Об этой церемонии закрытия будут говорить ещё очень долго. Во-первых, потому что на нее неожиданно приехал сам Никита Михалков, которого, несмотря на то, что актёр является президентом фестиваля, никто не ждал, во-вторых, благодаря двусмысленным шуткам Никиты Сергеевича, которых тоже никто не ждал. Вероятно, имела место попытка сбить пафос, которая с треском провалилась, и вместо этого вышло... Впрочем, об этом ниже.
Главным сюрпризом для всех собравшихся стало появление всеобщей любимицы, звезды 2000-х, певицы и актрисы Наталии Орейро. Она приехала в Москву специально, чтобы представить документальный фильм «Наша Наташа» в рамках программы «Русский след». Наталия произнесла несколько фраз по-русски, чем привела публику в неописуемый восторг, а затем исполнила известную каждому песню из сериала «Дикий ангел», который, в своё время и обеспечил певице популярность в нашей стране; позже госпожу Орейро сменила наша отечественная певица Зара. И всё было бы славно – песни (а почему, собственно, не танцы?), очаровательная уругвайка, веселый Михалков, если бы не одно «но» - ММКФ так часто ставят в один ряд с такими гигантами, как Каннский или Венецианский кинофестивали, что волей неволей возникает некоторое чувство, что мы все время очень стараемся, но недотягиваем...
Золотой Георгий: «Дочь» (Иран)
Главный приз кинофестиваля получила иранская картина режиссёра Резы Миркарими «Дочь». Надо сказать, в наше время иранский кинематограф уверенно выходит на лидирующие позиции. Тонкое, удивительно спокойное и в то же время, захватывающее кино. В основе сюжета – история взаимоотношений молодой иранки с отцом. Вместо того чтобы присутствовать на помолвке младшей сестры, Сетарех планирует отправиться в Тегеран, чтобы проводить подругу, навсегда покидающую страну.
Казалось бы, проблема не стоит ни долгих разговоров, ни тем паче глобальных потрясений и разлада в семье. Однако такой поворот совсем не устраивает привыкшего к безоговорочному подчинению отца. Помимо чисто мусульманских рефлексий на тему прав женщины в этом мире, на поверхности оказывается классическое и непримиримое противостояние «отцов и детей». Кстати, в следующем году Миркарими станет председателем жюри – организаторы фестиваля планирую ввести новую традицию: победил, значит, можешь судить.
Серебряный Георгий: «Полный сэлфи» (США)
Фильм американки Николь Брендинг - о современности. Мы живём в век культа самих себя, мы мечтаем о славе и больших деньгах, надеясь, что для этого потребуется только смартфон, чтобы сделать удачную фотографию своего лица и выход в интернет, чтобы опубликовать снимок и собрать два миллиона лайков. Мы больше не читаем книг, мы бросили ходить в кино – вся наша жизнь погрузилась во всемирную сеть. Популярность вульгарной теле-дивы Ким Кардашьян не даёт покоя Анне Банане, которая по собственному мнению – неудачница. Ещё бы, на её банковском счету не наблюдается миллиона долларов, а в социальных сетях она ни на йоту не популярнее сотни точно таких же «девочек из толпы». Вся жизнь Анны проходит исключительно в виртуальном мире – там же она влюбляется, ни разу в жизни так и не увидев своего интернет-бойфренда, там же подвергается интернет атаке другой такой же «увлечённой» девушки.
Кстати, Николь Брендинг свой фильм сняла по всем правилам современного мира – не выходя из дома: с актёрами девушка общалась по скайпу, с композитором – в социальной сети. Так что приглашение на ММКФ стало для неё полнейшей неожиданностью.
Лучшая мужская роль: Фархат Аслани
Награду за лучшую мужскую роль получил Фархат Аслани, исполнивший роль отца в фильме «Дочь» Реза Миркарими. Фархад широко известен в Иране. Ради него режиссёр Миркарими, который обычно не снимает в своих фильмах одних и тех же актёров больше двух раз, сделал исключение. Реза называет Фархата своим любимым артистом. Кстати, самого Аслани на вручении не было, так что приз за него получил режиссёр фильма, а Наталия Орейро, которая, как уже стало ясно, была гвоздём программы, исполнила в честь победителя зажигательную песню.
