В Каннах случилась история аналогичная оскаровской – критики и журналист проиграли по всем фронтам, ведь ни один фильм из тех, которому пророчили победу, даже на шаг не приблизился к заветным наградам. Напротив, своё предпочтение жюри отдали картинам, на которые, пожалуй, ставок никто и не делал. Прогнозы оправдались только по отношению к Андреа Арнольд с её «Американской милашкой», которой ушел приз жюри.
Золотая пальмовая ветвь: «Я, Дэниел Блейк»
В этой номинации выбор жюри удивил и критиков и независимых зрителей. Более того, многие заинтересованные лица и вовсе забыли о существовании картины, ведь пристальные взгляды прессы были направлены на иные фильмы. Лента Кена Лоуча вполне может считаться остросоциальной. Кстати, Лоуч уже не в первый раз затрагивает в своих работах проблемы бюрократии, что, безусловно, в Европе равнодушным не может оставить никого (вопрос - как это правильно снять). Спустя 50 лет после своей теледрамы в защиту бездомных «Кэти, вернись домой» Кен Лоуч сделал фильм, с тем же благородным гневом критикующий недостатки окружающего его общества. «Я, Дэниэл Блэйк» рассказывает историю трогательных и не нуждающихся в определениях отношениях между молодой матерью-одиночкой двоих детей, и пожилым плотником Дэном, оставшимся без работы после пережитого инфаркта. Каждый из главных героев по-своему борется с несовершенствами мира, правда вовсе не для того, чтобы его улучшить, а затем, чтобы просто выжить. Что ж, вполне насущная тема.
Гран-при: «Это всего лишь конец света»
В основе ленты Ксавье Долана «Это всего лишь конец света» лежит французская пьеса, которая на родине считается довольно популярной, несмотря на свою банальность и простоту в плохом смысле слова. Молодой писатель после двенадцати лет отсутствия возвращается в отчий дом, чтобы рассказать родным, с которыми у него очень напряжённые отношения, о своей смертельной болезни. Позже выясняется, что, в общем-то, семье и без него жилось неплохо, и если бы умер он вдали от родных, общей картины это никак не поменяло бы.
Стоит отметить, что сам Долан в успех своей картины не верил, вероятно, чувствовал некоторую неактуальность (нетрадиционной ориентацией в наше время уже никого не удивишь, да и к СПИДу мы давно относимся без должного трепета), и потому совершенно искренне на вручении награды пустил слезу.
Приз жюри: «Американская милашка»
Фильм Андреа Арнольд, стал единственным, где взгляды критики и жюри совпали. Арнольд сняла свою историю о физическом и моральном взрослении в популярном нынче жанре – роуд-муви, как к нему относиться личное дело каждого, но вот если говорить откровенно, то не катается сегодня с камерой по необозримым просторам своей страны только ленивый. Роуд-муви появляются на экранах в таком количестве, что давно перестали быть чем-то новым. Арнольд рассказывает историю отвязной девушки, жизнь которой не в жизнь без риска. Юная искательница приключений примыкает к путешествующему отделу продаж трэвел-журнала, чтобы наладиться сполна острыми ощущениями. Заканчивается всё, что характерно в случае с рискующими молодыми людьми, грандиозной вечеринкой, проблемами с законом и, конечно, любовью, потому что без любви любой фильм теряет львиную долю своей привлекательности.
Лучший режиссер: Кристиан Мунджиу, Оливье Ассаяс
Лучшими режиссёрами члены жюри признали сразу двоих художников: Оливье Ассаяса с его «Персональным покупателем» и румына Кристиана Мунджиу, автора фильма «Выпускной», В 2007 году Мунджиу получал «Золотую пальмовую ветвь» за картину «4 месяца, 3 недели и 2 дня». Если с Ассаясом всё было понятно, говорили о нём много, с удовольствием, то Мунджиу оказался в числе тех, о ком не говорили вообще.
Что до Ассаяса, то критики разделились на два лагеря, одни прочили ему чуть ли не Золотую пальмовую ветвь, другие уверяли, что режиссёру за такую откровенно слабую работу не должно достаться вообще ничего. Ассаяс в своей картине рассказывает мистическую историю американки, перебравшейся в Париж и к тому же обладающей способностью общаться с привидениями. Главную роль в картине исполнила новая любимица мастеров авторского кино Кристен Стюарт.
Лучший сценарий и лучший актёр: «Коммивояжёр»
Иранский фильм Асгара Фархади «Коммивояжёр» в программе значился одним из последних и завоевал награды сразу в двух номинациях: лучший сценарий (сценарий написан самим Асгаром Фархади), и лучший актёр, этого приза удостоился Шахаб Хоссейни. Известный иранский режиссер, чьи фильмы уже завоевали Оскар, Золотой глобус, Серебряного медведя, Серебряного Георгия ММКФ и приз экуменического жюри Канн, сумел покорить фестивальную публику. «Коммивояжер» в очередной раз показал, что иранские режиссеры могут предложить миру современное, понятное (хоть и довольно специфическое) интернациональной аудитории кино. Иранское кино всегда длинное, даже, можно сказать, текучее плавное. Это история, которая для нас, представителей Европы может показаться чудной и даже не стоящей внимания, однако, стоит только познакомиться с правилами и принципами Востока, всё становится на свои места. Муж и жена перебираются на съёмную квартиру, где раньше жила представительница древнейшей профессии. По ошибке в жильё заходит один из бывших клиентов и, не обнаружив там своей подружки, пытается соблазнить новую обитательницу квартиры. Неслучившееся изнасилование, цепь трагических случайностей – всё это оборачивается для супругов настоящей драмой, боль от которой преодолеть не представляется возможным.
Лучшая актриса: Жаклин Хосе
В этой номинации тоже не обошлось без сюрпризов. Приз за лучшую женскую роль получила 52-летняя актриса Жаклин Хосе за роль в картине филлипинского режиссёра Брильянте Мендоса «Мама Роза». Этот фильм тоже вполне можно обозначить как остросоциальная драма: Роза и Нестор живут в трущобах Манилы с четырьмя детьми. Чтобы свести концы с концами, они используют свой продуктовый магазинчик в качестве прикрытия для продажи метамфетамина.
Приз Франсуа Шале: «(М)Ученик»
Фильм российского режиссёра Кирилла Серебренникова тоже удостоился приза. «(М)Ученик» получил премию имени французского журналиста и историка кино Франсуа Шале, которая присуждается с 1997 года независимым жюри фестиваля. Напомним, что изначально спектакль с одноимённым названием Серебренников поставил у себя в театре, и вот теперь – кино, и судя по реакции жюри – весьма неплохое. Правда сам Серебренников утверждает, что на Каннском фестивале существует всего один приз – Золотая пальмовая ветвь, все остальные награды - это лишь повод продолжать работать в заданном направлении.
Источник фото: кадры из кинофильмов