В конце октября прошел показ коллекции, созданной фондом «Обнаженные сердца» и Zarinа. Очень впечатляюще. Как и кому пришла идея создать одежду с принтами, нарисованными людьми с особенностями?
Все началось с того, что Zarinа обратились с нашему фонду с идеей попробовать объединить, на первый взгляд, разные миры - благотворительность и моду. Эта инициатива мне показалась прекрасной, поэтому мы попросили ребят с особенностями развития сделать такие чудесные принты для вещей. (Улыбаясь, показывает на свою футболку.) Мы назвали этот проект «Мода со смыслом» – средства от продажи мини-коллекции поступит в наш Фонд.
Миссия вашего фонда – сделать так, чтобы в жизни каждого ребенка было все, что необходимо для полноценного и счастливого детства. Как вы считаете, улучшился ли в последние годы вопрос образования и социализации детей с особенностями развития?
К счастью, сегодня мы уже можем говорить о позитивном движении. Недавно была ратифицирована конвенция ООН о правах людей с инвалидностью, и в связи с этим произошли большие изменения. Если четыре года назад, когда наш фонд только начинал заниматься проблемами семей, воспитывающих «особенных» детей, я только и слышала от специалистов, которые работают в этой сфере, и самих родителей, что на них никто не обращает внимания, что к правительству не пробиться, а то, что делается, абсолютно непонятно и ненужно, то сегодня уже можно говорить о изменениях в лучшую сторону. В последнее время заметно повышенное внимание к благотворительным и, что очень важно, некоммерческим организациям. Начали формироваться советы по делам людей с инвалидностью вокруг министров и общественных деятелей. К людям с особенностями развития начали прислушиваться, и это не может не радовать. Наконец-то стал выстраиваться мост между общественностью и властями, благодаря этому изменения происходят не только в людях, но и на законодательном уровне.
К слову о мостах. Как вы считаете, существует ли еще барьер между общественностью и людьми с особенностями? Ведь сегодня эта тема уже не табу…
Говорить об исчезновении границ слишком рано, мы настолько в начале этого пути. В настоящее время, например, только разрабатывается проект по интегрированию людей с особенностями в общество. Предстоит решить еще очень много вопросов, связанных с образованием, помощью семьям и социализацией. Пока практически ничего этого нет. Если такие семьи и получают поддержку, то это единичные случаи, чудеса, которые происходят либо благодаря очень сильным и мужественным родителям, либо благодаря везению и близости к региональным центрам. Говорить о больших изменениях пока рано, но все-таки самое главное произошло – сегодня есть внимание, начался диалог, что означает, мы все делаем правильно и идем по верному пути.
Исходя из вашего опыта, что вы можете сказать о роли родителей, преподавателей, школы в жизни детей с особыми потребностями? Что должно выходить на первый план?
Многое зависит от семьи и хорошо, если родитель готов быть педагогом. Но как вы думаете, почему дети непременно должны ходить в школу? Не только потому, что они должны учиться, а потому что они должны социализироваться. Дети должны видеть других детей, должны общаться, учиться в игре, развиваться, в том числе сравнивая себя со сверстниками. А вот я хуже, лучше, способнее, а я такой или другой? Какой я вообще? Дети должны сами задаваться этими вопросами и находить на них ответы. А если они находятся в изоляции со своими родителями, то они не смогут увидеть и оценить своих способностей, сравнивая себя с родителями, со взрослыми людьми, познавать мир во всем многообразии невозможно. Мы ведь другие, мы думаем и действуем иначе. В этом важность инклюзивного образования, не может быть необучаемых детей, бывают только те, кто не получил достаточного внимания.
Нам предстоит сделать еще очень много для того, чтобы изменить ситуацию в мире по этому вопросу, поэтому я бы хотела пожелать всем родителям, семьям, в которых растет ребенок с особыми потребностями, сил, здоровья, терпения и научится видеть свет и любовь в этой ситуации.