Об истории охоты на салемских ведьм знает практически каждый житель нашей планеты. Гонения, массовые казни, пытки и истерия, охватившая целый город – события тех лет оставили глубокий и болезненный след в истории не только США, но и всего мира. Сколько бы современные исследователи не выдвигали теорий, на сегодняшний день все еще нет однозначного ответа, что именно заставило тысячи жителей Салема устроить одну из самых жестоких и массовых охот на ведьм в истории человечества.
Городок Салем был образован в 1626 году пуританами, которые прибыли в США из Англии. Нравы обитателей были весьма строги — главным в их жизни была религия, дети воспитывались в жестких рамках, а те, кто нарушал церковные традиции, моментально становился изгоем.
Несмотря на фанатичную набожность, жители Салема находились в постоянном конфликте друг с другом — в основном причиной междоусобиц становился земельный вопрос. Фермерских хозяйств, которые были главным источником пропитания и заработка местных, становилось все меньше, а число жителей, наоборот, увеличивалось. А потому салемцы активно воевали между собой, стараясь всеми правдами и неправдами заполучить себе пригодные для земледелия территории.
Также жители города, сталкиваясь с какими-либо природными катаклизмами или болезнями, будь то засуха, затяжные ливни или эпидемии, объясняли это просто — божий гнев и вмешательство дьявола. А потому, когда у двух юных жительниц Салема появились пугающие симптомы непонятной болезни, все уже знали, что девочки одержимы сатаной.
Все началось зимой 1692 года, когда 9-летняя дочь пастора Самюэля Пэрриса Элизабет и ее двоюродная сестра, 11-летняя Эбигейл Уильямс стали странно себя вести. Девочки проявляли агрессию, внезапно вскрикивали, словно кто-то невидимый больно щипает их или колет иголкой, жаловались, что видят какие-то полупрозрачные фигуры и не выносили слова молитв.
Местные жители начали выдвигать логичные, на их взгляд, предположения, все из которых сводились к тому, что девочки были прокляты ведьмой. Эти догадки вскоре подтвердил доктор Уильям Григгс, заявивший, что уже сталкивался с подобными случаями в Бостоне.
Одержимые идеей проклятья, обитатели Салема попросили девочек рассказать, кто именно виновен в происходящем, и Элизабет с Эбигейл указали на первую «ведьму» — служанку Титубу афроамериканского происхождения, которая трудилась в доме Пэррисов.
Несчастную Титубу моментально взяли под арест, а вместе с ней и еще двоих подозреваемых — вдову Сару Осборн и нищенку Сару Гуд. Всех троих женщин допросили с использованием пыток, однако в содеянном призналась лишь служанка Пэррисов, которая не выдержала мучительных издевательств.
На этом история не закончилась — буквально через несколько дней власти города арестовали 4-летнюю дочь Сары Гуд, которая назвала себя ведьмой в надежде на встречу с матерью. После этого по Салему прокатилась волна арестов — в тюрьму попадали женщины, которые были хотя бы поверхностно знакомы с обвиняемыми, а также жительницы города, которые не доверяли словам Элизабет и Эбигейл. Кроме того, в рамках следствия даже было арестовано трое мужчин, которые состояли в связи с обвиняемыми.
Уже в начале мая того же года произошла первая смерть — в заключении погибла Сара Осборн. О причинах смерти доподлинно неизвестно, однако еще на момент ареста Сара была тяжело больна, а пытки и ужасные условия содержания лишь способствовали ухудшению ее состояния.
А в конце месяца начался громкий судебный процесс над «салемскими ведьмами», как их прозвал народ. В жюри вошло несколько ближайших приятелей губернатора провинции Массачусетс-Бэй Уильяма Фипса, которые, к слову, даже не имели юридического образования.
Главной «уликой» по делу женщин были показания девочек, к которым якобы являлись духи обвиняемых. Эти показания суд счел адекватными и вынес сразу нескольким жительницам Салема смертный приговор.
Первая казнь состоялась 10 июня — в тот день на главной площади города была повешена Бриджет Бишоп. Примерно через месяц казнили еще нескольких «ведьм», в числе коих была и Сара Гуд. Когда приговоренной дали последнее слово, она обратилась к священнику, который принимал участие в процессе:
«Ты — лжец. Если я ведьма, то ты — колдун. Лиши меня жизни и Господь напоит тебя кровью»
Примечательно, что слова, сказанные Сарой, оказались пророческими — священник Николас Ноес вскоре скончался, захлебнувшись собственной кровью.
После этого в городе были казнены еще около пятнадцати человек, а одного мужчину запытали до смерти — дело в том, что формально человека не могли приговорить к смертной казни, если он не сознается в преступлении. Поэтому в то время обвиняемые подвергались самым страшным и жестоким пыткам, в результате которых большинство признавало «вину» против своей воли.
Город словно охватило какое-то массовое безумие — люди давали показания о собственных друзьях и родственниках, а озлобленные толпы горожан с удовольствием наблюдали за муками тех, кто был приговорен к смертной казни или пыткам, выкрикивая унизительные оскорбления в адрес несчастных.
Очень скоро эта «эпидемия» жестокости перебралась и в соседние города Топсфилд, Бостон и Андовер — Элизабет Пэррис и Эбигейл Уильямс стали своего рода экспертами, которых приглашали для разоблачения ведьм.
Итогом этой кровавой охоты на ведьм стал арест около двухсот человек, 30 из которых был вынесен смертный приговор. В 19-ти случаях приговор был приведен в исполнение, а также неизвестно, сколько конкретно людей подверглись пыткам.
В мае 1693 года процесс над салемскими ведьмами был официально завершен, а оставшихся в живых подозреваемых помиловали. А чуть позже, уже в 1702 году, суд признал, что приговоры, вынесенные ранее, были незаконными. Судьи, участвовавшие в процессе, также признали свою ошибку.
После того, как процесс над салемскими ведьмами официально был признан незаконным и ошибочным, Элизабет Пэррис и Эбигейл Уильямс стали изгоями в Салеме. Жители города презирали девушек, а особо активные граждане призывали власть казнить их. Однако этого не случилось — Элизабет в возрасте 27 лет вышла замуж, а след Эбигейл потерялся в 1694 году.
Страшные события, которые произошли в Салеме, еще долгое время не давали людям покоя. Многие исследователи выдвигали свои теории относительно того, что стало причиной столь жестких и кровопролитных преследований — массовый психоз, вызванный отравлением каким-либо ядовитым веществом, особенности психологии пуритан, истерия.
В 1976 году в американском научно-популярном издании Science была опубликована теория, согласно которой девочки страдали от галлюцинаций, вызванных отравлением спорыньей. Но эта версия вскоре была опровергнута.
Другое объяснение появилось еще спустя некоторое время — исследователи предположили, что Элизабет и Эбигейл страдали летаргическим энцефалитом. Симптомы этого заболевания весьма похожи на те, что испытывали девочки в 1692 году.
Также многие ученые предполагали, что между девочками, уставшими от жизни в рамках суровых законов пуритан, мог быть сговор — то есть они таким образом просто решили повеселиться.
Так или иначе, однозначного ответа на вопрос, что же случилось с жителями Салема в 1692 году, нет. Но все исследователи сходятся в едином мнении, что трагический опыт наших предков должен стать важным уроком для будущих поколений.
Фото: Getty Images