Анджела Арендтс родилась 7 июня 1960 года в небольшом городке под названием Новая Палестина, штат Индиана. Ее отец был предпринимателем, а мать — домохозяйкой, которая растила шестерых детей. У них была очень дружная и сплоченная семья, в которой царила атмосфера любви и доверия. Они проводили вечера в теплом семейном кругу, вместе готовили еду, играли в подвижные игры и обсуждали любые темы — от школьных новостей до политики. Словом, родители делали все, что было в их силах, чтобы дети с гордостью говорили: «Да, это моя семья. Вот кто мы и во что мы верим».
Позже Анджела признавалась, что такое воспитание оказало огромное влияние на формирование ее личности: благодаря ему она узнала ценность эмоциональных связей с родными, друзьями и единомышленниками. И это, несомненно, помогло ей построить блестящую карьеру. «Проведя детские годы в Индиане, я поняла: все начинается и заканчивается людьми, — говорит она. — То сострадание, доверие и уважение к окружающим, которые определяют отношения между нами, дали мне огромную платформу для профессионального роста».
Учась в школе, она подрабатывала официанткой. Но уже тогда Анджела всерьез заинтересовалась индустрией моды и стала мечтать о карьере дизайнера. Ее сестры учились в Государственном университете Болла в Индиане, поэтому она тоже подала туда документы. С первых дней учебы Анджела записалась на все курсы и факультативы, связанные с модой и созданием новых продуктов. Она действительно старалась проявить себя как молодой и многообещающий модельер, но один из ее преподавателей разглядел в ней совсем иной, неожиданный талант.
«Я думаю, вы предприниматель, — сказал он, подойдя к Анджеле во время занятия. — У вас проблемы с дизайном, однако вы даете очень точные оценки работам других и можете указать им, как улучшить результаты. Это называется предпринимательский дар». Конечно, Анджела была потрясена, ведь она стремилась к более творческой профессии. Но подумав над словами педагога, девушка решила, что в них была доля истины, и записалась на курсы маркетинга и мерчандайзинга. Именно там она почувствовала себя в своей тарелке: учеба давалась легко, а преподаватели восхищались ее идеями, пророча ей блестящее будущее. Вскоре Анджела переехала в Нью-Йорк.
В одном из своих интервью она вспоминала: «Мне долгое время казалось, что я недостаточно умна. Я считала, что я глупая, потому что мне с трудом давалась математика и естественные науки. Потом я поступила в университет и стала убеждать себя в том, что я просто творческий человек. Но и тут мне сказали, что я недостаточно креативна, не соответствую уровню [других студентов]. И только когда я поехала в Нью-Йорк и начала серьезно заниматься мерчандайзингом и маркетингом, я стала понимать баланс между Инь и Янь (имеется в виду аналитическое мужское и творческое женское начало — прим. MC), но мне пришлось много работать над обоими».
Но даже поменяв специализацию, Анджела не оставила мечты связать свою жизнь с модной индустрией. В Нью-Йорке она была назначена на должность вице-президента по продажам и маркетингу в компании по производству мужской одежды Carmelo Pomodoro. Проработав там около семи лет, Анджела присоединилась к Warnaco — американской корпорации, которая продвигает известные бренды, в том числе — Calvin Klein, Speedo и Chaps. Ее боссом стала Линда Вахнер — генеральный директор и талантливый аналитик, которая обучила Анджелу ведению финансов и отчетности, а также логическому прогнозированию развития ситуации на рынке. Иными словами, всему тому, что необходимо любому топ-менеджеру.
А еще семь лет спустя Анджела перешла в Donna Karan International, которую она сама описывала как «компанию с очень развитым правым полушарием (считается, что левое полушарие в основном отвечает за анализ и логику, а правое — за образы и интуицию — прим. MC), которую возглавляла креативная Донна Каран». За время своей работы здесь Анджела не только доросла до должности президента, но и сумела отлично развить собственные навыки образно-пространственного мышления, творческой интуиции и предпринимательского чутья. Таким образом, как говорила сама Анджела, она смогла стать лидером, который опирается сразу на оба полушария (те самые Инь и Янь), что подготовило ее к следующей важной главе жизни — должности генерального директора британской империи моды Burberry.
