Согласно статистике Национального совета безопасности США, шансы любого из нас погибнуть в авиакатастрофе составляют 1 к 9821. Именно поэтому самолеты считаются самым безопасным видом транспорта. Современные авиалайнеры не только позволяют нам путешествовать с максимальным комфортом, но и сводят к минимуму все неприятные ощущения от полета. Вспомните, с какими неудобствами вам доводилось встречаться в самолетах? Большинство людей ответят: «турбулентность». И лишь немногие смогут вспомнить действительно странные или мистические случаи, которые произошли с ними во время полета. А вот 50 лет назад среди пассажиров и работников Eastern Airlines гуляло множество подобных историй.
Например, в середине 1970-х годов пассажирка этой американской авиакомпании заметила нечто необычное: когда она садилась в самолет, место рядом с ней было свободным, но в середине полета на нем внезапно появился мужчина в авиационной форме. Девушка удивилась, но решила поговорить с ним. «Скажите, пожалуйста, вы случайно не пилот?» — учтиво поинтересовалась она. Но мужчина ничего не ответил. Он продолжал неподвижно сидеть на месте, уставившись в одну точку перед собой. Пассажирке стало не по себе, и она позвала стюардессу. Теперь уже две девушки смотрели на странного мужчину, задаваясь вопросом: кто он такой и откуда здесь взялся? Но прежде чем стюардесса успела сказать хоть слово, мужчина растворился в воздухе, словно призрак. Пассажирка вскрикнула от ужаса, затем обернулась к стюардессе и произнесла: «Я что, сошла с ума?». «В таком случае, мы обе тронулись рассудком», — ответила она, не менее шокированная произошедшим. Стюардесса больше не стала ничего говорить пассажирке, которая уже была на грани истерики, но когда самолет приземлился, она призналась коллегам, что узнала в том мужчине пилота Eastern Airlines Роберта Лофта. Казалось бы, что тут странного? На первый взгляд, ничего. Вот только Роберт погиб в авиакатастрофе за несколько лет до этого.
И это был далеко не единственный случай встречи с призраками на суднах Eastern Airlines. Руководство авиакомпании отказывалось верить в эти паранормальные истории, называя их «бредом». Но их становилось все больше, поэтому Eastern Airlines пришлось принять меры.
Однако прежде давайте вернемся в 1972 год и узнаем, с чего все началось.
Роковой полет рейса 401
Около полуночи 29 декабря 1972 года самолет L-1011 TriStar авиакомпании Eastern Airlines, совершавший рейс 401 по маршруту Нью-Йорк—Майами, готовился приземлиться в аэропорту Флориды. Это был новый широкофюзеляжный лайнер — один из самых популярных и автоматизированных на рынке коммерческих авиаперевозок 1970-х. За штурвалом находился 55-летний Роберт Лофт — опытный пилот-ветеран, проработавший в Eastern Airlines более 30 лет. Вести самолет ему помогали второй пилот Альберт Джон Стокстилл и бортмеханик Дональд «Дон» Репо. Полет проходил без происшествий, поэтому все члены команды находились в хорошем настроении, начиная предпосадочную подготовку.
Капитан приказал выпустить шасси, и второй пилот ввел соответствующую команду в бортовой компьютер. Послышался привычный шум гидравлики, приводящий в движение стойки шасси. Но неожиданно Стокстилл заметил нечто тревожное. На приборной панели перед ним горели две лампочки — свидетельство того, что боковые стойки выпущены. Но третья лампочка, сигнализирующая о том, что переднее шасси зафиксировано, так и не зажглась.
Это потенциально опасная ситуация, которая может привести к тому, что при приземлении самолет сядет «на брюхо» (а затем развалится на части или воспламенится). И второй пилот это прекрасно знал. Он поделился своими опасениями с другими членами экипажа, и они начали думать, как разрешить эту проблему. Им нужно было понять, что именно сломалось: лампочка (а значит, все шасси выпущены, и можно садиться) или передняя стойка шасси (и у них аварийная ситуация на борту)? Но как это выяснить?
Чтобы выиграть время, Лофт попросил разрешения у диспетчера прервать посадку и отправиться на второй круг. Диспетчер дал «добро», назначил самолету новый курс и сказал придерживаться высоты в две тысячи футов (600 метров над землей). Капитан подтвердил получение данных и передал управление автопилоту, который должен был поддерживать заданный маршрут, пока команда разбирается с неполадкой. Лофт, Стокстилл и Репо несколько раз пробовали убрать и выпустить шасси, вынуть лампочку из приборной панели и поставить обратно, но результат не менялся (две лампочки горят, одна — нет). Затем бортмеханик спустился в приборный отсек, чтобы попытаться разглядеть через маленькое смотровое окошко переднюю стойку шасси. Но увидел лишь кромешную темноту ночи. «Столько проблем из-за копеечной лампочки», — со вздохом произнес капитан. К сожалению, он не подозревал, что пока команда разбиралась с лампочкой-индикатором (которая действительно стоила всего $12), автопилот отключился, и самолет начал медленно снижаться, удаляясь от аэропорта.
