Многие из нас приходят к пониманию своего жизненного предназначения уже в зрелом возрасте, но уроженка Лос-Анджелеса Дана Уолден еще в детстве решила, что телевидение — это ее «стихия», и она непременно должна связать свою судьбу с голубым экраном. «По субботам я всегда просыпалась в 5 часов утра, чтобы начать смотреть мультики. До сих пор помню, как однажды моя мама зашла в гостиную и сказала мне: «Выключи ты уже этого «Спиди Гонщика»!» — рассказывает она, со смехом поясняя, что тогда «не была особо разборчивой» в своих телевизионных предпочтениях.
Она выросла в еврейской семье среднего достатка — мама Даны была профессиональной танцовщицей, а папа работал в туристической отрасли и был членом закрытого калифорнийского клуба Friars Club. Конечно, Уолдены не входили в элиту Беверли-Хиллс, но могли похвастаться знакомствами с такими знаменитостями как комик Милтон Берл и актер Том Босли. Так что юная Дана с гордостью могла говорить одноклассником, что воочию видела настоящих звезд. Но сама она звездой не была. Дана вспоминала, как ходила в театральный кружок после школьных занятий, где ее мать была помощником режиссера. «Меня всегда невероятно злило, что моя мама боялась, что ее заподозрят в фаворитизме, — признавалась она. — Поэтому я никогда не играла главных ролей. Просто стояла где-то на заднем плане».
Впрочем, преодолев бунт подросткового возраста и обиду на маму, Дана поняла, что ей вполне комфортно там, где она есть. Ведь судьбы сериалов и спектаклей решают вовсе не главные актеры, а как раз те люди, которые стоят на отдалении — за театральной кулисой и вне объективов телекамер. Так что лидерские амбиции девушки продиктовали ей вполне разумное решение — подать документы на факультет рекламы, пиара и связей с общественностью Университета Южной Калифорнии. Дане легко давалась учеба, однако она и не представляла, с какими трудностями ей придется столкнуться уже совсем скоро как женщине, пытающейся добиться успеха в индустрии развлечений.
В 1986 году, когда Дана перешла на последний курс, она попала на собеседование в известную компанию. Киноагент, которого попросили провести интервью, был явно недоволен тем, что в кабинет зашла женщина. Он с первого взгляда на Дану решил, что она годится только для роли секретарши. «Быстро печатать умеете?» — равнодушно спросил он. «Не очень хорошо», — честно призналась Дана. Глаза киноагента округлились, а затем он со снисходительной улыбкой произнес: «И как же получилось, что такая хорошенькая девушка не умеет быстро печатать?» Дана вспоминала, что в тот момент у нее внутри поднялась буря. С трудом сдержав гнев, она подумала про себя: «Однажды ты пожалеешь, что сказал это».
Получив диплом, Дана Уолден вышла на должность ассистентки руководителя в PR-фирме Bender, Goldman & Helper. Но усмирить свой взрывной характер и перестать бросать вызовы сложившейся иерархии она так и не смогла. «Я была просто ужасна, — с улыбкой рассказывала она. — Когда мой бедный начальник просил меня набрать номер телефона, чтобы сделать очередное бронирование, я говорила: „Мистер Голдман, у вас все в порядке с пальцами?“» Разумеется, директор был крайне недоволен таким возмутительным поведением своей ассистентки: он сердился, выставлял ее за дверь, но потом успокаивался и просил девушку вернуться обратно. Ларри Голдман прекрасно понимал, что Дана Уолден уже давно переросла роль помощницы — она обладала незаурядным умом и природным обаянием, что помогало в переговорах с клиентами компании — поэтому решил не уволить ее, а повысить в должности.
«Я всегда говорила, что уволилась на один раз меньше, чем Ларри уволил меня», — смеется Уолден.
Проработав пять лет на Bender, Goldman & Helper, где она выросла до позиции вице-президента, Дана привлекла внимание комика Арсенио Холла, который в то время вел собственное ток-шоу и попросил ее заняться продвижением проекта. На новой работе она познакомилась с Люси Салхани, которая руководила Paramount Domestic Television и считалась самой влиятельной женщиной-руководителем на телевидении. «Видеть женщину в роли босса было настоящим вдохновением», — признавалась Дана. Она смотрела на Люси как на пример для подражания, училась у нее управленческим навыкам. Но вскоре их пути ненадолго разошлись, когда миссис Салхани предложили престижную должность в Fox Broadcasting Company. На прощание Дана спросила, есть ли, по мнению Люси, у нее карьерные перспективы в телеиндустрии, и призналась в том, что хотела бы однажды стать топ-менеджером Fox. «Она была очень внимательной, — вспоминала Уолден. — Она сказала: „Вы отличный агент по рекламе, так что используйте публичность, чтобы зайти в эту дверь“».
