Моей колонке Mama&More около двух лет. Она – почти ровесница моего сына. Я уже больше двух лет – мама. Но до сих пор не могу окончательно в это поверить. И главное – до конца не понимаю, кто я. Точнее – кто я в большей степени. Мама? Журналист? Или все-таки в первую очередь жена? И какая из этих ролей – главная? Совесть подсказывает мне, что правильный ответ будет «мама». Его, скорее всего, от меня ожидают. Но буду ли я в этом случае до конца честной?
Я верчусь в журналистике еще со школы – то есть почти уже двадцать лет, больше половины моей жизни. Эта профессия – она для меня как наркотик. Это огромная, если не составляющая часть моей identity. Это мой образ мыслей, мой способ познания мира. И материнство не так уж много в этом отношении изменило.
И все же, какая из этих социальных ролей приоритетная? Наверное, все-таки мама. Но помню ли я об этом, когда прихожу на работу и включаю компьютер? Или еду на интервью или лечу далеко-далеко делать какой-нибудь специальный репортаж? И от новых впечатлений подскакивает адреналин и существует только настоящий момент? И остаюсь ли журналистом, когда в десятый, наверное, раз рассказываю на вечер малышу историю из жизни обитателей маленького городка из его любимой книжной серии Сюзанны Ротраут Бернер.
Разумеется, после рождения ребенка кое-что поменялось. Например, эмоциональная дистанция от работы увеличилась. Я стала спокойнее, рациональнее. Воспринимаю вещи чуть проще и легче. Ценю время, которое удается провести дома и, пожалуй, еще больше – возможность переключиться на работу. Эта многофункциональность – она тоже дает энергию. И, конечно, добавляет красок - жизнь из двухмерной стала, наконец, 3D. И мне кажется, я стала эффективнее – за полдня в офисе успеваю сделать столько же, сколько раньше – дня за два-три. И болтаю меньше - не хочется тратить на это время.
Но это одна сторона медали. Другая заключается в том, что на самом деле я только учусь. До недавнего времени необходимость переключаться была для меня огромным стрессом. Я влетала домой в восемь вечера с тревожно-виноватым выражением лица и не знала, куда броситься – на кухню, к малышу (который, наверное, чувствуя мое состояние, очень часто немедленно начинал капризничать) или к мужу. Успокоить ребенка, переодеться, выслушать отчет няни, приготовить ужин, оставаясь при этом адекватной... На работе все проще – планируешь какие-то вещи, проекты, решаешь вопросы, получаешь ощутимый результат. И все более-менее поддается контролю.
«С ребенком нужна совсем другая энергия – спокойствие, принятие и состояние полуулыбки», - говорит моя подруга Наташа. Она – топ-менеджер и тоже с недавних пор мама. Подобно мне, она до этого сполна реализовалась в профессии – даже в нескольких, а новую роль пока только осваивает. Не без трудностей. Кстати, она признается, что после рождения ребенка она (по натуре карьеристка до мозга костей) изменилась и на работе – стала терпеливее, мягче, не рвется больше идти по головам. И, так же, как я и многие другие женщины, жонглируя несколькими социальными ролями сразу, пытается найти свой личный баланс.
Мужчинам все же проще. Я имею в виду все ту же необходимость переключаться. Не думаю, кстати, что эта задача перед ними вообще стоит. Обществом, и прежде всего природой, они заточены на социальную реализацию и освоение новых территорий, а все остальное – важно, но второстепенно. По крайней мере, они не ставят себе высоченных планок дома, не стремятся во что бы то ни стало быть идеальными отцами. Это, скорее, бонус. А если на обед нет супа, беда невелика. Можно разморозить пиццу, а ребенка покормить питанием из банки.
Но я не знаю ни одной женщины, кому переключение дается с пол-пинка, без определенной работы над собой. Правда, работа эта может быть вполне приятной – надо только себе позволить. Забыть про перфекционизм и соревнование с другими «идеальными женщинами» и «лучшими на свете мамами». Не требовать от себя подвигов – ни дома, ни на работе, ни в постели. Больше слушать себя и делать то, что приносит радость (нет, конечно же, очень и очень многое мы делаем, потому что «должны», но надо стараться находить хотя бы в части этого радость или же искать время для вещей, которые приносят вам удовольствие). Давать себе возможность отдыхать, чтобы соединиться с собой.
И не забывать про третью роль – жены (girlfriend, подруги, женщины, партнера - нужное подчеркнуть). Возможно, она у меня явно пробуксовывает пока, раз я о ней вспомнила только сейчас. Я недавно говорила по душам с одним приятелем, очень реализованным мужчиной, с которым хотели бы разделить жизнь многие девушки. Он вырастил троих чудесных сыновей, построил очень успешный и гуманный бизнес, а недавно написал интересную и поучительную книгу, которая продается хорошими тиражами. Недавно он развелся и на вопрос, что у них с женой пошло не так, он, ненадолго задумавшись, ответил: «Знаешь, она была и есть прекрасная мама. И человек она хороший. Но она довольно быстро перестала быть женщиной - моей женщиной».
Фото: Getty Images