Как показало дальнейшее расследование, после ухода на второй круг кто-то из кабины пилотов случайно задел штурвал. Это привело к отключению автопилота и постепенной потере высоты. Члены команды долго не замечали этого: стояла темная безлунная ночь, огни аэропорта остались вдали, а все внимание пилотов было сконцентрировано на неполадке с лампочкой. Они поняли свою ошибку только за несколько мгновений до фатального падения. «Мы ведь все еще на двух тысячах футов, так?» — обеспокоенно спросил второй пилот, заметив страшные данные на бортовом альтиметре. «Эй, что происходит?» — озадаченно произнес капитан. В следующую секунду самолет на скорости почти 370 километров в час упал в болото в 30 километрах от аэропорта и разрушился на несколько частей.
В этой катастрофе погибло 99 человек, в том числе — второй пилот Джон Стокстилл, бортинженер Дон Репо и капитан Роберт Лофт. 77 человек выжили.
Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) заключил, что основной причиной крушения стал человеческий фактор — пилоты так увлеклись решением незначительной проблемы, что забыли об управлении самолетом (по сути, не совсем забыли, но слишком сильно понадеялись на автопилот). И, наконец, самым печальным открытием расследователей стал тот факт, что единственным прибором, вышедшим из строя во время рокового полета, стала лампочка-индикатор: она действительно просто перегорела, а все стойки шасси были выпущены и зафиксированы. Пойми это пилоты быстрее, самолет приземлился бы в аэропорту Флориды без происшествий. И 99 жизней были бы спасены. Но случилось то, что случилось.
Однако катастрофа рейса 401 принесла и полезные изменения в мировую авиационную практику. После нее было введено строгое правило, известное как «one head up». Оно заключается в том, что в любой внештатной ситуации один член команды должен следить за полетом, пока остальные разбираются с проблемой.
Мистические последствия трагедии
Словом, даже из такой ужасной катастрофы мировое сообщество смогло извлечь важный урок. Но руководство Eastern Airlines пошло еще дальше, сумев извлечь финансовую выгоду. Точнее — хорошо сэкономить. Как ни странно, многие детали упавшего самолета сохранились в хорошем состоянии. Поэтому авиакомпания решила поставить их на другие аналогичные судна своего авиапарка. Больше всего деталей с упавшего самолета (в частности, радиоэлектронное и кухонное оборудование) досталось L-1011 TriStar под бортовым номером 318. И по стечению обстоятельств, именно с этим лайнером оказалось связано больше всего мистических происшествий.
Вскоре после трагедии рейса 401 бортпроводники и пилоты Eastern Airlines стали замечать что-то странное во время полетов на других самолетах TriStar. Сначала они чувствовали чье-то незримое присутствие, необъяснимый холод и сырость в кухонных отсеках. А затем им начали являться призраки бывших коллег — Дона Репо и Роберта Лофта. Стюардессы сталкивались с ними, открывая дверцы кухонных шкафчиков, пилоты замечали их отражения на экранах бортовых компьютеров. При этом некоторым счастливчикам даже удалось перекинуться парой фраз с нематериальным воплощением бортмеханика Дона Репо. Он всегда выглядел очень доброжелательным и был рад обсудить техническое состояние авиасудна. Однако надолго он никогда не задерживался, успевая произнести всего несколько слов, прежде чем раствориться в воздухе. Призрак капитана Роберта Лофта не был таким многословным. Порой он появлялся в салоне или кабине пилотов, молчаливо наблюдая за работой своих коллег.
Впрочем, пассажиры Eastern Airlines оказались вовсе не в восторге от встреч с погибшими пилотами на борту. В лучшем случае, это заканчивалось истериками, в худшем — жалобами руководству. Eastern Airlines пытались «замять» ситуацию, боясь испортить свою репутацию. Но истории о призраках с рейса 401 уже подхватили СМИ, а в 1976 году даже вышла книга Джона Фуллера с аналогичным названием, поэтому отрицать наличие потусторонних сущностей на самолетах TriStar больше не было никакого смысла. А значит, нужно было понять, как от них избавиться.
Пока руководство Eastern Airlines ломало голову над этим вопросом, сотрудники компании пытались наладить контакт с призрачными Доном Репо и Робертом Лофтом. Но делать это нужно было крайне осторожно. Ведь как знать, что может быть у них на уме? Желают ли они добра своим коллегам или предвещают новые катастрофы?
