Гарем султана
В Османской империи мужчины из могущественных династий особенно почитались из-за того, что были потенциальными правителями государствами. Еще больше привилегий было у действующего султана: в его пользование поступал гарем, где были наученные искусству соблазнения наложницы, которые не прекращали процесс самообразования долгие десятки лет.
В гареме у султана Сулеймана I насчитывалось 167 девушек, у его сына Селима II — 73. Из этого солидного числа в покои к султану попадали лишь единицы, которых тщательно отбирала мать повелителя — Валиде-султан. Девушки, лишенные счастливой возможности попасть на хальвет — интимное уединение с султаном — и вынужденные жить в любовном одиночестве, могли покинуть дворец и выйти замуж только в том случае, если за девять лет повелитель ни разу не принял эту наложницу у себя (читайте также: «Как женщины попадают в современные гаремы: истории наложниц, которым удалось сбежать»).
Кастрация и смуглый цвет кожи для служения во дворце
Во дворце, где содержался гарем султана, не последнюю роль в организации порядка играли евнухи. Они удостаивались чести лично выполнять поручения повелителя и султанш. Мужчина, прошедший обряд оскопления (кастрации), становился евнухом: только отсутствие физической возможности вступить в половую связь с женщиной могло быть подтверждением того, что лицу мужского пола разрешено находиться в гареме.
Предусматривались, помимо кастрации, дополнительные меры предосторожности: в гареме прислуживали исключительно темнокожие мужчины. В том случае, если наложница все же забеременеет от евнуха (шанса на это не было, но опасения существовали), по смуглой коже ребенка могли определить его незаконное рождение.
Браки с детьми
Сегодня браки, заключенные между людьми, которые едва достигли 18-летнего возраста, провоцируют в обществе поток осуждений. А в Османской империи 18 лет — уже поздний возраст для замужества девушки.
Хатидже-султан, дочь Селима I, была выдана замуж, когда ей исполнилось 13 лет. Ее первый муж проживал свои детские годы у еще молодого Баязида II — деда будущей османской принцессы, поэтому несложно догадаться, что разница в возрасте у супругов была большая. Свою шестилетнюю дочь Айше-султан могущественная правительница Кесем-султан отдала замуж за старика Насух-пашу, а четырехлетнюю Гевхерхан-султан — за 55-летнего мужчину.
Даже тот факт, что престарелые мужья могли вступить в интимную связь с детьми, с которыми заключили брак, только после достижения ими хотя бы 12 лет, не делает этот обычай менее диким.
Избиение кнутом или палкой
До того, как попасть к султану, наложницы в его гареме должны были обучиться восточным танцам, в совершенстве знать турецкий язык и приобщаться к изучению других, а также безупречно владеть навыками письма и чтения. Юных девушек пытались дрессировать под образец идеальной будущей фаворитки повелителя империи. Однако не обходилось и без исключений из правил.
За свою провинность (например, за драку, саботаж) наложницы подвергались физическому наказанию, поскольку насилие считали наиболее эффективным методом воспитания. Виновные девушки были вынуждены терпеть полосование кнутом или удары деревянной палкой по ногам, из-за чего впоследствии могли иметь проблемы с суставами.
Тем не менее, наложницам было легче пережить болезненные наказания, чем быть изгнанными из дворца султана без средств на существование.
Материнство в 12 лет
Из-за раннего замужества девушки в Османской империи не затягивали с рождением детей. В особенности это касалось тех, кто представлял династию османов: султану нужно было как можно больше наследников на престол из-за царящей в те времена оспы, которая быстро лишала повелителя его шехзаде (титул сыновей султана). Кроме того, сестрам султана было положено забеременеть сразу после начала замужества для того, чтобы быстрее заключить брак между своим ребенком и представителем другой влиятельной династии. Это способствовало улучшению отношений между странами, откуда и выходили поженившиеся династические потомки.
Согласно сохранившимся записям из гарема, самой юной матерью была Гюльбахар-хатун — она же бабушка Сулеймана Великолепного. Своего первенца, Селима I, хатун родила в 12 лет.
Разрешение султана на брак и развод
В сериале «Великолепный век» в одном из эпизодов Михримах-султан, дочь султана Сулеймана I, дважды произносит слово «развожусь» и в итоге идет за разрешением на развод к своему отцу. Этот исторический факт в телесериале не был искажен: в реальности родственницы султана действительно обращались к повелителю за получением позволения на то, чтобы вступить в брак или развестись.
Иногда мнение женщин даже не учитывалось: султан мог выдать замуж родную сестру, дочь или племянницу за человека, который будет ему полезен на государственном посту. Чаще будущим супругом становился принц с земель, необходимых повелителю для международного сотрудничества и усиления внешней политики империи.
Жизнь в клетке
Селим II первым решился нарушить закон Фатиха, согласно которому потенциальный наследник престола имел право убить своих братьев, чтобы избежать конкуренции в борьбе за власть. Султан предложил альтернативу поощрению братоубийства: шехзаде, оставшиеся без престола, могли продолжать жить, но исключительно в клетке. Несостоявшиеся султаны были отрезаны от цивилизации на большую часть своей жизни. Как минимум, до момента смерти правящего султана.
