«Стеклянный потолок»: как распознать и преодолеть кризис в карьере

Понятие «стеклянный потолок» в отношении карьеры появилось в 80-е годы прошлого века. Говоря простым языком, стеклянный потолок – это непреодолимый барьер, который мешает вам двигаться дальше по карьерной лестнице. Вместе с психологом Ольгой Романив разбираемся, как понять, что вы столкнулись с этой проблемой и какие шаги необходимо предпринять для ее решения.

Чаще всего с данным феноменом сталкиваются женщины, занимающие кресла руководителей. В некоторых (на самом деле, почти во всех) сферах женщине все еще приходится конкурировать с мужчинами за место под солнцем, постоянно доказывая свою профессиональную компетентность и играя на «мужском поле».

Первая проблема, связанная с карьерным кризисом – проблема гендерного неравенства. Существует мнение, что женщине для того, чтобы добиться успеха в бизнесе, политике и других отраслях, нужно иметь мужской склад ума. Однако это – миф, созданный патриархальным обществом, и который внушается успешным женщинам их менее успешными коллегами. На самом деле умение управлять коллективом и принимать стратегические решения присущи как мужчинам, так и женщинам, и больше зависят от характера, уровня интеллекта и прочих гендерно нейтральных факторов.

«Стеклянный потолок»: как распознать и преодолеть кризис в карьере

Помимо гендерного вопроса, невидимыми барьерами к получению заветной должности в компании могут стать возраст, национальная или расовая принадлежность, а также сама политика компании, которая на руководящие посты приглашает людей извне, оставляя своих сотрудников довольствоваться теми должностями, которые они занимают.

HR-cпециалисты предлагают несколько вариантов решения проблемы.

Если ситуация связана с каким-либо видом дискриминации, многие специалисты рекомендуют уходить, потому что, к сожалению, в компаниях, которые придерживаются определенных стереотипов, бывает довольно трудно что-либо доказать. Поэтому, чаще всего, эта битва заканчивается потраченным временем и силами.

«Стеклянный потолок»: как распознать и преодолеть кризис в карьере

Если проблема связана с какими-либо иными факторами, то прежде чем принять окончательное решение, стоит взвесить все за и против. Обдумав ситуацию, вы можете выявить скрытые причины временного периода застоя, и попытаться поработать над проблемой, сохранив при этом текущую должность.

Также некоторые рекрутеры рекомендуют выйти на прямой разговор с руководителем и узнать, какие у вас перспективы. В зависимости от исхода разговора вы сможете принять решение относительно дальнейших действий.

Кроме того, существует и более радикальный путь. Если вы пришли к выводу, что выбранная сфера деятельности больше не может предложить вам перспектив, возможно стоит рассмотреть для себя вариант поиска новых областей или подумать об открытии собственного бизнеса. Пожалуй, это самый распространенный, но при этом и самый радикальный вариант развития событий для человека, который столкнулся со «стеклянным потолком» в своей карьере.

Однако существует и другой взгляд на проблему. В отличие от HR-cпециалистов, психологи предлагают не спешить с выводами, когда вам кажется, что для вашей карьеры существуют непреодолимые препятствия. «Стеклянный потолок» может существовать у вас в голове, а не в реальном мире. Это может быть связано с завышенными ожиданиями и желанием добиться всего и сразу за короткие сроки.

«Стеклянный потолок»: как распознать и преодолеть кризис в карьере

Поэтому для начала необходимо задаться вопросами, адресованными себе: соответствуете ли вы той должности в компании, на которую претендуете? Проанализируйте требования к желаемой вакансии и составьте портрет человека, который бы идеально подошел на нее. Сравните этот портрет и себя – вы действительно соответствуете этой вакансии? Если у вас есть сомнения, тогда, возможно, дело вовсе не в потолке, а в том, что вам необходимо получить дополнительные знания и опыт, чтобы достичь цели и занять заветную должность.

Если ваша цель – руководящая позиция, стоит помнить несколько важных вещей. Безусловно, необходимо многому учиться – в первую очередь, умению выстраивать отношения, ставить перед собой и другими цели, не бояться брать на себя ответственность (читайте такжеРуководитель с большой буквы: кто такие супербоссы (и как ими становятся)).

Идеальный руководитель коллектива видит в каждом своем подчиненном личность, умеет ставить задачи, мотивировать и при этом может расположить к себе своих подчиненных. Для этого необходим определенный багаж знаний и умений, который позволяет грамотно выполнять свои обязанности и направлять коллектив.

«Стеклянный потолок»: как распознать и преодолеть кризис в карьере

Если вы стремитесь получить повышение в текущей компании, вы должны уметь продемонстрировать свои лидерские качества и дать понять руководству, что готовы занять более ответственный пост. 

В целом, важно помнить, что проблема не решится самостоятельно - для преодоления кризиса необходим комплексный анализ внешней обстановки и собственных компетенций, проведя который вы сможете определить свои возможные перспективы.

Ольга Романив

семейный психолог.

Фото: Getty Images