Центр фотографии имени братьев Люмьер открыл выставку «Московские истории. ХХ век. Часть II» – заключительную часть большого проекта, посвященного жизни столицы за последние 100 лет. Основатель и куратор галереи Наталья Григорьева рассказала MarieClaire.ru о том, как отбирались работы и как советская фотография передает атмосферу и оттенки города.
Расскажите, как планировалась вторая часть выставки «Московские истории»?
– Успех первой части проекта, показанной два года назад, не давал нам покоя. Мы взяли книгу отзывов – практически каждый зритель говорил: «Я хочу вернуться в ту Москву, отдайте мне тот город, я хочу там жить!» Конечно, в городе 1950-х было много спорного, но когда на вас с фотографии смотрят улыбающиеся люди, вы вспоминаете те времена, вспоминаете себя или своих родителей. Здесь я учился, а в той булочной был вкусный хлеб... У каждого из нас есть свои московские истории. Советские фотографы показывали счастье и позитив.
Как отбирались работы? Какие были критерии?
– Центр братьев Люмьер – не исторический музей, у нас нет задачи показывать московские хроники. Мы смотрим на уникальность каждого кадра в контексте искусства фотографии. На советских фото для туристических открыток и календарей от Внешторгиздата нет людей, это бездушная Москва. Мы искали живой город с эмоциями людей, которые жили в 60-90-х годах. Если зритель видит в кадре человека, идущего мимо, он чувствует город, в котором жили его бабушки и дедушки, и скучает по нему.
Как изменилась фотография с тех пор?
– В начале 60 х только-только зарождалась любительская фотография, когда наши бабушки и дедушки начали проявлять пленку у себя в ванных. Страна взяла камеру – появилась «арт-часть», спорная и неофициальная. В 60-е в Москве появилось независимое клубное фотодвижение. К примеру, «Новатор» как один из лидеров, где состояли легендарные советские фотографы-самоучки – Михаил Дашевский, Анатолий Болдин, Игорь Пальмин.
Фотовыставка «Московские истории» первой половины XX века была светящейся и лучезарной. Когда мы стали просматривать работы для второй части, то увидели, что фотография стала правдивее, а иногда и пессимистичнее. Плюс до 50-х годов были определенные законодательные меры в области неофициальной фотографии: вы не могли прийти и сфотографировать Крымский мост – это было запрещено.
ТРУДНо отбирать работы?
– Мы тесно дружим и с фотографами и с их наследниками. Когда работаешь с фотоархивом, бывает невыносимо сложно «отказать» той или иной фотографии. Это чувство долга и ответственности, ведь фотографы доверяют тебе лучшую часть жизни. Кураторы Центра братьев Люмьер отстаивают каждый снимок для выставки, и я прекрасно понимаю, что помимо их искусствоведческого аргумента за этим стоит и эмоциональная составляющая отношений с автором.
Как вы технически осуществляете отбор фото? Ведь негативы нельзя записать на диск или перенести на флешку...
– Чтобы сделать фотовыставку на 300 работ, нужно отсканировать десятки тысяч негативов, отсмотреть их, напечатать пару тысяч контролек, полторы тысячи порвать и только 500 оставить, чтобы через месяц обсуждения отсеять еще пару сотен. Это дорого и долго. Но очень хочется открывать новые имена советской фотографии.
«Отдайте мне Москву 1960-х! Я хочу там жить!»
КакОВА цель выставки?
– Показать советскую фотографию XX века, которая практически забыта. Центр братьев Люмьер – единственный, кто занимается этим вопросом серьезно уже 13 лет. Невозможно увидеть себя в контексте мировой фотографии, не понимая, кто стоял у ее истоков и продолжал ее традиции.
С какими мыслями люди будут смотреть выставку?
– В «Московских историях» много иронии, юмора. Когда мы смотрели с кураторами постперестроечный материал, мы смеялись и не могли остановиться. К примеру, на выставке будет забавный фотодокумент – люди продают вещи у Большого театра. Мы выбрали работы, которые заставят зрителей улыбаться.
Выставка «Московские истории. ХХ век. Часть II»
Центр фотографии им. братьев Люмьер, 26 июня – 8 сентября