Рианна Робин Фенти появилась на свет там, где многие мечтали бы жить, — на солнечном Барбадосе, известном своими лазурными пляжами, яркими и жизнерадостными людьми, а также шумными вечеринками, на которых обязательно звучат зажигательные ритмы регги. Этот остров нередко называют «раем на Земле», но в детстве будущая поп-исполнительница не считала, что ей достался счастливый билет, путевка в безмятежную и радостную жизнь по праву рождения. Ведь еще будучи ребенком, она столкнулась с такими семейными проблемами, которые заставили ее забыть о покое и рано повзрослеть.
Отец Рианны, обычный складской рабочий, имел непростой характер. Он часто напивался, после чего возвращался домой и избивал свою жену на глазах у детей. В беседе с Rolling Stone певица призналась, что однажды, пытаясь успокоить родителей, она разбила бутылку, сделав из нее «розочку». Это помогло — ссора прекратилась. Но на следующий день отец вновь пришел домой в состоянии алкогольного опьянения, и кошмар продолжился. Мать Рианны терпела побои. Как это часто бывает в подобных семьях, жертвы чувствуют себя настолько запуганными и так страшатся общественного осуждения, что предпочитают молчать. «Домашнее насилие — это не то, чем люди хотят делиться с другими, — позже говорила Рианна. — Поэтому мама просто скрывала это от всех».
При этом, уже во взрослом возрасте, Рианна всегда отзывалась о своей матери, как об «одной из самых сильных женщин», которых она знала. Возможно, потому что в какой-то момент она все-таки пошла на смелый шаг и подала на развод. Ее чаша терпения переполнилась, когда отец Рианны начал употреблять наркотики. Тогда женщина поняла, что если она не уйдет от этого мужчины, он когда-нибудь убьет либо ее саму, либо их общих детей. Рианне едва исполнилось 14, когда семья распалась. С одной стороны, развод родителей положительно повлиял на ее психическое состояние. Но, с другой стороны, теперь на плечи девочки-подростка легла ответственность за ее младших братьев, так как мама, которая должна была финансово обеспечивать всех детей, просто не успевала заниматься их воспитанием.
«Я быстро повзрослела, — рассказывала Рианна изданию The Guardian. — Фактически я стала второй матерью».
Ее единственной отдушиной стала музыка. Рианна обожала регги («Вы не можете жить на Барбадоссе и не любить регги», — со смехом говорила она), Мэрайю Кэри, Уитни Хьюстон и Селин Дион. Погружаясь в эту музыку с головой, девочка сбегала от всех семейных проблем, чувствовала себя свободной и счастливой. Постепенно Рианна и сама начала петь. В 2003 году вместе с двумя подругами она создала музыкальную группу, которая исполняла каверы на известные хиты. Они быстро заработали популярность в школе, но еще более громкий успех их ждал, когда им выпал шанс лично познакомиться с продюсером Эваном Роджерсом, который отдыхал на Барбадосе со своей женой.
Мужчина оценил творчество и энергетику группы, однако сильнее всего его «зацепила» солистка — талантливая девушка с яркой индивидуальностью и звонким тембром голоса. «В ту минуту, когда Рианна вошла в комнату, казалось, что две другие девушки померкли на ее фоне», — вспоминал он. Эван сразу же сказал Рианне, что ее ждет большое будущее на эстраде и предложил ей записать демо-альбом за счет его продюсерской компании.
Девушка согласилась, даже не раздумывая. Мама тоже поддержала эту идею. Так в возрасте 16 лет Рианна оставила учебу и переехала в Коннектикут, чтобы сконцентрироваться на своей музыкальной карьере. «Я уехала из Барбадоса, не оглядываясь назад, — говорила она. — Я хотела заниматься тем, что мне нравилось. И если для этого нужно было поехать в Америку, я была готова пойти на такой шаг». Эван Роджерс помог Рианне записать ее первые четыре песни (в числе которых был трек Pon de Replay, который стал ее первым хитом) и разослать их влиятельным людям музыкальной индустрии. Вскоре мини-альбом начинающей поп-исполнительницы попал в руки известного рэпера Jay-Z. Он был так сильно впечатлен ее талантом, что предложил ей свое покровительство в тот же день, когда впервые услышал ее голос. Восемь месяцев спустя Рианна выпустила свой дебютный альбом Music of the Sun, который стал платиновым.
