Сегодня традиция посмертной фотографии осталась далеко в прошлом, однако в девятнадцатом столетии подобные снимки были целым направлением искусства и имели большую популярность среди людей, желавших сохранить память о своих близких. Углубляемся в историю пугающего тренда Викторианской эпохи, ставшего одним из самых ярких видов искусства того времени.
Традиционно годом возникновения post-mortem photography считается 1839 — именно тогда благодаря совместным усилиям Жозефа Нисефора Ньепса и Луи Дагера была создана первая работающая технология фотографии дагеротипия.
До этого момента люди использовали возможности живописи, скульптуры и других видов искусства для того, чтобы запечатлеть в памяти портреты своих близких людей, однако эти способы были весьма затратны и доступны лишь для избранного круга населения. Кроме того, для создания портрета или скульптуры требовалась много времени, что также делало этот процесс не самым удобным — большинство представителей среднего и низшего класса были лишены возможности запечатлеть память о близких.
Поэтому, когда людям открылись первые возможности фотографии, они с воодушевлением восприняли эту идею. Однако новая технология также имела несколько подводных камней, главным из которых стала длительная выдержка (от пятнадцати до тридцати минут), что сильно затрудняло процесс фотографирования — большинство снимков получалось смазанными, с закрытыми глазами и в движении (что порой выглядело весьма пугающе). Учитывая тот факт, что фотоснимок хоть и был более бюджетным способом запечатлеть человека в кадре, представители средних и низших классов все же не могли позволить себе по несколько раз переснимать неудачные фотографии.
Считается, что именно потребность сэкономить и при этом получить статичный четкий кадр подвигла людей создать новый вид фотографического искусства, который и получил название post-mortem photography — посмертная фотография. Вначале эта тенденция обрела популярность среди родителей, внезапно потерявших своих детей — в те времена детская смертность была весьма высока, а убитая горем семья хотела сохранить хоть какую-то память о погибших наследниках.
Выглядели подобные памятные снимки весьма странно — детей фотографировали в их кроватках так, будто они просто спали, а иногда в кадре присутствовали и родители малыша, держащие его на руках или позирующие рядом. Когда тренд начал набирать обороты, появились и другие идеи для подобных фотосессий — мертвых детей располагали среди игрушек, а иногда их тела прикрепляли к специальным штативам в разных позах, а на закрытых веках рисовали подобие глаз, чтобы «модели» выглядели живыми.
Примечательно, что задумка авторов действительно удавалась — если неосведомленный человек посмотрит на эти кадры, он заметит лишь некоторую странность в позах запечатленных людей, однако, учитывая время, когда были сделаны снимки, вряд ли это вызовет вопросы.
Очень скоро идея посмертной фотографии начала обретать все большую популярность, и уже к середине 1840-х годов этот тренд превратился в целое направление искусства, количество поклонников которого росло с каждым годом.
Теперь среди последователей направления значились не только родители, потерявшие детей в раннем возрасте, но и другие люди, желавшие запечатлеть умерших близких — братьев, сестер, отцов и матерей, бабушек и дедушек. Иногда на подобных снимках позировали целые семьи — причем невооруженным глазом определить, кто из них мертв, было практически невозможно. Покойников усаживали в кресла, им делали макияж и подбирали для них праздничные одежды — фотосессия была целым масштабным событием, которого, как ни странно, с нетерпением ждали члены семей покойников.
Использование разнообразных штативов, грим, применение лекарственных препаратов, например, специальных капель для глаз, которые добавляли взгляду блеск и яркость — к тому моменту, когда искусство посмертной фотографии достигло пика популярности, люди были осведомлены о целом ряде уловок и фокусов, которые помогали им придавать вид живых своим умершим родственникам.
Примечательно, что искусство посмертной фотографии обрело поклонников не только среди бедных слоев населения — с развитием тенденции все больше представителей искусства стали обращать на нее внимание, проникаясь идеей создания идеальных post-mortem снимков. Так, после смерти Виктора Гюго в 1885 году культовый французский фотограф Надар (Гаспар-Феликс Турнашон) сделал посмертный снимок писателя, который стал одним из самых известных в истории post-mortem photography.
Кроме того, многие авторы отмечали, что в сути этого искусства лежит не только желание запечатлеть своих родных и близких, но и более глубинный и философский смысл. Так, один из художников, работавших в этом жанре, описал направление следующим образом:
«Post-mortem фотографии — это не просто память о тех, кто покинул наш мир. Это философия нашего времени, которая должна напоминать людям о тонкой грани, существующей между жизнью и смертью»
Тем не менее, несмотря на огромную популярность этого направления искусства, вскоре технический прогресс дал новый виток развития, вместе с которым в мире стали появляться и новые возможности для фотографии. Уже в середине XIX века стала сокращаться длительность выдержки, а к началу XX стали появляться более удобные и дешевые технологии фотографического процесса, фактически вытеснившие тренд на посмертную фотографию.
К слову, сегодня во многих музеях мира можно найти целые экспозиции, посвященные этому виду искусства, а некоторые современные художники, например, Андрес Серрано, Джеффри Силверторн, Нэнси Голден, активно эксплуатируют тему post-mortem в своих работах, что нередко вызывает весьма неоднозначные оценки публики.
Фото: Getty Images