Выживание в суровых водах Атлантического океана, ампутация руки ради освобождения из каменного плена, скитания в джунглях после авиакатастрофы — все эти сюжеты не являются выдумками сценаристов, это — реальные истории людей, которые смогли найти в себе силы бороться за собственную жизнь, когда надежды практически не оставалось. Рассказываем о судьбах героев, обыгравших саму смерть.
Пань Лянь
В ноябре 1942 года, находясь на борту британского судна Ben Lomond, которое было атаковано немецкой подводной лодкой U-172, Пань Лянь оказался в числе остальных членов команды, потерпевших крушение.
Когда моряк осознал, что оставаться на корабле не имеет смысла, он взял один из сохранившихся спасательных жилетов и покинул судно, после чего два часа провел в воде, пытаясь держаться на плаву. Шансы на спасение были невелики, однако Ляню улыбнулась удача — он обнаружил спасательный плот с тентом и небольшими запасами еды и пресной воды на нем.
Именно с этого момента началась невероятная история спасения китайского моряка — как позже рассказал он сам, первое время ему хватало припасов, которые были на борту плота. Пань Лянь питался печеньем, шоколадом, ел кубики сахара, а запасы питьевой воды составляли примерно сорок литров. Однако спустя несколько месяцев провизия закончилась, и моряк стал искать другие источники пищи и воды.
Из предметов, которые находились на плоту (фонарик, фальшфейеры, дымовые шашки), он соорудил самодельную удочку для ловли рыбы, которую позже разделывал куском алюминиевой банки из-под печенья и вялил на солнце, а для сбора дождевой воды моряк использовал натянутый тент.
Однажды его плот попал в сильный шторм, в результате которого Пань Лянь утратил все накопленные запасы пресной воды и вяленной рыбы. Несколько дней голода и жажды едва не стоили ему жизни, однако моряк сумел поймать пролетающую птицу и на время утолить и жажду, и желание поесть.
Примечательно, что поначалу Лянь считал дни, делая узелки на веревке, однако позже бросил это занятие и лишь фиксировал начало нового месяца, ориентируясь на фазы луны.
Его нашли 5 апреля 1943 года — несколько рыбаков из Бразилии обнаружили в устье реки плот с обезвоженным моряком и помогли ему перебраться на сушу. Всего Лянь провел в открытом океане 133 дня — за это время он потерял почти десять килограммов веса и был сильно истощен, однако имел возможность самостоятельно передвигаться и ясно мыслить.
После четырех недель в больнице моряк рассказал, что несколько раз видел проплывающие мимо него суда, когда он находился на плоту — почти все из них видели потерпевшего крушение моряка, однако никто не смог спасти его. Две немецкие подлодки проигнорировали его сигнал бедствия, грузовое судно, команда которого обнаружила Ляня, отказалось принимать его на борт поскольку он был китайцем. Самый реальный шанс на спасение он получил, когда был обнаружен военными самолетами США, однако из-за начавшегося шторма эскадрилья потеряла его из виду.
Когда Пань Ляню сообщили, что он — единственный выживший с того корабля, он ответил следующее:
«Я надеюсь, что никому и никогда не придется побить мой рекорд»
Арон Ралстон
Арон Ли Ралстон был безвестным альпинистом-любителем, который, увлекшись экстремальным спортом, оставил свою работу в качестве инженера ради достижения главной цели — покорения всех вершин Колорадо за зимний сезон, превышающих 14 000 футов.
Его история жизни могла бы остаться неизвестной, однако судьба распорядилась по-другому, и в 2003 году с Ралстоном произошел ужасающий случай, который позже лег в основу сюжета знаменитого фильма «127 часов» авторства Дэнни Бойла.
26 апреля 2003 года Арон Ралстон отправился в одиночный спуск по каньону Блюджон в штате Юта, не сообщив никому из своих друзей и близких о своем путешествии. Во время спуска одна из крупных частей скалы весом в 350 килограмм внезапно откололась и упала, намертво придавив правую руку скалолаза.
Осознав свое безвыходное положение, путешественник предпринял несколько тщетных попыток освободить руку, однако вес каменной плиты был слишком велик. В его арсенале был небольшой запас воды и еды, который он растянул на несколько дней, испытывая сильнейшую боль от давления каменной массы. Спустя четыре дня запасы продовольствия закончились, а сам Ралстон начал испытывать сильнейшие галлюцинации от боли и обезвоживания.
По признанию скалолаза, именно одна из галлюцинаций стала триггером, который подвиг его действовать — так, записав прощальное видео-послание и выгравировав на скале свои инициалы и предполагаемую дату смерти, Арону привиделось, что он играет со своим будущим ребенком, а вместо его правой руки — протез. Очнувшись, Ралстон принял отчаянное решение спасти свою жизнь.
С помощью тупого дешевого ножика, плоскогубцев и жгутов скалолаз провел операцию по ампутации собственной руки в районе предплечья — Арон старался быть максимально аккуратным и хотел перерезать артерии в последний момент, чтобы иметь больше шансов на спасение.
Освободившись, Ралстон спустился по отвесной скале и прошел еще девять с половиной километров, пока не встретил на дороге группу путешественников из Нидерландов, которые смогли вызвать вертолет, доставивший пострадавшего в больницу.
Врачи, осматривавшие Арона, были шокированы — мужчина потерял несколько килограмм веса, а также 25% от общего объема крови. Эти показатели были практически критическими, однако Ралстон все же сумел выжить.