Ее следующий альбом, A Girl Like Me, был выпущен в 2006 году. А еще год спустя свет увидел Good Girl Gone Bad, который буквально взорвал все мировые чарты. Благодаря этому альбому Рианна стала узнаваемой исполнительницей на всех континентах, а трек Umbrella превратился в визитную карточку поп-дивы. Композиция стала настолько популярна, что удерживалась на вершине UK Singles Chart в течение 10 недель подряд, что стало рекордом 2000-х годов. Umbrella также был включен в список 500 величайших песен всех времен журналом Rolling Stone и принес Рианне ее первую премию Грэмми.
С тех пор она выиграла бесчисленное количество наград и поработала с такими легендами, как Канье Уэст и Кэлвин Харрис. На данным момент Рианна является второй самой продаваемой артисткой в мире (после Мадонны), а ее состояние, согласно Forbes, превышает 1,7 миллиардов долларов, что делает ее самой богатой женщиной-музыкантом современности. Впрочем, большую часть доходов ей принесла вовсе не музыкальная карьера, а предпринимательская жилка, которую она обнаружила в себе в середине 2010-х годов.
Рианна всегда была неравнодушна к fashion-индустрии, что наглядно демонстрировала как своими сценическими нарядами, так и повседневными образами. В интервью журналу Time в 2012 году Стелла Маккартни описала Рианну как «одного из самых крутых, самых горячих, самых талантливых, самых любимых, самых слушаемых, самых популярных, самых впечатляющих артистов на сегодняшний момент», а Том Форд назвал стиль Рианны «дерзким, бесстрашным и постоянно развивающимся». Ее влияние на модную индустрию невозможно было не заметить на пике карьеры, но признание своих заслуг в этой сфере она получила лишь в 2015 году, когда выпустила лимитированную коллекцию обуви вместе с PUMA. В эту работу певица не только вложила свою душу, но и дала ей свою фамилию — Fenty (впоследствии именно она станет названием бизнес-империи Рианны).
Коллекция стала очень популярна. Пушистые шлепанцы от Рианны можно было увидеть на всех fashion-инфлюенсерах и знаменитостях весной-летом 2016 года. А сникерсы Fenty PUMA Creeper и вовсе стали легендой. Они удостоились победы в номинации «Обувь года» на церемонии вручения наград Footwear News Achievement Awards 2016. Рианна стала первой женщиной-дизайнером, получившей данный приз.
Разумеется, после такого громкого триумфа PUMA и Рианна решили продолжить свое сотрудничество и приступить к созданию коллекций одежды. Самая первая из них была представлена на Неделе моды в Нью-Йорке, где произвела фурор: ее хвалили все — от редакторов Vogue до fashion-икон. А в 2017 году Fenty PUMA была номинирована на престижную премию The Fashion Awards Британского совета моды. Так линейка превратилась в одного из главных «китов» индустрии на стыке высокой и уличной моды наряду с Гошей Рубчинским, OFF-WHITE, Supreme и Vetements. Даже в свете успеха Канье Уэста с YEEZY, достижение Рианны — крайне редкое и действительно впечатляющее для модного бренда, возглавляемого знаменитостью.
«Существует поговорка: „Это уродливо, пока Рианна не решит, что это не так“. И это абсолютная правда, — говорит Джихан Форбс, редактор журнала Allure. — Я думаю, что самое потрясающее в ее линейке Fenty PUMA, так это то, что она делает личный стиль РиРи (ласковое прозвище Рианны — прим. MC) доступным для всех нас. И эта одежда действительно идет многим людям».
Акцент на удобство в сочетании с личным стилем звезды сработал и для других линий, курируемых знаменитостями, в частности — для бренда Джессики Симпсон, который она превратила в империю на миллиард долларов. Но Fenty PUMA ориентирована на другого потребителя. Что отличает линейку Рианны от аналогов? Прежде всего то, что она держит качественный баланс между высокой модой и заигрыванием с поклонниками. То есть в ней вы никогда не найдете вещей, которые можно было бы назвать дешевой версией «Рианна Lite».
Конечно, Fenty PUMA дала Рианне пропуск в модный бизнес и помогла заручиться поддержкой сообщества, но именно запуск бренда косметики Fenty Beauty укрепил ее позиции в качестве бизнес-леди, которая тонко чувствует общественные веяния и представляет миру продукты, отвечающие самым актуальным тенденциям и запросам. Всего через месяц после дебюта на рынке продажи Fenty Beauty достигли фантастических 72 миллионов долларов. Благодаря этому бренд попал в рейтинг 25 лучших изобретений 2017 года издания TIME вместе с iPhone X и Tesla Model 3.