Как-то раз бортмеханик Eastern Airlines, намеревавшийся провести предполетную проверку всех систем самолета, поднимался по трапу, как вдруг столкнулся с мужчиной в форме свой авиакомпании. Незнакомец улыбнулся ему и сообщил, что уже проинспектировал авиасудно, и оно готово к вылету. И тут бортмеханик узнал лицо этого мужчины — перед ним стоял Дон Репо. Точнее, его призрак. Но не успел бортмеханик открыть рот, чтобы ответить ему хоть что-то, как Репо исчез. Все системы самолета действительно оказались в идеальном состоянии. Как и сказал Дон.
Спустя некоторое время стюардесса разогревала еду в кухонном отсеке самолета TriStar и заметила, что на одной из плит горит сигнал перегрузки в цепи. По внутренней связи она попросила бортмеханика подойти на кухню, чтобы исправить поломку. Не прошло и минуты, как ее просьба была исполнена. Мужчина в форме Eastern Airlines появился в дверном проеме и направился к плите. Он быстро починил неисправность и удалился без лишних слов. Стюардесса продолжила готовить еду для пассажиров, но неожиданно услышала шаги позади себя. В кухню вошел еще один бортмеханик и спросил, что случилось с плитой. Девушка была сильно удивлена: кем же тогда был предыдущий мужчина в авиационной форме, который приходил раньше? Позже ей показали фотографию Дона Рипо, и она с полной уверенностью заявила, что именно так выглядел мужчина, починивший плиту.
Порой пассажиры TriStar по громкой связи слышали напоминания о необходимости пристегнуть ремни и разъяснения других правил безопасности. Это не казалось чем-то сверхъестественным, ведь члены экипажа всегда инструктируют пассажиров о подобных вещах. Вот только никто из стюартов или пилотов, находящихся в самолете, не делал этих объявлений. Некоторые члены команды рассказывали, что голос, звучавший в динамиках, напоминал им голос бывшего коллеги — капитана Роберта Лофта.
А однажды призрак Дона Репо даже помог предотвратить неминуемую катастрофу. Во время одного из полетов капитан TriStar получил предупреждение от сидящего позади него бортмеханика о возможной неисправности в электросети, которая может привести к пожару на борту. Пилот проверил показания приборов и понял, что неисправность действительно была. Он устранил ее, после чего повернулся к бортмеханику, чтобы поблагодарить его за проявленную бдительность. Но его место пустовало. Через несколько минут дверь кабины открылась, и в нее зашел настоящий бортмеханик этого рейса. Выяснилось, что он отсутствовал некоторое время и ничего не знал о неисправности электросети. Так кто же был «ангелом-хранителем», спасшим самолет? Капитан лайнера ни минуты не сомневался: это был погибший Дон Репо.
Коллеги вспоминали, что Роберт Лофт и Дон Репо при жизни были хорошими людьми, которые ответственно относились к своей работе и безопасности пассажиров. Некоторые высказывали предположения, что они не могли обрести покой, потому что винили себя в случившемся с рейсом 401. Поэтому их призраки продолжали появляться на самолетах TriStar, оберегая членов экипажа и пассажиров.
У медиумов было еще одно объяснение происходящему: они считали, что материальные объекты, ставшие частью катастрофы, хранят энергетику трагедии 1972 года. Как мы помним, многие детали упавшего TriStar были поставлены на другие самолеты авиакомпании. И по мнению экспертов, работающих с паранормальными явлениями, именно они «притягивали» духи погибших.
Наконец, руководство Eastern Airlines решило поставить точку в историях о призраках и распорядилось снять все детали погибшего TriStar с летающих лайнеров. Это решение обошлось авиакомпании в несколько миллионов долларов, но возымело эффект: с 1974 года ни члены экипажей, ни пассажиры больше не встречали призрачных пилотов. Более того руководство Eastern Airlines приказало удалить из бортовых журналов все свидетельства паранормальных происшествий на бортах TriStar, чтобы навсегда забыть об этих историях.
Но в массовой культуре память о катастрофе рейса 401 по-прежнему жива. Помимо произведения Джона Фуллера, увидевшего свет в 1976 году, ей была посвящена книга «Крушение» Роба и Сары Элдер. В 1978 на экраны вышел фильм «Призрак рейса 401», в котором снялись Ким Бессинджер, Эрнест Боргнайн и Расселл Джонсон; а несколько десятилетий спустя о катастрофе вспомнили создатели популярного сериала «Сверхъестественное», упомянув ее в 4 серии 1 сезона.
Фото: Getty Images