Деревня Надьрев, расположенная в центральной части Венгрии, была тихим и неприметным местом. Все жители знали друг друга и мирно сосуществовали в общине, однако главной проблемой поселения было отсутствие постоянного врача. Все изменилось в 1911 году, когда в деревню приехала женщина по имени Жужанна Фазекаш — акушерка с туманным прошлым, чей муж исчез при невыясненных обстоятельствах. Именно с этого момента начинается пугающая история отравительниц из Надьрева, на счету которых от 50 до 300 жертв.
Венгрия 1910-х годов была местом политических баталий, кромешной бедности и отсутствия возможностей для женщин. Большинство браков заключалось по договоренности — девочки-подростки выдавались замуж за взрослых мужчин, выбранных для них их семьями. Женщины не имели права голоса, а развод не был законным даже в случае насилия в семье, поэтому большинство местных жительниц фактически находилось в плену у своих деспотичных и нелюбимых мужей.
С началом Первой мировой войны практически все мужское население Надьрева отправилось на фронт, а вскоре неподалеку от деревни был образован лагерь для военнопленных. Оставшиеся без своих мужей, женщины впервые почувствовали свободу, и очень скоро большинство из них завело романы с плененными иностранцами. Это привело к росту нежелательных беременностей, и для того, чтобы скрыть факт адюльтера, местные жительницы стали обращаться к Жужанне Фазекаш, которая делала подпольные аборты. Деятельность акушерки не осталась незамеченной — ее не раз судили за проведение незаконных абортов, однако каждый раз ей удавалось избежать наказания, поскольку она являлась единственным человеком с медицинским образованием на всю деревню. Одновременно с этим рос и ее авторитет — благодарные женщины видели в новой жительнице Надьрева спасение и путь к лучшей жизни, а этот период стал для них настоящей революцией.
После окончания войны некоторые мужчины вернулись в деревню, но уже совершенно иными людьми — одни страдали от посттравматического синдрома, который на тот момент еще не был признан реальным заболеванием, другие получили серьезные травмы, а третьи стали еще более жестокими и агрессивными по отношению к женам. При этом из кормильцев большинство мужей жительниц Надьрева превратилось в иждивенцев, что положило конец недолгой свободе и вновь затянуло женщин в водоворот рутины и ненавистного быта.
Поскольку жительницы деревни привыкли делиться своими личными переживаниями с Жужанной, они вновь обратились к ней за советом после того, как мужья вернулись с фронта, но внезапно акушерка предложила нестандартное решение проблемы. Фазекаш рассказала женщинам о растворе мышьяка, который она готовит, используя липкую ленту для ловли мух — в Надьреве, регионе с отсутствующей инфраструктурой и острой нехваткой надежных источников воды, отравление мышьяком казалось идеальным преступлением. Фазекаш начала убеждать женщин травить своих мужей, обещая им, что ее раствор не обнаружится в организме — вскоре она наглядно продемонстрировала действие яда, отравив одного из жителей деревни. Его смерть ни у кого не вызвала подозрений, и это положило начало череде массовых убийств — женщины подливали ядовитый раствор в еду и напитки своих благоверных, а после представляли все как несчастный случай, раз за разом избегая наказания.
Впрочем, вскоре Жужанна стала убеждать жительниц деревни в том, что не только их мужья отравляют им жизнь — акушерка утверждала, что свободе препятствовали и сыновья, рожденные в несчастливых браках, и отцы, требовавшие ухода и внимания и согласившиеся отдать дочерей замуж за нелюбимых мужчин. Подобная агитация привела к тому, что женщины стали массово травить все мужское население Надьрева — по оценкам историков, в период с 1914 по 1929 год «ангелоделы» убили от 50 до 300 человек, а деревня вскоре получила мрачное прозвище «район убийств».
Неясно, как в конечном итоге были пойманы отравительницы. Согласно одной из версий, студент-медик из соседнего города обнаружил высокий уровень мышьяка в теле мужчины, которое было выброшено на берег реки, что привело к расследованию. По другой версии, выдвинутой венгерско-американским историком Белой Бодо, о массовых убийствах стало известно после того, как в местную газету поступило анонимное письмо, в котором жительницы Надьрева обвинялись во многочисленных преступлениях. Так или иначе, вскоре власти были вынуждены эксгумировать десятки тел, захороненных на деревенском кладбище, и эксперты обнаружили, что в 46 из 50 выкопанных тел содержатся огромные дозы мышьяка (при этом, как сообщается, в то время исчезло гораздо больше мужчин, но местные жительницы не всегда хоронили тела убитых на кладбище, а потому точное количество жертв установить невозможно).
Когда представители правоохранительных органов прибыли в деревню, чтобы арестовать подозреваемых, выяснилось, что Жужанна Фазекаш была уже мертва — осознавая свое безвыходное положение, женщина совершила самоубийство. Остальные преступницы были задержаны и допрошены, однако их показания разнились — одни утверждали, что совершали преступления из мести, другие говорили, что не хотели жить под одной крышей с агрессивными мужьями, которые регулярно избивали их, а третьи и вовсе сознались в том, что мечтали избавиться от ненавистных мужей, детей и родственников и получить наследство.
Это громкое дело вызвало широкий общественный резонанс — публика гадала, как обычные деревенские жительницы стали хладнокровными убийцами и уничтожили практически все мужское население Надьрева. Впрочем, сами женщины не сожалели о содеянном — во время суда они говорили, что сделали то, что должны были сделать. В итоге восемь жительниц деревни были приговорены к смертной казни, но только две были казнены, а еще 12 человек получили тюремные сроки.
Сегодня история Надьрева уже превратилась в легенду, которая регулярно обрастает все новыми слухами и вымышленными подробностями, однако этот факт не влияет на интерес историков, журналистов и простых обывателей к делу о массовых убийствах. Так, представители самых разных сфер деятельности регулярно инициируют новые расследования случившегося и пытаются найти больше фактов, которые могли бы пролить свет на эту историю, а, кроме того, события того времени были не раз увековечены в кинематографе — первой лентой о преступном синдикате стала картина «Икота», повествующая о массовых убийствах в глухой венгерской деревне, а в 2005 году на экраны вышел документальный фильм «Ангелоделы».
Примечательно, что несколькими годами позже выхода документального проекта об отравительницах Надьрева, женщина по имени Мария Гуня, проживавшая в деревне во времена этих преступлений, рассказала BBC о своем видении ситуации и отметила, что для нее мотив убийств очевиден: «После отравлений поведение мужчин по отношению к своим женам заметно улучшилось».
Фото: Getty Images