Спустя некоторое время Салхани связалась со своей бывшей коллегой и по-дружески сообщила ей о новой открытой вакансии в Fox. Дана сразу же уволилась из ток-шоу Арсенио Холла и сумела убедить представителей телекорпорации в том, что она достойна того, чтобы дать ей шанс. Да, Дана Уолден получила работу рядового агента по связям с общественностью, но чтобы продвинуться по карьерной лестнице — открыть ту самую «дверь», о которой говорила Люси Салхани — ей нужно было предпринять что-то яркое, экстраординарное. И она нашла способ заявить о себе во время ежегодного корпоративного мероприятия Fox, где выступали представители разных направлений.
В середине 1990-х Fox Broadcasting Company была вполне преуспевающей корпорацией. Поэтому большинство спикеров мероприятия произносили тривиальные речи — о том, что надо и дальше работать «в том же духе». Но Дана Уолден намеревалась сломать эту систему, о чем даже не подозревал тогдашний босс Fox Television Питер Чернин, с которым она столкнулась, поднимаясь на сцену. Несмотря на то, что они встречались уже полдюжины раз, Питер сердечно протянул Дане руку и представился ей, будто бы они только что познакомились. Для него она была одной из тысяч непримечательных сотрудников, которые как пчелы трудились на огромную корпорацию. Но уже в следующие 10 минут это изменилось.
Подойдя к микрофону, Дана знала, что пути назад нет. Впоследствии она называла тот день своим «моментом Джерри Магуайра» (по имени героя одноименного фильма, который решает пойти «ва-банк» и привлекает внимание всех сотрудников, зачитывая собственный 25-страничный меморандум о существующих проблемах компании и способах их решения). Дана начала свою речь с громкого заявления, что Fox Broadcasting Company находится далеко не в лучшей форме. По ее словам, руководители направлений, выступавшие до нее, сообщили, что смело заключают новые сделки. Однако они продолжали работать лишь с проверенными, именитыми деятелями киноиндустрии, игнорируя молодые и перспективные таланты. Таким образом, стабильность Fox Broadcasting Company была лишь иллюзией, которая должна была разрушиться уже через несколько лет, когда на рынок выйдут новые игроки — менее крупные компании с более интересным и новаторским продуктом.
Речь Даны Уолден произвела на всех неизгладимое впечатление. Отныне, когда речь в компании заходила о ней, никто не переспрашивал: «А кто она такая?» Вместо этого ее коллеги аккуратно уточняли: «Вы имеете в виду ту женщину, которая…?» Питер Чернин тоже хорошо запомнил имя Даны Уолден. Более того, уже через несколько дней он вызвал ее к себе в кабинет и предложил должность руководителя разработки Fox Broadcasting Company. Своей пламенной речью и невероятной смелостью Дана все-таки сумела открыть ту самую «дверь» к руководящей позиции.
Однако стремительный взлет миссис Уолден был достаточно прохладно встречен коллегами. Даже со стороны тех, кому она сама подчинялась, нередко слышались нотки ревности и презрения. «Я жила в номере с руководителем, который обычно говорил агентам, что я ничего не понимаю, и просил их не иметь со мной дела», — рассказывала Дана. И вдруг она осознала, что трансформировавшись из «невидимки» в «печально известного босса», пропустила очень важный этап под названием «многообещающий новый руководитель разработки». Этап, когда она должна была постепенно набирать союзников и заручаться поддержкой коллег. Но к счастью, рядом с Уолден неожиданно возникла дружелюбная фигура Кена Хортона, руководившего разработкой 20th Century Fox Television. Он поверил в Дану, стал ее покровителем и наставником, обучая сценарному видению, анализу и прогнозированию и всегда повторяя, что стоит доверять своим инстинктам.
Кредит доверия Чернина и полезные уроки Хортона заставили Дану Уолтон с решимостью заняться собственными разработкам, которые впоследствии привели к появлению таких успешных многосерийных проектов как «Элли МакБил», «Баффи, истребительница вампиров» и «Практика». После этого уже никто в Fox Broadcasting Company не сомневался в том, что Дана действительно заслуженно заняла высокую должность.
В 1999 году, когда Сэнди Грушоу ушел с позиции президента Fox, нашлось два достойных кандидата на замену. Первым был Гэри Ньюман, прошедший путь от юриста до топ-менеджера компании, который прославился своими жесткими, но невероятно результативными методами ведения переговоров — казалось, он мог уговорить любого подписать выгодный для студии контракт. Кроме того, у него за плечами был важный опыт работы в тандеме с Питером Ротом, который отвечал за стратегическую повестку для Fox. Таким образом, будучи гуру переговоров и мастером ловли удачи на крючок, Ньюман казался чрезвычайно удачным кандидатом для должности президента. Не хватало ему, пожалуй, только творческой интуиции.
