Черноморская ставрида, барабулька, кефаль, хамса, омуль, нельма, муксун, мурманская треска, дальневосточная красная рыба, кета, чавыча, кижуч ─ все это лишь малая часть российских рыбных деликатесов. Более того, сахалинские креветки, курильский гребешок, камчатский краб и дальневосточные ежи уже давно пользуются высоким спросом, а без осетрины и слабосоленой красной рыбы сложно представить праздничный стол (читайте также: «С монаршего стола: три царских блюда из рыбы»). До ввода санкций основным поставщиком семги и форели на российский рынок была Норвегия. Сегодня достойную рыбу все чаще нужно искать у отечественного производителя. Полина Кирова, директор по развитию ТМ «Рыбсеть», рассказала Marie Claire, как это правильно делать.
Главное отличие российской рыбы от «китайских аналогов» заключается в том, что она является дикой и промысловой, в то время как китайская – выращенная.
Конечно, есть исключения, например, осетр, промысел которого на территории РФ запрещен, и весь российский осетр ─ аквакультура, как и форель с семгой. Но при выращивании в Китае – это давно не секрет – рыба находится в неестественных условиях, где ее пичкают искусственными добавками, гормонами и антибиотиками, чтобы она исправно увеличивалась в размере, не болела и приобретала красивый цвет.
Впрочем, докорм и перекорм – это еще не все. Китайское производство также славится различными добавками при переработке – от желирующих компонентов и воды для увеличения веса до фосфатов и красителей для улучшения внешнего вида продукта. В большинстве случаев при приобретении китайской рыбы можно не только переплатить за воду, но и получить в месте с рыбой совершенно ненужные гормоны и антибиотики. Резюмируем: условно, китайская рыба ─ это бройлерный цыпленок, а российская – выращенный в фермерских условиях. Что вы предпочтете?
Охлажденную российскую рыбу лучше есть только в проверенных ресторанах высокого ценового сегмента и не стоит питать иллюзии, что отличный продукт можно «дешево и сердито» взять в магазине. 90% охлажденной дальневосточной рыбы на прилавке — разморозка (также смотрим «10 видов рыбы, которую лучше не есть»).
В этом случае однозначно лучше купить замороженную рыбу, правильно разморозить и самостоятельно приготовить.
Но если вы твердо решили приобрести именно охлажденную рыбу, проверьте ее следующим образом: общий внешний вид рыбы должен быть приятным: отметьте отсутствие наростов, горбов, срезов и надавите пальцем на бок, чтобы посмотреть, остается ли ямка. Если ямка хорошо продавливается и остается после того, как вы убрали палец, значит, рыба несвежая и лучше посмотреть что-нибудь другое. При покупке замороженной рыбы без головы смотрите на срез — на нем не должно быть ярко-оранжевого налета. Оптимальный вариант — прозрачная упаковка, которая не мешает целиком и полностью оценить продукт. И помните, что покупать замороженную рыбу на рынке без упаковки, как и в гипермаркетах низкого ценового сегмента, не стоит. Также при выборе рыбы ориентируйтесь на несколько факторов.
Во-первых, важно, где вы покупаете рыбу. В крупных сетевых гипермаркетах низкого ценового сегмента вероятность купить качественную рыбу крайне мала по ряду причин: ценовой порог, в который не проходит российская продукция и большой ассортимент доработанного китайского продукта, с которым сложно конкурировать по цене. На рынках приобретать рыбу вообще иногда опасно для здоровья — там она не упакована, а правила хранения регулярно нарушаются. Самое правильное место для покупок ─ специализированные рыбные супермаркеты, где действует многоуровневый контроль качества, а за счет оборота продукция всегда свежая.
Во-вторых, ориентируйтесь на регион вылова. Он всегда указывается на упаковке, и если вы видите там Made in China, значит, продукция действительно китайская. Конечно, на рынке такого не заметить, но всегда можете попросить маркировочный талон и ветеринарное свидетельство на партию ─ продавец обязан их вам предоставить.
В-третьих, выбирайте популярные российские рыбные продукты, которые в отечественном исполнении гораздо вкуснее и полезней китайских.
Перечислим некоторые из них:
Гребешок
Наш курильский гребешок маленький и желтоватый, с характерным ароматом, в то время как китайский ─ крупные ровные «шайбы» диаметром от 6 см ровного белого цвета, который достигается за счет отбеливания крахмалом (в том числе поэтому он откровенно безвкусный и почти не имеет полезных свойств).
Минтай
Это самая популярная китайская позиция на нашем рынке при том, что поставляет минтай в Китай именно Россия. Китайцы добавляют в филе минтая желирующие добавки для увеличения веса и глазурь. Будьте внимательны и после разморозки обращайте внимание на цвет жидкости ─ она должна быть мутно-белой, но не бурой и не коричневой. В ресторане смотрите на целостность волокон рыбы ─ после приготовления мясо не должно разваливаться на части и приобретать кашистую консистенцию.
Кальмар
Казалось бы, это полезный продукт, богатый белком, но полезен он только в случае если это российский командорский кальмар — не очень крупный, с желтовато-розовым мясом. Китайский аналог обычно накачивают фосфатами для увеличения веса, добавляют до 30% глазури и отбеливают, поэтому визуально отличить его от отечественного несложно (к тому же у китайского кальмара почти отсутствует запах).
Креветки
Есть много разновидностей диких российских креветок (ботан, углохвостая, магаданская), которые сейчас хорошо представлены в магазинах и ресторанах. Китайские креветки (самый популярный вид — Ванамей) чаще всего выращены на акваферме, а это предполагает добавление антибиотиков, гормонов и красителей в корм (а также подкрашивание уже готового продукта).
Пангасиус
Эту рыбу вообще нельзя употреблять в том виде, в котором она к нам поставляется из Китая и Вьетнама, так как в ней содержится целый набор опасных для организма тяжелых металлов и химикатов. Самое, пожалуй, неприятное, что пангасиуса часто подают в ресторанах под названием «морской язык», а ведь это похожая внешне на него рыба гораздо более высокого ценового сегмента (и в отличие от пангасиуса, очень полезная). Здесь рекомендация одна: если вы не до конца уверены в ресторане, морской язык лучше не заказывать.
Телеведущая, бизнесвумен, директор по развитию ТМ «Рыбсеть» ─ ритейлера российской икры, рыбы и морепродуктов (представлен на рынке с 2015 года с собственным производством, работающим более 10 лет ─ сегодня сеть насчитывает 90 магазинов по всей стране).
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб