Сегодня человеку многое известно об особенностях собственного мозга и психологических реакциях своего организма на те или иные внешние воздействия, однако так было не всегда. Всего несколько десятков лет назад мировые ученые любыми способами пытались познать человеческую природу и понять механизмы работы психики. Правда, их методы были отнюдь не гуманны, а участники этих экспериментов вряд ли разделили бы восторг от полученных результатов.
Стэнфордский эксперимент
Стэнфордский тюремный эксперимент был проведен в 1971 году известным американским психологом Филиппом Зимбардо — своей главной целью он ставил изучение влияния социальных ролей на поведение индивидов. Для проведения эксперимента через объявление в газете было набрано 24 человека, которых случайным образом поделили на «охранников» и «заключенных» — испытуемые должны были провести в импровизированной тюрьме ровно две недели.
С самого начала эксперимент был пугающе похож на реальность. Тем подопытным, кто получил роль охранников, выдали деревянные дубинки и форму, а «заключенным» пришлось носить хлопчатобумажные халаты без нижнего белья и резиновые тапки. Кроме того, последним также пришлось пройти все тюремные процедуры перед заключением, включая осмотр, взятие отпечатков пальцев и присвоение номеров.
В первый же день поведение испытуемых стало выходить за рамки человечности — «охранники» начали проявлять агрессию и жестокость по отношению к заключенным, а последние, в свою очередь, стали испытывать признаки дезориентации и потери связи с реальностью.
Однако это было только началом. Спустя еще сутки заключенные устроили бунт, который был жестоко подавлен надзирателями — в ход шли и деревянные дубинки, и огнетушители, хранившиеся в здании импровизированной тюрьмы. После этого события эксперимент стал реальностью, и подопытные стали воспринимать его соответствующе. Охранники с пугающим удовольствием выполняли свои обязанности, демонстрируя настоящую жестокость — они стравливали заключенных, выделяли «любимчиков», не лишали себя радости использовать физические и психологические наказания, в том числе оскорбление и моральное давление, лишали матрасов и одеял, а также еды и права использовать душ, заставляли подолгу выполнять изнурительные физические упражнения.
Заключенные испытывали сильнейший стресс, а один из подопытных этой группы, известный как «№ 416», даже объявил голодовку. Тогда надзиратели, полностью вошедшие в роль садистов, предложили остальным сомнительный выбор: либо те отказываются на одну ночь от одеяла, либо «№ 416» проведет всю ночь в одиночной камере без еды. Подопытные выбрали одеяло.
Эксперимент, который должен был длиться две недели, завершился уже через шесть дней — на этом настояла аспирантка и будущая супруга Зимбардо Кристина Маслак, которая явилась в «место заключения» для проведения ряда тестов. Ситуация в импровизированной тюрьме уже вышла за рамки психологического опыта. Примечательно, что большинство испытуемых из группы надзирателей было крайне расстроено тем, что эксперимент завершился раньше установленного срока.
Зимбардо все же использовал результаты эксперимента, обобщив их в следующие выводы: влияние социальных ролей и власти авторитета оказывает реальное воздействие на поведение индивидов, а даже самые жестокие действия автоматически оправдываются человеком в том случае, если они совершаются в рамках определенной идеологии, которой он следует.
Эксперимент Милгрэма
Эксперимент Стэнли Милгрэма проходил в 1963 году, а его целью было определить, какова степень влияния определенной установки, которую индивид получает от вышестоящего лица — то есть, в рамках эксперимента ученый хотел выяснить, как далеко может зайти человек, если он выполняет приказ. На проведение этого опыта Милгрэма «вдохновили» действия нацистских преступников — его волновал вопрос, почему и как узники смогли столь беспрекословно выполнять приказы лидеров движения в концентрационных лагерях.