Однако до того, как стать частью Burberry, она поработала на Liz Claiborne, где получила «худший совет в карьере». Однажды менеджер по подбору персонала намекнула Анджеле на то, что ей стоит использовать менее эмоциональные жесты, выступая перед коллегами, чтобы ее воспринимали всерьез. Анджела прислушалась к ее рекомендациям и даже отправилась на специализированный тренинг в Миннеаполис. Но довольно быстро пожалела о своем решении.
«Тренинг длился пару дней, но я выдержала всего несколько часов, — рассказывала она. — К обеду первого дня я просто посмотрела на них [коучей] и сказала: „Я ухожу. Я не хочу быть кем-то, кем я не являюсь. Мне нравится моя манера общения. И до сегодняшнего дня я была достаточна успешна, оставаясь сама собой. Я выросла в действительно большой семье. И знаете, меня любили мои родители и друзья… Меня не волнуют должности или награды. Я хочу быть тем человеком, который открывает глаза по утрам и понимает, что становится лучшей версией себя; а не тем человеком, которого вы из меня тут пытаетесь ‚слепить‘. Поэтому мне очень жаль, но мне придется уйти“. И я действительно развернулась и вышла за дверь. А буквально через месяц мне позвонили с предложением занять пост генерального директора Burberry».
В тот момент у Burberry дела шли не очень хорошо. Поэтому компания отчаянно нуждалась в человеке, который сможет вновь вывести ее в лидеры рынка. Так что в 2006 году Анджела Арендтс встретилась с креативным дизайнером Burberry Кристофером Бейли, с которым ранее работала в Donna Karan International. «Мы сели и начали набрасывать идеи на обратной стороне салфетки, — вспоминала Анджела. — Просто мы хотели превратить компанию в то место, где сами мечтали работать».
Став генеральным директором Burberry, Анджеле пришлось решить сразу несколько больших проблем компании, в частности — перенасыщение ассортимента и потеря «люксового» имиджа. Знаменитый «узор в клетку» — визитная карточка Burberry — был лицензирован для местных предприятий по всему миру и использовался для различных изделий, которые явно не соответствовали премиальному образу Burberry. Анджела предложила такую стратегию: соединить все компоненты вокруг одного вдохновляющего образа, усилить британский дух бренда и использовать тренчкот в качестве основного продукта.
Напомним, компания Burberry была основана в 1856 году Томасом Берберри, который решил производить повседневную одежду, сшитую из грубой льняной ткани и защищающую ее обладателя от любых капризов британской погоды — будь то пронизывающий насквозь ветер или продолжительный ливень. Через некоторое время к мистеру Берберри обратилось военное министерство с просьбой разработать водонепроницаемый и прочный тренчкот, который заменит старые и тяжелые пальто, которые раньше носили солдаты. Именно это изделие с характерной клетчатой подкладкой и прославило своего создателя на весь мир. И для Анжелы Арендтс было очевидно: только возвращение к истокам поможет реанимировать известный бренд.
Помимо этого, Анджела и Кристофер основали фонд Burberry, чтобы помочь молодежи, бросившей школу, приобрести творческие навыки, а также подарить знаменитому «узору в клетку» новую глобальную цель, которая будет вдохновлять сотрудников и клиентов.
«Где-то через полгода мы организовали большую конференцию, на которую пригласили около 200 топ-менеджеров, представляющих компанию во всем мире, — рассказывала Анджела. — Мероприятие продолжалось два или три дня. А в самом конце я встала и сказала: «Послушайте, это стратегия. Это то, чему мы будем следовать. Я понимаю, что некоторые из вас настроены скептически. Я знаю, что вы опираетесь на свой большой опыт, думая, что стратегии, которые вы успешно реализовали в Гонконге или Корее, сработают и в глобальном смысле. Но это не так. Они [эти стратегии] уже не работают. Вы же это видите».
