Малышам лучше предложить альтернативное занятие - например, поход в кукольный театр”.
Кстати, об альтернативных занятиях. Лучшая замена компьютера - разумеется, мама. Или папа, бабушка, няня и прочие люди из ближнего круга, способные проявить по отношению к ребенку эмпатию и с которыми ему интересно. Если правильные компьютерные игры могут способствовать интеллектуальному развитию - например, совершенствовать когнитивные навыки, то эмоционально мы развиваемся только в процессе живого общения. Ведь еще не появился робот, который дарит любовь.
А в целом большинство ученых считают, что гаджеты - если общаться с ними с умом - скорее полезны, нежели вредны. Интерактивные устройства - игры, обучающие приложения - в этом смысле на порядок лучше телевизора и вообще любого пассивного времяпрепровождения наедине с компьютером. Интерактивные занятия помогают развить быстрое, дробное, многозадачное, креативное мышление, без которого в современном мире никуда. Меня, правда, пугает очень низкая способность фокусироваться, свойственная сегодняшним детям и многим гаджето-зависимым взрослым (автор этой колонки - не исключение). Но тут важно уметь по-настоящему заинтересовать. Мой малыш, к слову, может очень долго - полчаса, не меньше! - играть с мусоровозом. Не виртуальным, а настоящим - точнее его уменьшенной копией. В эти моменты он тоже, что называется, in the zone - если, конечно, мама тоже рядом.
5 моих любимых приложений для IOS:
- Погода Marco Polo (iphone, ipad - бесплатно) - все о погоде и возможность ею управлять
- Busy Shapes (iphone, ipad - 69 руб) - знакомство с различными цветами и формами и упражнения на развитие логики на базе работ швейцарского психолога Жана Пиаже.
- Tiggly Chef (iPad - бесплатно) - обучение основам арифметики на примере рецептов.
- Lego Creator Islands (iPad - бесплатно) - дети строят остров, где будут жить игрушечные фигурки.
- Tony the Truck (iPhone, IPad - 99 руб.) - интерактивная стройка
Еще рекомендуем бесплатные сервисы Google:
- Голосовой поиск Google,
- Просмотр улиц (Google Street View)
- Развивающая игра Мой говорящий Том (уход за виртуальным домашним животным)