В таком случае шехзаде получали странную привилегию: несколько наложниц с удаленными маткой и яичниками (чтобы не допустить рождения новых наследников), которые скрашивали их пресное существование в клетке.
Чаще всего в настолько диких условиях шехзаде либо сходили с ума, либо после освобождения добровольно уходили в аскетизм и уже не интересовались делами государства.
Уплата налогов детьми
В Османской империи существовал обычай под названием «Девширме» (или «Налог кровью»). Он возник еще в эпоху правления Мурада I и заключался в обязанности турок каждые три года собирать с населения дань в виде мальчиков возрастом от восьми до 18 лет. Выбранных детей насильно обрезали, обращали в ислам и увозили для служения султану. Этой участи лицо мужского пола могло избежать только в том случае, если являлось единственным сыном в христианской семье.
Существовали две причины для возникновения этого обычая. Во-первых, запрет в законах ислама на обращение в рабство мусульман. Во-вторых, желание султанов окружить себя собственным мощным войском, созданным из воспитанников элитных школ.
С одной стороны, родители были вынуждены переживать расставание со своим ребенком из-за его долга перед империей. С другой, выбранные турками дети получали возможность вырваться из деревни, получить достойное образование и в перспективе занять солидную должность на государственной службе. Часто они становились янычарами, представлявшими собой регулярные войска Османской империи.
Дискриминация наложниц, родивших дочерей
Каждый правящий султан остро нуждался в большом количестве сыновей для того, чтобы в дальнейшем выбрать, кому из самых достойных наследников можно передать трон. Но случались и «казусы» в виде рождения дочерей.
Девушки, подарившие султану шехзаде, выходили на новую ступень в социальной системе: меняли свой статус с «хатун» на «султан». В случае с рождением дочек такой переход не мог произойти. Более того, эти наложницы повелителя не получали большого количества подарков от него и валиде-султан, однако все еще имели свои личные покои и слуг. У них значительно уменьшались шансы стать из наложницы фавориткой и тем более — законной женой султана.
В истории существовали наложницы, родившие султану дочерей и при этом не потерявшие его интерес из-за временного отсутствия наследника. Например, Нурбану-султан сначала родила Селиму II троих дочерей, а уже после — будущего султана Мурада III.
Выжигание половых органов
Во времена правления Сулеймана Великолепного в государстве полным ходом процветала проституция. Женщины, оказывающие за деньги интимные услуги, подвергаются осуждению и сегодня, но в Османской империи им приходилось переживать еще и физические издевательства (читайте также: «Люди — не товар: почему пора перестать считать проституцию профессией и свободным выбором»).
Известна ужасающая история наказания проституток, которым воспользовался Лютфи-паша. Мусульманские обычаи не позволяли допускать такую своенравность в поведении женщины — именно этим и руководствовался паша, когда отдал приказ о выжигании половых органов путан. По его мнению, женщина, которая продает свое тело, должна получить соответствующее, порочащее ее клеймо.
Шах-султан, жена Лютфи-паши, потребовала у супруга объяснение его ужасной выходки, а он в ходе скандала поднял на нее руку. Тем самым Лютфи-паша потерял жену, лишил себя должности великого визиря и был вынужден доживать остаток своих дней в ссылке.
Каждый правящий султан остро нуждался в большом количестве сыновей для того, чтобы в дальнейшем выбрать, кому из самых достойных наследников можно передать трон. Но случались и «казусы» в виде рождения дочерей.
Девушки, подарившие султану шехзаде, выходили на новую ступень в социальной системе: меняли свой статус с «хатун» на «султан». В случае с рождением дочек такой переход не мог произойти. Более того, эти наложницы повелителя не получали большого количества подарков от него и валиде-султан, однако все еще имели свои личные покои и слуг. У них значительно уменьшались шансы стать из наложницы фавориткой и тем более — законной женой султана.
В истории существовали наложницы, родившие султану дочерей и при этом не потерявшие его интерес из-за временного отсутствия наследника. Например, Нурбану-султан сначала родила Селиму II троих дочерей, а уже после — будущего султана Мурада III.
Выжигание половых органов
Во времена правления Сулеймана Великолепного в государстве полным ходом процветала проституция. Женщины, оказывающие за деньги интимные услуги, подвергаются осуждению и сегодня, но в Османской империи им приходилось переживать еще и физические издевательства (читайте также: «Люди — не товар: почему пора перестать считать проституцию профессией и свободным выбором»).
Известна ужасающая история наказания проституток, которым воспользовался Лютфи-паша. Мусульманские обычаи не позволяли допускать такую своенравность в поведении женщины — именно этим и руководствовался паша, когда отдал приказ о выжигании половых органов путан. По его мнению, женщина, которая продает свое тело, должна получить соответствующее, порочащее ее клеймо.
Шах-султан, жена Лютфи-паши, потребовала у супруга объяснение его ужасной выходки, а он в ходе скандала поднял на нее руку. Тем самым Лютфи-паша потерял жену, лишил себя должности великого визиря и был вынужден доживать остаток своих дней в ссылке.
Фото: Getty Images