А затем я добавила: «Итак, после этой встречи я буду рада встретиться лично с каждым, кто решит нас покинуть. Я не хочу никого обидеть, но если вы не верите в нас на все 100%, то вам лучше написать заявление [об увольнении]. Мы просто не можем себе позволить команду, которая сомневается. У нас нет на это времени»».
Таким образом, не избегая сложного разговора, Анджела четко дала понять всем своим коллегам, что Burberry требуется немедленная трансформация, чтобы выжить на рынке. И ее стратегия скоро начала приносить свои плоды — выручка увеличилась вдвое! Анджела решила не ограничиваться поздравительными письмами сотрудникам, а устроила большую вечеринку для всей семьи Burberry. Она хотела, чтобы каждый, кто приложил руку к этому успеху, почувствовал собственную ценность для компании. Впоследствии Анджела завела еще одну корпоративную традицию: ежеквартально она записывала видео для сотрудников и инвесторов, в которых рассказывала о промежуточных результатах и будущих планах Burberry, тем самым повышая прозрачность компании.
Тем временем, компания разрасталась, и Анджеле Арендтс пришлось искать новую штаб-квартиру для увеличившегося штата. Поэтому она взялась за проектирование здания с нуля, заручившись поддержкой и опытом профессиональных архитекторов. Для Анджелы было важно, чтобы главный вход располагался по центру, и каждому сотруднику — вне зависимости от занимаемой им должности — нужно было проходить через него, чтобы добраться до рабочего места. Это должно было стать объединяющим фактором, улучшающим корпоративную культуру.
И, наконец, Анджела запретила своим сотрудникам работать в выходные, чтобы избежать профессионального выгорания, а также предложила всем бесплатные обеды, чтобы поощрить работников за преданность делу.
Еще в конце 2010-х Анджела Арендтс почувствовала, что необходимо делать ставку на новые технологии, чтобы привлечь молодежь: «Восемь лет назад мы поставили перед собой цель стать лидером в секторе роскоши. Это было нашим катализатором перемен. Мы чувствовали приближение цифрового цунами и решили, что можем использовать его, чтобы заручиться поддержкой новых потребителей из поколения миллениалов». Этот шаг также оказался полезным для компании. «Когда я начинала [работать в Burberry], у нас были разные веб-сайты для разных стран и регионов, — вспоминала Анджела. — Их представители сами решали, какие рекламные ролики снимать, и какие продукты производить. [Но потом] мы решили использовать цифровые технологии, чтобы объяснить, почему делать что-то локально — плохая идея. Интернет — это единое пространство. Поэтому как у нас [Burberry] может быть 20 разных сайтов?»
Благодаря грамотной диджитал-стратегии Burberry стал первым модным брендом, которому удалось набрать пять миллионов лайков в социальных сетях. А сайт artofthetrench.com, запущенный в ноябре 2009 года в качестве виртуального форума, позволяющего клиентам бренда загружать свои фотографии в тренчкотах Burberry и делиться впечатлениями от новых коллекций, менее чем за год побил еще один рекорд — девять миллионов просмотров. Для 2010 года это был фантастический результат!
Разумеется, многие корпорации пытались переманить к себе такого профессионала как Анджела Арендтс. В частности, Apple несколько раз предлагал ей высокую должность. Но Анжела, с головой увлеченная идеей привести Burberry к успеху, отвечала решительным отказом. Только в 2013 году, когда продажи знаменитого британского бренда выросли почти в три раза (до более чем трех миллиардов долларов), а капитализация увеличилась на 300%, Анджела Арендтс выдохнула с облегчением: она выполнила свою роль в Burberry и теперь была готова покорять новые вершины.
