После поражения Наполеона III во Франко-Прусской войне и последующей экономической депрессии Франция залечивала раны. Люди жаждали праздника и веселья, которое перекроет тяжелый гнет воспоминаний. Оптимизм и вера в лучшее особенно ощущались в Париже, где и началась новая эпоха, получившая название «Прекрасная» (La Belle Epoque).
Расцвет культуры, научные открытия, экономический и социальный прогресс – страна снова начала процветать, а вместе с ней и люди, теперь располагавшие и временем, и деньгами, которые могли тратить на недоступные раньше развлечения. Именно тогда двум предпринимателям пришла в голову идея открыть уникальное увеселительное заведение «Мулен Руж», ставшее символом Парижа на рубеже веков.
6 октября 1889 году Жозеф Оллер и Шарль Зидлер, вдохновившись новыми культурными свершениями и атмосферой Парижа того времени, открыли легендарное кабаре «Мулен Руж» (или, в переводе с французского, «Красная мельница») на площади Бланш. Место, которое компаньоны выбрали для своего заведения, на тот момент было не самой популярной частью Монмартра, однако на то и был расчет. Дело в том, что одной из целей Жозефа и Шарля было превратить эту некогда сельскую часть Парижа, где можно было найти дешевое жилье, в популярное у всех слоев общества место. И в этом они преуспели. Правда, вряд ли даже самые оптимистичные прогнозы бизнесменов могли предсказать столь колоссальный успех их предприятия.
Кабаре мгновенно обрело популярность, причем его двери были открыты абсолютно для всех – обеспеченные мужчины отправлялись в «Красную Мельницу» в поисках новых знакомств, писатели и поэты черпали вдохновение в пьянящей (во всех смыслах) атмосфере кабаре, бедняки с интересом следили за тем, как развлекается городская элита.
Необычный интерьер, созданный знаменитым французским художником Адольфом Вилетта, сочетал в себе все великолепие Прекрасной эпохи: огромные зеркала на стенах отражали яркий свет люстр, висящих на потолке, во внутреннем дворике стояла статуя гигантского слона, привезенная со всемирной выставки в Париже 1889 года, а само здание было построено в виде огромной мельницы с вращающимися лопастями, выкрашенными в красный цвет. «Мулен Руж» не был похож ни на что, и ничто не могло сравниться с ним.
Но, конечно, главной изюминкой заведения был не его эксцентричный интерьер, а музыкальные и танцевальные представления, которые там проходили. «Мулен Руж» демонстрировал таланты самых известных французских танцоров, а также подарил славу танцу, ставшему визитной карточкой заведения – французскому канкану. К слову, сначала на сцене кабаре выступали и мужчины (Валентин Ле Дезоссе, Жозеф Пухоль Ле Петоман), и женщины, однако позже канкан стал исключительно женским танцем. Владельцам заведения удалось переманить в кабаре самых известных парижских исполнительниц канкана – Луизу Вебер, Иветту Гильбер, Джейн Аврил.
Несмотря на то, что многие жители французской столицы считали канкан провокационным, вульгарным и даже непристойным танцем, они все равно регулярно приходили на Монмартр, чтобы зайти в «Красную Мельницу» и полюбоваться слаженными движениями танцовщиц. «Мулен Руж» превратился из типичного кабаре в то место, где шоу проходило не только на сцене, но и в зале – пьянящая и фантазийная атмосфера, царившая в заведении, вызывала у всех присутствующих чувство эйфории. И именно этого так остро не хватало парижанам в то время.
Слава «Мулен Руж» прокатилась по Парижу, и вскоре в кабаре на Монмартре стали регулярно появляться представители аристократии и богемы, в числе коих были писатель Оскар Уайльд, художник Анри де Тулуз-Лотрек, написавший множество картин, посвященных кабаре «Мулен Руж», и его модели, и даже сам принц Уэльский, посещавший Париж по рабочим вопросам.
