У каждого из нас есть два дома: уютная квартира и офисные стул со столом. В первом доме мы устанавливаем свой порядок – кто застилает постель и гуляет собакой. И если что, договориться здесь просто, ведь это семья. Во втором доме нас окружает множество людей со своими устоями и правилами игры. И как раз от них сильно зависит карьера, материальное состояние и, что немаловажно, психическое здоровье.
Я работал в разных компаниях – российской, немецкой, сейчас американской. И с уверенностью могу сказать: офисная жизнь – сложная и интересная, со скандалами, интригами, расследованиями, карьерными взлетами и падениями. Итак, как стоит вести себя в коллективе, чтобы добиться успеха?
Болтайте у кулера
Чем больше людей в компании знает о вашем обаянии и профессионализме, тем выше шанс, что вас заметят. И что важнее – вспомнят, когда будут рассматривать кандидатов на ответственный проект. Открою тайну, как повышают людей в больших корпорациях на примере Procter & Gamble, где я работаю. Собираются руководители отделов и начинают обсуждать кандидатуры сотрудников на открытую позицию. Выбор будет в пользу человека, о существовании которого знает не только его непосредственный руководитель, но и все собравшиеся: «Ах да, я помню Анну! Эта та девушка, которая как-то в лифте рассказывала мне про тот большой логистический проект, который она вела».
Применяйте обаяние
Согласно исследованиям, только 15% информации передается собеседнику посредством речи. 85% – это невербальная коммуникация: внешний вид, выражение лица, взгляд, поза. Работайте над поведением. Во-первых, улыбайтесь и смотрите в глаза. Может быть, вы замечали, что если на бизнес-встрече вы поймали чей-то случайный взгляд и улыбнулись человеку, то все – он ваш! Можете спокойно подойти к нему и завести разговор – вы уже произвели замечательное первое впечатление! Во-вторых, полагаясь на советы старика Дейла Карнеги, попробуйте скопировать позу собеседника и подстроиться под его манеру говорить. Увидите, как через время он перестанет жаловаться на жизнь и сам начнет улыбаться. В-третьих, попробуйте мой любимый способ настройки на человека: периодически касайтесь его. На пару секунд положите руку коллеге на плечо, подходя по важному вопросу, или дотроньтесь до его руки, смеясь над шуткой в разговоре. Даже прикосновения людей одного пола прекрасно работают на сближение, не говоря уже о противоположных полах.
Общайтесь в лифте
Научитесь делать питч. Так называемую «самопрезентацию в лифте». В любое время и в любом месте. Представьте себе, что вы заходите в лифт на первом этаже, двери уже почти закрылись, но тут через них с применением грубой мужской силы и ботинка заскакивает топ-менеджер вашей компании, который бросает вам «Как дела?» и нажимает на кнопку 35-го этажа. На этот случай хорошо бы иметь краткую историю о себе, профессиональную, разумеется. Возможно, так вы продвинете проект, а может, и себя вместе с ним. Самое главное – подготовить питч, находясь перед зеркалом дома, чтобы не запинаться, не заикаться и не краснеть, когда представится шанс проявить себя в реальной ситуации.
Найдите наставника
Никогда не задумывались, какие качества отличают людей, добившихся успеха? Почему бы не спросить их об этом?! Один из лучших способов – это попросить человека из компании, которого вы уважаете и чьим профессионализмом восхищаетесь, стать вашим ментором, или наставником. Допустим, он мог бы уделять вам час во время обеда раз в месяц. Только не думайте, что он обязательно откажет. Во-первых, у каждого есть потребность делиться опытом. В большинстве случаев человек будет польщен таким предложением и вниманием. Во-вторых, положительный ответ зависит от того, насколько убедительно и искренне вы донесете до него свое желание. И да, кстати, не забудьте, что вы должны быть знакомы с потенциальным наставником. Попросить незнакомого человека уделять вам время на постоянной основе не совсем уместно.
Откройтесь миру
На коллегах свет клином не сошелся. Старайтесь посещать конференции и профессиональные выставки. Здесь самое главное — не слушать спикеров, а знакомиться с новыми людьми, раздавая направо и налево свои визитки. Вы никогда не знаете, какую роль в жизни сыграет новый знакомый, поэтому будьте вежливы и искренни, и к вам потянутся люди. После конференции не забудьте выйти на связь с тем, с кем хотите продолжать общение. Сделать это нужно по имейлу в течение 24 часов после знакомства.
В общем, чтобы бодро прыгать по ступенькам карьерной лестницы, занимайтесь не только работой, но и уделяйте внимание коллегам и тем, кто представляет для вас профессиональный интерес. Люди вокруг — это не только компания для приятных чаепитий, но и ваши помощники в реализации великих целей.