В 2014 году она стала старшим вице-президентом по розничной торговле в Apple. В последующие несколько лет Анджела лично посетила сотни магазинов бренда и пообщалась с тысячами сотрудников, чтобы улучшить стратегию продаж. Она также основала программу Today at Apple, которая помогает людям узнать, как продукты Apple могут изменить их жизнь. Однако в 2019 году, когда Анджеле Ардентс уже пророчили позицию Тома Кука (если тот соберется сложить полномочия и уйти на пенсию), она внезапно решила покинуть компанию, что стало полной неожиданностью для аналитиков.
Вскоре бизнес-леди намекнула на причины, побудившие ее уйти из Apple. «В фэшн-индустрии есть несколько вещей, по которым я скучаю», — сказала Анджела в интервью Vogue, добавив, что росла именно в этой сфере и «знает там все, что нужно знать». Бывшие коллеги по Apple отнеслись к ее решению с пониманием. А Тим Кук даже опубликовал в Twitter трогательный пост благодарности за всю проделанную ей работу.
Сегодня Анджела Ардентс входит в советы директоров Ralph Lauren, Airbnb, WPP, Charity: Water и HOW Institute for Society. И мы убеждены, что ее ждет еще много побед на профессиональном пути.
Что же эта талантливая бизнес-леди считает главным ключом к успеху? «Человеческую энергию, которая в одиночку может объединять и преобразовывать компании», — уверенно заявляет она. Именно этой теме Анджела Ардентс посвятила свою лекцию, выступая восемь лет назад на площадке TED. Мы же собрали главные уроки, которые стоить вынести из ее мотивационной речи:
Любовь — это то эмоциональное электричество, в котором мы сегодня нуждаемся
«Каждый из нас встречал человека, рядом с которым мир расцветал новыми красками. Или он заставлял вас почувствовать себя более значимым, реальным. Если вы находились с ним в одном офисе, то у вас могло создаться впечатление, что он ведет себя активнее других. И по какой-то причине вас начинало инстинктивно тянуть к нему. Вы тоже хотели быть частью этого, но не могли четко сформулировать — чего именно. Я предлагаю вам подумать об энергии как об эмоциональном электричестве, которое заряжает и объединяет людей, формирует коллективный дух и позволяет вам делать какие-то неожиданные вещи.
Но зачем это вообще нужно? Думаю, что никто не будет спорить с тем, что сегодня в мире происходят беспрецедентные изменения. В наших сердцах поселилось огромное количество страха, сомнений и неуверенности. Меня поражает то, сколько сообществ буквально парализовано отсутствием надежды [на светлое будущее]. Поэтому мне кажется, нам жизненно необходима позитивная энергия, которая поможет уравновесить ситуацию, подавить этот разрушительный негатив и устранить индивидуальные барьеры. Поможет объединить сообщества и сосредоточиться на нашем общем благе, подарить уверенность и создать безопасную среду, чтобы каждый человек чувствовал себя частью единого целого. Чувствовал себя любимым и достойным лучшей жизни.
Сегодня вообще не так часто говорят о любви. Тут хорошо было бы вставить цитату какого-нибудь лидера, который создал движение, основанное на любви. [Готовясь к выступлению], я поговорила с мамой, и она напомнила мне, что один мудрый учитель еще 2000 лет назад произнес: «Любите друг друга так, как я любил вас». И это вовсе не религиозное утверждение, а та основа, на которой должно базироваться великое лидерство. Эмоциональная энергия в разы превосходит наше повседневное общение и рациональный подход к работе. Она вдохновляет людей на то, чтобы делать и отдавать больше».
Многие даже не представляют, какой силой обладает человеческая энергия в бизнесе
«Когда я согласилась на эту работу [в Burberry], я встретилась с креативным директором в Нью-Йорке, и мы вместе провели мозговой штурм чтобы понять, как превратить это место в компанию мечты. Мы набросали идеи, отложили их в сторону и потратили следующие два часа на разговоры об энергии. О том, как ее создать и использовать. Потому что мы понимали, что нам понадобится что-то еще, чтобы реализовать наши планы. Через восемь месяцев я — как и многие другие люди на аналогичной должности — наняла консалтинговую компанию, представители которой начали давать совету директоров [Burberry] неутешительные прогнозы: они считали, что вероятность успешного воплощения стратегии, предложенной мной, составляет всего 5%. И это было забавно, потому что сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что они никогда не задумывались о силе человеческой энергии; не осознавали, как быстро она может объединять людей и помогать им добиваться впечатляющих результатов. [Кстати, ] мой план все-таки был реализован — на год раньше, чем мы рассчитывали».