Лучшая женская роль: Тереза Мальвар
Лучшей актрисой признана 13-летняя филиппинка Тереса Мальвар, за роль в фильме «Пелена» Ралстона Джовера. Картина рассказывает о жизни бездомных детей. Четверо подростков, лишённых счастливого детства и любящих родителей, по той или иной причине оказавшиеся без крова, промышляют мелкими кражами. Одни из приятелей попадает под машину, второй после очередного воровства - бесследно исчезает. Двоим оставшимся предстоит противостоять всему миру, чтобы доказать, что и они, выброшенные на обочину жизни, имеют право на существование. Для юной артистки Тересы Мальвар этот фильм уже второй. Девочке прочат большое будущее в актёрской карьере, и награда Московского кинофестиваля – лучшее тому подтверждение.
Лучшая режиссёрская работа: «37» (Дания)
Пук Грастен, удостоенная приза за лучшую режиссёрскую работу, стала, пожалуй, одним из самых ожидаемых победителей. Её картина о человеческом равнодушии и страхе подвергнуть свою жизнь опасности, ради того, чтобы спасти своего ближнего, никого не оставила равнодушным. Тридцать семь человек наблюдали за тем, как на улице одного из датских городов насилуют и убивают юную девушку и ни один из тридцати семи не пришёл ей на помощь. Кстати, в отличие от многих других участников фестиваля Пук явилась на церемонию награждения со всей семьёй. Обычно на награждении присутствуют в лучшем случае представители посольств тех стран, откуда прибыл фильм.
Спецприз жюри Серебряный Георгий: «Поющие башмаки» (Болгария)
Спецприз жюри «Серебряный Георгий» получили «Поющие башмаки» болгарского режиссера Радослава Спасова. Это история двух некогда любивших друг друга людей – певицы и композитора. Спустя много лет совместной жизни, муж Лии, Эдуард, узнаёт, что его супруга всю жизнь работала на спецслужбы. Значит, любовь, семейная жизнь, - это была всего лишь игра? На протяжении всей картины несчастный композитор будет разбираться в своих чувствах, воскрешать в памяти приятные воспоминания и, конечно, жалеть об ушедшей молодости. Спасов учавствует в ММКФ уже не в первый раз, но именно с фильмом «Поющие башмаки» получил признание жюри.
Приза «Верю!»: Марина Неёлова
Главным событием вечера неожиданно стало вручение премии «Верю!» «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С.Станиславского». Заветный приз получила актриса Марина Неёлова. Надо сказать, звезда советского кинематографа была не столько польщена, сколько удивлена такому развитию событий. Приз Неёловой вручал лично Никита Михалков, и всё бы закончилось хорошо, но мэтр российского кинематографа решил сдобрить и без того неловкий момент торжественной речью.
Как пишет газета «Московский комсомолец», Михалков, трепетно придерживая Неёлову за руку сказал: «Бывают замечательные актеры и актрисы. Не всегда умные, но это компенсируется талантом. Когда актер умный, тонкий, бесстрашный и не боится быть смешным, потому что самоценен, тогда ему не страшно быть любым. Актриса, блин, Марина Неелова. Великая русская актриса».
«Великая русская актриса», однако, не растерялась и поспешила парировать: «Когда ты говоришь подобные слова, я воображаю, что я - Ермолова или Яблочкина. Такие слова произносят, когда кто ушел из жизни. А я еще здесь. Считается, что Нобелевская премия - это смерь. После ее получения никто ничего не делает. Все что надо знать о наградах и премиях, так это то, что Моцарт их не имел. Эта премия – большая неожиданность для меня. Но и неожиданности бывают и приятными. Дали-то мне за выслугу лет».
Фото: пресс-служба 38-го ММКФ