Суть эксперимента заключалась в следующем: для участия в опыте приглашался испытуемый и актер, и первый из них получал роль учителя, а второй — ученика. Ученик должен был запомнить ряд парных слов, а учитель, в свою очередь, обязан был проверить, запомнил ли его подопечный материал. В том случае, если ученик допускал ошибку, учитель должен был наказать его ударом тока.
В начале эксперимента испытуемому зачитывали инструкции и демонстрировали прибор-генератор, также он получал один удар током — это заставляло учителя поверить, что все происходящее реально. После этого испытуемый направлялся в соседнюю комнату, а ученика усаживали на стул и подключали к его телу электроды.
На самом деле актер, исполнявший роль ученика, не получал ударов тока, а только имитировал физические страдания и намеренно выдавал неверные ответы, но испытуемый был твердо уверен в реальности происходящего.
Далее учитель начинал проверять знания ученика, и за каждую ошибку испытуемый назначал ему наказание в виде удара тока — всего в арсенале учителя было 30 переключателей от 15 до 450 Вт. Для того, чтобы оказать большее воздействие на подопытного, ученые использовали ряд команд, которые произносились, когда учитель начинал сомневаться в верности своих действий:
- «Пожалуйста, продолжайте»
- «Эксперимент требует, чтобы вы продолжили»
- «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили»
- «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать»
Примечательно, что эти фразы-инструкции не несли никакой угрозы испытуемому-учителю, а только побуждали его продолжить. Кроме того, согласно условиям проведения эксперимента, учитель получал деньги за появление в лаборатории, а не за само участие в опыте, однако это не останавливало большинство из тех, кто находился за панелью прибора-генератора.
К сожалению, результаты эксперимента были неутешительными — 65% испытуемых продолжали наказывать ученика, доходя до критической отметки в 450 Вт даже после того, как актер-ученик начинал истошно кричать и терять сознание. Остальные участники эксперимента останавливались на более низких отметках, однако ни один из них не завершил эксперимент на переключателе ниже напряжения в 300 Вт.
Эксперимент Розенхана
Эксперимент американского психолога Дэвида Розенхана проходил в Америке в 1971 году и был разделен на две части: первый этап включал опыт с псевдопациентами, которым необходимо было проникнуть в психиатрическую клинику и убедить врачей, что они больны, а второй проводился без привлечения пациентов с вымышленными заболеваниями.
Суть эксперимента Розенхана заключалась в том, что ученый ставил под сомнение надежность диагностики заболеваний в психиатрических клиниках и хотел проверить, способны ли медики определить симулянтов и отличить реальное заболевание от вымышленного. Кроме того, Розенхан считал, что больные психиатрических лечебниц подвергаются стигматизации, а врачи не считают, что какая-либо психическая болезнь может быть вылечена окончательно.
Для проведения первого этапа сам Розенхан и еще шесть полностью здоровых психически людей обратились в двенадцать психиатрических клиник США с жалобами на слуховые галлюцинации. Участники эксперимента утверждали, что слышат тихий голос в своей голове, который говорит «пустой», «полый», «стук». Всех псевдопациентов моментально госпитализировали — одиннадцати из них поставили диагноз шизофрения, а одному — маниакально-депрессивный психоз.
Когда участники эксперимента были доставлены в клиники, они начали вести себя спокойной и дружелюбно, не проявляли более никаких симптомов психических отклонений и перестали жаловаться на галлюцинации, но, несмотря на это, все из них были вынуждены принимать психотропные вещества — это было условием выхода из учреждения. Кроме того, всех пациентов заставили признать наличие заболевания — это также было необходимо для «выздоровления», по мнению медиков.
Примечательно, что псевдопациентов смогли вычислить настоящие больные, находившиеся в стенах психиатрических клиник. По словам участников эксперимента, более 35 пациентов поставили под сомнение их диагнозы. При этом ни один из врачей не заметил, что их болезни — симуляция.
Розенхан и его коллеги отмечали, что нахождение в стенах этих учреждений было крайне сложным — врачи и медсестры не проявляли физического насилия, однако были крайне грубы, обсуждали пациентов в их присутствии, злобно насмехались над ними и воспринимали все их слова через призму заболевания.