Но что заставляет энергию работать? Три главных компонента — доверие, интуиция и надежда
«Доверие — это то, в чем человечество черпало всю свою величайшую силу с момента своего появления. Это общее сердце, через которое проходит вся существующая на свете энергия. Я часто думаю об этом, как о когнитивном элементе в эмоциональном море, в котором прекрасные мысли, основанные на сострадании друг к другу, могут свободно течь, несмотря на всю человеческую неуверенность.
Доверие — это основа любого общения; сила, благодаря которой появляется позитивная энергия. Там, где оно [доверие] существует, там рождается свобода и спокойствие.
Что касается интуиции, то я воспринимаю ее как вид мудрости. Дар знания, который не нуждается в рациональном обосновании. Это поразительно, какая ясность и адаптивность к переменам сохраняется в вашей голове, когда вы не тратите слишком много времени на обдумывание того или иного вопроса. Интуиция чаще всего направляет вас по правильному пути, но нам по-прежнему нравится все взвешивать [прежде чем принимать решения]. И все же, почему размышления должны превалировать над чувствами? Почему нас не научили следовать за нашими естественными порывами? Ведь именно они открывают нам новые возможности.
Я говорю об этом так открыто, потому что сама очень часто полгалась на интуицию в своей работе <…> Я долго училась прислушиваться к своим ощущениям, чтобы быть восприимчивой к изменениям, обладать способностью жить в неопределенности. Эти качества очень важны для лидеров XXI века. Оглянитесь по сторонам, предупредите других о том, что вас ждет. Только если вы следуете за своими инстинктами, оставляете свой разум открытым, то ваши мечты могут стать реальностью».
«Помните старую пословицу о том, что успех притягивает успех? Так вот, для меня вера — это более рациональная сторона энергии. Она начинается с надежды, подкрепляется положительными свидетельствами и фактами, после чего вырастает в нечто большее. [Вера — это то, что] приводит в движение энергию. Ментальный источник согласованности».
Соединив все компоненты, вы сможете бесконечно использовать энергию, чтобы достигать глобальных целей
«Я всегда считала, что моя работа заключается не только в создании великих брендов, но и в создании великих сообществ, которые не просто могут менять жизни людей к лучшему, но и должны это делать. Благодаря силе своей энергии. Вера ведет к успеху, который — в свою очередь — ведет к еще большему успеху. И с каждым циклом энергия только усиливается».
Технологии не только облегчают коммуникацию, но и требуют от компаний более точного эмоционального послания, которое получают их клиенты
«Через несколько лет мобильная связь будет управлять почти всем. Ваши клиенты и партнеры уже используют одни и те же интернет-платформы и электронные девайсы. Ранее известные нам виды коммуникации уже навсегда размыты. Теперь есть единая сеть, через которую мы [как компании] можем передавать последовательные и четкие сообщения. Этим мы и занимаемся. Но также я хочу напомнить вам, что технологии — это лишь канал связи. Именно от нас зависит эмоциональный посыл того контента, который доходит до людей. Ведь, как известно, чувства и эмоции — это главная составляющая человеческого общения.
Знаете, я сейчас вспомнила сообщение, которое отправила мне моя младшая сестра несколько лет назад. В нем была цитата одной известной американской поэтессы Майи Энджелу: «Люди забудут то, что вы сделали. Забудут то, что вы сказали. Но они никогда не забудут, что вы заставили их чувствовать»».
Материал создан в рамках поддержки Международной Премии для деловых женщин Bold Veuve Clicquot и Marie Claire. Больше вдохновляющих историй успешных женщин, которыми мы восхищаемся, можно найти
Фото: Getty Images