Зато она определенно была в избытке у второго кандидата — Даны Уолден. Она была известна тем, что знала в лицо каждого многообещающего писателя, продюсера и режиссера в городе. Умела видеть талант там, где он был только в зачатке. Это качество и помогло ей запустить многочисленные проекты, ставшие хитами Fox. Словом, если бы Уолден и Ньюмана можно было превратить в одного человека, то он стал бы идеальным президентом компании. И тогда в Fox приняли необычное решение, назначив сразу двух кандидатов на одну должность и тем самым нарушив главный принцип руководства бизнесом, которого всегда придерживались телекорпорации: «Один лидер — один голос».
«Они чувствовали, что компания только выиграет от обеих сторон этого уравнения, — впоследствии говорила Дана. — Поскольку ни один из нас не мог стать руководителем, успешным в обоих аспектах, они подумали, что лучше всего сделать нас равноправными партнерами».
Однако вскоре выяснилось, что иногда две половины не составляют единого целого, а общая сумма не становится больше, чем отдельные части. «Один плюс один равняется полтора», — описывала это Уолден. Набравшись опыта, Дана и Гэри поняли, что каждый из них прекрасно справляется с руководящими обязанностями, и присутствовать вместе на всех встречах, совещаниях и переговорах контрпродуктивно. И тогда они разработали новый стиль управления, в котором доверие заменяло дублирование. Отныне Дана и Гэри поделили между собой задачи и начали самостоятельно принимать решения в своих зонах ответственности. При этом они всегда делились с друг другом своими стратегиями, поэтому неприятные сюрпризы были исключены. «Доверие — это ключ к успеху», — убеждена Уолден.
Разумеется, ключевые решения, от которых зависела судьба Fox, они принимали совместно. И иногда их мнения расходились. Дана вспоминала, что в таких случаях обычно перевешивал «голос, продиктованный страстью». «Кто больше верил в свою позицию, кто более рьяно ее отстаивал, тот и побеждал в противостоянии», — поясняет она.
Под руководством Даны Уолден и Гэри Ньюмана Fox выпустила такие популярные сериалы, отвечающие духу времени, как «Хор», «Как я встретил вашу маму», «Родина», «Американская история ужасов», «Симпсоны», «24 часа: Проживи еще один день», «Черная метка», «Новенькая», «Сыны анархии», «Американская история преступлений» и «Гриффины». Уолден также подчеркивает важность прочных отношений с новыми медиа — Netflix, Amazon и Hulu — которые удалось установить их корпорации. Продажа сериалов этим площадкам помогает не только порадовать зрителей, пропустивших очередную серию любимого сериала по телевидению, но и повысить охваты, а также улучшить рейтинги. Что касается Netflix, то он даже продлил жизнь паре сериалов, от производства которых отказался Fox: «Замедленное развитие» и «Убийство». Это несомненно принесло выгоду обеим компаниям (Netflix затратил меньше сил для производства контента, а Fox смог вложить деньги в другие перспективные проекты).
Когда Гэри Ньюмана спросили о стиле управления его партнерши, он немного подумал и сказал: «Людям просто нравится работать с ней… Они хотят проводить с ней время; хотят, чтобы она была рядом». Улыбнувшись в знак благодарности Ньюману, Уолден пояснила: «Когда я поддерживаю какой-то проект, режиссера или актера, я беру на себя роль их главного защитника. Я искренне верю в работу людей, с которыми мы сотрудничаем».
Порой эта приверженность творческим людям и талантам сильно усложняла миссию Даны Уолден, ведь на первом месте для нее всегда должны были оставаться интересы своей компании. «Я имею дело со взрослыми и успешными людьми, которые в состоянии справиться с моей честностью и прямолинейностью, хотя она бывает невыносимой, — признается она. — Это одна из самых сложных частей моей работы. Моя основная задача — поддерживать их [таланты]. Но они отлично понимают, как я балансирую между творческой страстью и успешным управлением компанией».
Шоураннер Говард Гордон однажды сказал, что Дана Уолден «была тем человеком, который крепче всего держал меня за руку и больнее всего бил меня по затылку». Дана согласилась с ним, добавив: «Если честно, то я считаю эти слова приятным комплиментом. Потому что иногда я чувствовала, что он ошибается. Мы ссорились по этому поводу, а потом всегда находили правильное решение. Иногда конфликт просто необходим. Это выражение нашей увлеченности делом. Ведь мы не производим гаджеты, а создаем истории, которые влияют на людей по всему миру. В этом должна быть какая-то страсть».