После завершения лечения, псевдопациенты смогли выйти из клиник, при этом их диагноз при выписке звучал как «шизофрения в ремиссии». Анализируя свой опыт, Розенхан писал: «Полученные мною данные говорят о высоком уровне стигматизации в диагностике и лечении психических заболеваний. Если человек был однажды клеймен, его слова и действия всегда будут восприниматься как поведение сумасшедшего, и нет ничего, что он мог бы сделать, чтобы изменить этот факт».
Второй этап эксперимента Розенхан проводил без привлечения псевдопациентов. Ученый продемонстрировал полученные в ходе первого опыта данные медикам одной из крупнейших психиатрических клиник в США. Он предложил им пройти еще один эксперимент, в ходе которого врачи должны были вычислить симулянтов в их учреждении, которых Розенхан якобы направил туда ранее.
Врачи, согласившиеся пройти эксперимент, выявили в клинике 41 псевдопациента, а 42 подозревали в симуляции, при том, что на самом деле Розенхан никого туда не отправлял. Второй этап эксперимента убедил ученого в том, что ни один из методов диагностики психических заболеваний не может считаться надежным.
Эксперимент Джонсона
Этот эксперимент, проведенный в 1939 году в Университете Айовы, также называется «Чудовищным экспериментом» ввиду тяжелых последствий, с которыми столкнулись испытуемые после его завершения.
Уэнделл Джонсон изучал особенности нарушения речи у детей, и в рамках своего эксперимента планировал доказать, что жестокое обращение является одним из главных факторов появления речевых аномалий, в частности, заикания. Для проведения эксперимента ученый отправился в сиротский приют в американском городе Давенпорт, где отобрал для участия 22 детей без нарушения речи. Все они были отправлены в Университет в Айове под предлогом проведения тестов у логопеда, где Джонсон разделил испытуемых на две группы.
Первая группа испытуемых получала регулярное положительное подкрепление — дети читали вслух, учили стихи и разговаривали с учеными, а те, в свою очередь, активно хвалили подопытных и всячески мотивировали их на новые свершения. Вторая группа детей столкнулась с обратным поведением — участники эксперимента подвергались жестоким насмешкам, упрекам, критике. Их выступления прерывались криком и замечаниями в их адрес, а каждое действие вызывало неодобрение.
Мари Тюдор, проводившая эксперимент под руководством Джонсона, писала: «5-летняя Норма Джин, которая месяц назад свободно разговаривала и не демонстрировала никаких речевых отклонений, практически все время молчит. Мне крайне сложно добиться от нее хоть слова». Другие дети также стали страдать нарушениями речи и проявлять признаки замкнутости — многие из них просто боялись произнести хоть слово, ожидая критики и негативных оценок, и у некоторых испытуемых подобные проблемы сохранились на всю жизнь.
Одна из участниц эксперимента, 15-летняя Хейзел Поттер, однажды объяснила свое нежелание общаться следующим образом:
«Я просто боюсь сказать следующее слово. Я почти не разговариваю»
Результаты эксперименты оправдали надежды Джонсона, но сам опыт вызвал неодобрение в ученом сообществе — многие его коллеги откровенно критиковали методы ученого, поскольку он фактически спровоцировал серьезные речевые и поведенческие нарушения у детей-сирот. Однако были и те, кто поддерживал исследования Джонсона — доцент кафедры речевой патологии Университета Айовы Патриция Зебровски отметила, что этот эксперимент позволил собрать самую полную картину о причинах возникновения речевых нарушений, а работа Джонсона была первой в своем роде.
Так или иначе, в 2001 году Университет Айовы все же принес публичные извинения детям, которые участвовали в эксперименте Джонсона, а в 2007 году шесть оставшихся в живых испытуемых получили компенсацию в размере 925 тысяч долларов.
Фото: Getty Images