Многие события, происходившие в стенах легендарного кабаре, стали неотъемлемой частью истории и положили начало чему-то новому. Так, в 1893 году одна из танцовщиц произвела настоящий фурор, полностью обнажившись на сцене во время своего выступления. Девушка по имени Мона, которая решилась на столь откровенное шоу, положила начало танцевальному направлению эротического жанра — стриптизу. К слову, тогда Мона была оштрафована полицией на 100 франков за непристойное поведение, однако танцевальное направление все же прижилось и вскоре стало популярным в кабаре Чикаго, а после и во всем мире.
Но ничто не длится вечно, в том числе и колоссальный успех «Красной Мельницы». 27 февраля 1915 года в здании одного из самых известных мест Парижа вспыхнул пожар, полностью уничтоживший «Мулен Руж». На реконструкцию кабаре ушло шесть лет, после чего оно снова распахнуло свои двери в 1921 году – спустя три года после окончания Первой мировой войны. Восстав из пепла, «Мулен Руж» начал практически с того же момента, как и 30 лет назад – его встретил полуразрушенный город, гнет воспоминаний о войне и острая жажда веселья.
После реконструкции кабаре на Монмартре претерпевало эру изменений. «Красная Мельница» сменила множество владельцев, каждый из которых вносил свежие идеи в планы развития заведения. «Мулен Руж» то превращался в площадку для выступлений известных артистов, то закрывался, как во времена Второй мировой, то снова открывал свои двери для жителей Парижа, но уже не в качестве кабаре, а как театр оперетты.
После нескольких лет трансформаций «Мулен Руж» вернулся к истокам. В 1955 году кабаре выкупили братья Джозеф и Луи Клерико, вернувшие заведению первозданный вид, и, что важнее, его незабываемую атмосферу праздника и беспечности. Именно тогда новым владельцам пришла идея, что заведение может принимать гостей не только ночью, но и в дневное время. Так появилось первое дневное шоу, которое привлекло множество туристов и сделало кабаре еще более модным и известным в Париже и за его пределами.
Однако гостей привлекал не только знаменитый канкан и шоу-программа, но и выступления известных шансонье и исполнителей. В период с 1921 года по настоящее время в кабаре «Мулен Руж» выступило неисчислимое количество звезд первой величины. Французский шансонье Шарль Азнавур, легендарная Эдит Пиаф, Фрэнк Синатра, певица англо-французского происхождения Жозефин Бейкер, эстрадный певец Морис Шевалье, Ив Монтан, Лайза Минелли, артист балета Михаил Барышников, Элтон Джон – и это далеко не полный список тех, кто когда-то выступал на сцене «Красной Мельницы».
Впрочем, не только эстрадные исполнители любили захаживать в парижское кабаре. Наиболее знаменательным в истории существования «Красной Мельницы» стал визит английской королевы Елизаветы II в 1981 году. Это был единственный день, когда в коридорах заведения не толпилась тьма народа, шум которой было слышно с улицы, поскольку владельцы полностью закрыли кабаре ради визита ее Величества (читайте также: «Королевское время: как Елизавета II все успевает?»).
Парижское кабаре превратилось в символ эпохи, поэтому не удивительно, что об истории «Красной Мельницы» было снято множество фильмов, наиболее известен из которых фильм-мюзикл База Лумана «Мулен Руж!» с Николь Кидман и Юэном Макгрегором в главных ролях. Картина получила оглушительный успех и завоевала несколько престижных наград Американской киноакадемии, премии «Золотой Глобус», а исполнительница главной роли была номинирована на премию Оскар в категории «Лучшая женская роль».
Легендарное парижское кабаре пережило масштабный пожар, две мировые войны, периоды разрухи и хаоса, однако и по сей день сохранило славу одного из самых популярных и посещаемых мест в Париже. Ежегодно в «Мулен Руж» приезжают около 600000 туристов, чтобы своими глазами увидеть исполнительниц канкана и ощутить пьянящую атмосферу места, ставшего символом Парижа.