Его ампутированная конечность позже была найдена и передана Арону, который принял решение кремировать ее и сохранить как память о том страшном времени.
Всего скалолаз провел в каменном плену 127 часов, и эти события оставили глубочайший след в его сознании. В рамках одного из интервью он обратился к любителям экстремального спорта, попросив быть бдительнее и не повторять его фатальной ошибки:
«Если вы отправляетесь в экстремальное путешествие, сообщите близким о своих планах. Если бы я сделал это, все могло бы быть по-другому»
К счастью, дальнейшая жизнь Арона сложилась благополучно — вместо потерянной руки ему был установлен протез, а в 2010 году у него действительно родился ребенок (что и привиделось ему в ущелье). Сегодня Ралстон продолжает покорять горные вершины, однако никогда не отправляется на спуск один.
Харрисон Окене
23 мая 2013 года Харрисон Окене, повар из Нигерии, работавший на судне, понял, что корабль, на котором он находился, идет ко дну. К сожалению, в этот момент мужчина находился в душевой кабине и не успел выбраться на палубу — когда ему это удалось, большая часть судна уже находилась под толщей воды.
Шансов на спасение у Окене было мало, однако он все же попытался найти убежище, и это ему удалось — в одном из полузатопленных коридоров повар обнаружил подобие воздушного кармана, куда не поступала вода. Вооружившись надувным плотом, на который он положил руки, чтобы не утонуть в случае потери сознания, Харрисон провел в своем заточении 72 часа.
Примерно на второй день температура воды достигла ноля, и Окене, одетый в одни плавки и находящийся по пояс в ледяной воде, думал, что умрет, однако, по его собственному признанию, его спасала вера и желание воссоединиться со своей семьей.
Кроме того, помимо прочих опасностей затонувшее судно привлекало нежданных гостей — хищные рыбы, чуявшие запах погибших членов экипажа, регулярно заплывали в помещения корабля, однако мужчине удавалось от них отбиваться.
Примечательно, что о крушении корабля стало известно практически сразу, но из-за шторма (а также из-за уверенности спасателей, что никто из пассажиров судна не выжил) поиски начались лишь спустя три дня после катастрофы. Трагический момент, когда спасатели обнаружили живого Харрисона Окене на борту потонувшего судна, был запечатлен на видео, а позже выживший мужчина был доставлен в больницу, однако его состояние не вызвало опасений, и вскоре он вернулся домой.
Джулиана Кепке
Джулиана Маргарет Кепке обрела известность после трагического происшествия, произошедшего 24 декабря 1971 года — именно тогда самолет Lockheed L-188 Electra авиакомпании Lansa потерпел крушение, упав в тропический лес с высоты 3200 метров после удара молнии и последующего возгорания топливного бака.
На момент катастрофы Джулиане было всего семнадцать лет — очнувшись через сутки после крушения, девушка едва могла передвигаться от полученных травм, а, кроме того, она потеряла свои очки и плохо видела местность. На то, чтобы прийти в сознание, Кепке понадобилось еще трое суток — лишь на четвертый день она смогла встать и оценить обстановку.
К слову, травмы девушки были весьма серьезными — перелом ключицы, сотрясение мозга, ушиб и сильнейший отек правого глаза, разрывы связок, а также масса глубоких порезов едва позволяли Джулиане двигаться, однако девушка не намерена была сдаваться.
Не обнаружив свою мать, а также других пострадавших, оставшихся в живых, Кепке приняла решение самостоятельно добраться до ближайшего населенного пункта — она слышала рев самолетов, кружащих над местностью в поисках обломков авиалайнера, однако понимала, что из-за густых зарослей и плохих погодных условий спасатели не видят ни ее, ни места крушения.
К счастью, Джулиана обладала некоторыми полезными знаниями о выживании в экстремальных условиях, которые она получила от отца-биолога. Обнаружив небольшой ручей, Кепке приняла решение двигаться вдоль него — так было больше шансов найти ближайший населенный пункт.
Всего в пути девушка провела десять дней — ей практически не удавалось поспать из-за жуткой боли и ран. Кроме того, в ее арсенале был весьма скудный запас провизии — небольшой мешок конфет, который она нашла среди обломков самолета.
К концу десятого дня Джулиана обнаружила небольшую шлюпку, а также укрытие, находившееся на возвышении. С трудом поднявшись на горку, Кепке нашла там канистру бензина, с помощью которого обработала нарывающие раны, после чего потеряла сознание.
Девушка очнулась от звука человеческого голоса — как оказалось, к небольшому укрытию прибыло несколько жителей соседней деревни, которые и доставили Джулиану в свое поселение, где ей оказали помощь. Спустя сутки девушка была переправлена в более крупный населенный пункт, врачи которого смогли оказать ей профессиональную медицинскую помощь, а после Кепке была переправлена в город на востоке Перу — Пукальпу, где ее ждал отец.
Благодаря свидетельствам девушки спасатели смогли обнаружить место крушения — они выяснили, что на момент падения еще тринадцать человек были живы, однако только Джулиане удалось добраться до людей и спасти свою жизнь.
Позже эта удивительная история легла в основу целого ряда кинофильмов, а сама Кепке в 2011 году написала автобиографию «Когда я упала с неба».
Фото: Getty Images, Кинопоиск