Магия славянок: обряды и заговоры, которыми пользовались женщины на Руси

Заговор желаний

Зимними днями и ночами, под покровительством Макоши — богини, прядущей нить судьбы, Конопельки — полевой русалки живущей в коноплянике, и домовых, женщины пряли, ткали, колдовали. С самого детства девочек учили работать с веретеном, прялкой и ткацким станком. Прядение требовало внимания и сноровки, чтобы нить не оборвалась, а умение концентрироваться на монотонном труде можно было бы сравнить с медитацией. Концентрируя мысли на волокно женщины заговаривали желания и мечты, «программируя» изделие и себя (читайте также: Заговор денег: как привлечь и удержать финансы).

Чтобы не ссориться и не «поместить» дурные мысли в рукоделие, девушки пели, усиливая колдовство хором голосов. Особенно сильные заговоры откладывали на ночь зимнего солнцестояния, когда границы между миров стираются и можно призывать «защитников» и «помощников». Заканчивали прясть 26 марта по старому стилю. Для создания изделий использовали коноплю, как растение, дающее длинное и прочное волокно для нитей судьбы. Конопля была не только материалом, но и орнаментом. Красные точки, ромбы и бусины символизировали семена конопли. Обрамляли такими узорами манжеты на штанах, воротниках, рукавах, поясах, кушаках и головных повязках, постельное белье, одеяла для младенцев и праздничные полотенца.

Магия трав

Злые чары отводили с помощью крапивы. На крапивное полотно травники и ведуны раскладывали волшебные и лечебные травы, которые чародеи срезали в ночь или перед рассветом на праздник Ивана Купалы. Обработка трав сопровождалось магическими женскими ритуалами. Перед севом хозяйка трижды объезжала на кочерге участок, предназначенный для выращивания конопли и крапивы. Позже, с приходом христианства, магия уступила место вере. Появился праздник Левона Огуречник, или Конопляник, епископа Ростовского — в день этого святого было принято сеять последние семена огурцов и конопли. Для этого берегли яйцо, приготовленное на Пасху. Его клали на краю поля, а после посева разбрасывали скорлупу, говоря следующие слова: «Роди, боже, конопли белы, як яйцо». Спешили убрать коноплю до дня
 Саввы и Анны (10 сентября) или к Воздвижению (27 сентября). Убранные растения посыпали песком с могилы, чтобы семена не склевали птицы.

Мочили коноплю рано утром или вечером после захода солнца. 
Женщины опоясывали мочило — углубленное место для, предназначенное для процесса отделения волокна от стеблей растений, — красной шерстяной ниткой, чтобы волокно
 было длинным
. В этот день 
запрещалось печь хлеб и варить еду на том огне, на котором
 ошпаривали конопляную пряжу, так как это могло вызвать лихорадку.
 Коноплю освящали вместе с другими травами и плодами в праздник
 Успения Богородицы и в день святых мучеников Маккавеев. В постовые пятницы запрещалась всякая работа с коноплей: в полесье знали, что если выпрясть в такую пятницу полотно из конопли, то оно не будет носиться. Также нельзя было прясть в Пепельную среду: считалось, что конопля и лен не вырастут, а нитки принесут несчастье тому, кто носит одежду из них (читайте также: Неупокоенные: пять самых знаменитых в мире привидений).

Приметы матерей

Беременным девушкам было запрещено переступать вязанку конопли, так как в народе думали, что у ребенка пуповина обмотается вокруг шеи, он будет страдать удушьем, а при рождении может задохнуться. Тем, кто ожидал пополнения в семье, нельзя было перешагивать костру — одревесневшие части стеблей прядильных растений, получаемые при мятье и трепании льна, конопли, кенафа, кендыря. Славянки верили, что, если не следовать этому правилу, у ребенка по телу пойдет сыпь (читайте также: Спасут от беды: 5 магических установок, которые защитят вашу семью и дом — произнесите их сейчас).


Конопля защищала с первых дней жизни: новорожденного перевязывали матеркой — женской особью конопли с семенами. Считалось, что если же его обвязать плоскунами, мужской особью без семян, то впоследствии он будет бесплодным. Девочке в первую купель клали коноплю, чтобы волосы росли длинными и густыми. При посещении роженицы приносили с собой конопляную пряжу, которое клали в люльку, чтобы ребенок-мальчик был усатым, а девочка — «волосата».


Чтобы у молодоженов были дети, а у девушки легко прошли роды, мать клала невесте за пояс семена конопли, которые во время венчания она высыпала на пол. Если девушка не желала иметь детей, то на венчание брали «мужскую» коноплю. Чтобы оградить молодую пару от порчи, им насыпали в обувь семена, опоясывали ветками по голому телу, раскладывали вокруг невесты стебли и поджигали. Входя в новый дом, новоиспеченная жена разбрасывала по избе конопляное семя, чтобы выгнать из дома злых духов и ведьм.

Обряды для защиты от мистических существ

Чтобы покойник не стал вампиром, его покрывали конопляным полотном, опоясывали поверх рубашки пасмом растения, а могилу обкладывали паклей и поджигали. Покойника окуривали дымом от травы, а пепел и остатки клали в гроб. 
В календарных обрядах конопля использовалась в качестве оберега: на Благовещение куски полотна клали на пол по углам избы, поджигали и окуривали все вокруг, чтобы гады, выползшие из земли, не заползли в дом. На Ивана Купалу собирали конопляный цвет и рассыпали перед входом в дом и в хлев, чтобы преградить путь ведьме (читайте также: День Ивана Купала: как правильно загадывать желания и проводить ритуалы).


Чтобы у девушки удалась коса, издавна считавшаяся символом здоровья и плодородия, мать или кума приводили девицу к полю и звали русалку, которая по обычаям жила в коноплянике. Приносили дары, расчесывали осиновым гребнем волосы и звали русалку «тебе в волоса». Также снимали и хворобу: во банный день вместе с грязью смывали злобу и сглаз конопляной мочалкой.

Елена Буассе

Советник по развитию и PR «Дом конопли»

Фото: архивы пресс-служб