В 2019 году Дана Уолден, уже будучи обладательницей почетных званий «шоумен и руководитель года» изданий Variety и The Hollywood Reporter, призов Международной гильдии кинематографистов и своего «алтаря» в Зале славы телерадиовещания и кабельного телевидения, решила: ее история с Fox Broadcasting Company подходит к завершению. Она ушла на должность главы Walt Disney Television (20th Television, ABC, Freeform, Hulu Originals, Onyx Collective и так далее), где продолжила не только генерировать контент-идеи, но и внедрять новые правила, свободные от гендерных рамок и расовой дискриминации. На новом посту Дана Уолден прославилась тем, что наняла много женщин на руководящие должности, а также инициировала запуск Onyx Collective — совершенно нового бренда, созданного для того, чтобы популяризировать качественный контент, произведенный «цветными» деятелями киноиндустрии.
Помимо этого, Дана Уолден уже давно счастлива в браке с продюсером Мэттом Уолденом, растит двух замечательных дочек Ализу и Кейси, входит в советы директоров Live Nation Entertainment и Комплексного онкологического центра Йонссона Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, а также активно поддерживает благотворительные проекты, связанные со спасением животных.
Какие жизненные ориентиры и внутренние стимулы помогли Дане Уолден достичь таких впечатляющих карьерных успехов, при этом остаться верной самой себе? Об этом мы узнали из интервью и мотивационных речей, которые «Первая леди Голливуда» произносила в разные годы.
Жесткость, справедливость и доброта по отношению к окружающим — важные качества для любого лидера (вне зависимости от того, мужчина он или женщина)
«На заре моей карьеры, если я немного повышала голос, то окружающие давали этому более критическую оценку, чем аналогичному поступку моего коллеги-мужчины. Я вижу, что [сегодня] на меня равняются многие женщины нашей компании, поэтому хочу, чтобы они видели мою жесткость. Не думайте, что быть жестким в профессии — это негативная черта. У нас непростая работа, в которой нам приходится пересекаться с большим количеством людей и при этом оставаться добрыми и справедливыми».
Порой сексизм маскируется под заботу, но от этого он не становится менее опасным явлением.
«Сейчас сексистские комментарии считаются недопустимыми, но когда я только пришла в эту индустрию, я видела, как во многих организациях мужчины считали нормальным давать субъективные оценки тому, как в их глазах выглядят коллеги-женщины, заставлять их чувствовать себя не на своем месте, а затем добавлять: „Я же просто пошутил… Все это потому, что я забочусь от тебе“».
Чтобы занять лидерскую позицию, женщины не должны пытаться ассимилироваться с мужчинами. Мы можем добиваться успеха, если «даем себе разрешение» оставаться самими собой.
«Когда я занималась рекламой, то часто присутствовала на общих собраниях [компании]. Там я была самым молодым и неопытным сотрудником. Но мне нужно было быть включенной в окружающую обстановку, чтобы я могла координировать действия прессы во время мероприятия. Я всегда видела, как мало женщин сидело в зале. Я также замечала, что многие их них старались перенимать манеру поведения и стиль общения мужчин, чтобы «вписаться» в ситуацию. Они просто не могли себе позволить оставаться самими собой и ассимилировались [с мужчинами], потому что чувствовали себя в меньшинстве.
Сейчас в группе моего прямого подчинения есть четкий гендерный баланс мужчин и женщин. И руководители воспринимают их всех, как профессионалов. Я смотрю на это новое поколение женщин с воодушевлением и надеждой. Они более уверены в себе и целеустремлены, чем когда-то были мы. Что касается нас, то своему профессиональному росту мы обязаны предыдущему поколению женщин, которые были первопроходцами. Именно благодаря им мы «прорвались». Благодаря им я смогла занять ту должность, на которой вы меня видите сегодня».
Любая ошибка — это урок, который может сделать вас лучше.
«Что отличает настоящих лидеров, так это их способность выносить уроки после совершенных ошибок. Я все время ошибаюсь. Но потом признаю свою неправоту, извиняюсь и иду дальше. Способность просить прощения — тоже очень важное качество».
Нам стоит поощрять наших дочерей говорить о своих чувствах, желаниях и мечтах открыто. Это залог нашего общего счастливого будущего.
«Умение слушать других — это дар. Но когда вы хотите что-то сказать сами, сделайте так, чтобы ваш голос был услышан. Я надеюсь, что эту идею я смогу передать всем, кто меня окружает. Что касается моих дочерей, то я пока наблюдаю за тем, насколько они готовы следовать этим путем [громко говорить и быть услышанными], потому что он действительно непростой. Итак, я бы посоветовала всем женщинам сбросить оковы напряжения и не бояться заявить о себе».
Материал создан в рамках поддержки Международной Премии для деловых женщин Bold Veuve Clicquot и Marie Claire. Больше вдохновляющих историй успешных женщин, которыми мы восхищаемся, можно найти
Фото: Getty Images