Ключом к успеху Рианны является не только сила ее личного бренда, но и инклюзивность. Тональные средства Fenty Beauty представлены в 20 разных оттенках — от очень светлых до действительно темных. Такого разнообразия палитры не делал еще ни один косметический бренд, поэтому линейка Рианны стала революционной в своем роде. Многие цветные женщины, которые обычно игнорировались или недооценивались в качестве потенциальной целевой аудитории beauty-индустрии, наконец-то, получили поддержку в лице Рианны. Она словно сказала им: «Да, я вас вижу и хочу позаботиться о вас». И они выразили благодарность своими деньгами. По прошествии первого календарного года линия Рианны уже «приносила более 550 миллионов долларов годовой выручки», — отчитался Forbes.
Издание также подчеркивает, что широкая палитра оттенков стала одной из важнейших составляющих успеха Fenty Beauty. «Она [Рианна] дала людям то, что они хотели, без каких-либо оправданий и причин, почему это невозможно, — пишет Forbes. — Fenty Beauty заставила косметическую индустрию увидеть то, что цветные женщины покупают их продукты. И они готовы тратить деньги, чтобы получить качественный макияж, сделанный в соответствии с их требованиями. На это есть спрос, и этот спрос необходимо удовлетворить».
Второй составляющей успеха, тоже касающейся инклюзивности, стал посыл, который бренд транслировал своим покупательницам. Когда вы подписываетесь на рассылку новостей Fenty Beauty, вы получаете электронное письмо, приветствующее вас в «семье Fenty Beauty». Конечно, это чувство общности со своей аудиторией стараются продемонстрировать и другие бренды. Но именно в случае с Fenty Beauty эти слова звучат искренне, без наигранности и фальши. Ведь бренд постоянно подчеркивает то, что ему важны все женщины: например, в официальном сообществе Fenty Beauty в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) публикуются фотографии покупательниц, принадлежащих к разным национальностями, отличающихся друг от друга оттенками кожи, глаз и волос. Да и сама Рианна всегда была сторонницей инклюзивности. Поэтому политика бренда, соответствующая взглядам его создательницы, вызывает такое доверие.
Аналогичную стратегию Рианна выбрала и для своей линии нижнего белья Savage x Fenty. Бодипозитив, доступность и игривое настроение стали ключевой идеологией бренда. «Женщины должны носить белье для самих себя, — рассказала поп-исполнительница американскому Vogue. — Все, что я могу сделать, — это поощрить силу и уверенность в себе, показав белье по-новому. Не стоит придерживаться одного стиля в выборе белья, нужно веселиться. На этой неделе вы можете быть милой и игривой, а на следующей — превратиться в черную вдову. Нижнее белье — то, с чем можно рискнуть».
Чтобы подкрепить свою позицию в преддверии запуска бренда Рианна опубликовала в своем аккаунте подборку фотографий, на которых она позировала в нижнем белье Savage x Fenty. Вместе с ней в рекламной компании приняли участие и другие женщины разных типов фигур и оттенков кожи. Поклонники певицы с восторгом встретили запуск нового бренда и засыпали ее словами благодарности. Один из них даже написал, что «больше никогда не будет носить одежду», потому что белье Savage x Fenty — лучшее, во что можно облачиться. Разумеется, в первый день продаж наблюдался сумасшедший ажиотаж: время ожидания доступа к официальному сайту бренда достигло 1 часа, а большая часть товаров была мгновенно распродана.
Да, Рианна успешно сотрудничает с fashion-инфлюенсерами, поддерживающими ее продукцию, но главной звездой и двигателем продаж все равно остается она сама. В последнее время певица редко выходит на красные ковровые дорожки или снимается в клипах, поэтому каждое ее медийное появление становится событием. И Рианна грамотно использует это в целях продвижения бренда. Так, например, ее танец на шоу Savage X Fenty в сентябре 2019 года на YouTube посмотрели почти 1,5 миллиона раз, а ее фотография в одних лишь фирменных сиреневых боксерах набрала рекордные даже по меркам инстаграма (запрещенная в России экстремистская организация) звезды 10,3 миллиона лайков.
Какие правила жизни помогают Рианне всегда оставаться на вершине, поддерживать лояльность своей аудитории и год от года увеличивать выручку бизнеса? Об этом исполнительница честно рассказала в интервью изданию T Magazine.
Не торопитесь и учитесь
Рианна призналась, что за несколько лет до своего громкого дебюта в индустрии моды, она уже занималась ее изучением. Сначала она была обыкновенным потребителем, но со временем превратилась в прогрессивного инфлюенсера, расширяющего границы инклюзивности. И только после этого она почувствовала, что обрела достаточно опыта для того, чтобы создавать одежду для других женщин. При этом она не торопилась и не стремилась сразу же «выехать» на своем имени. Гораздо важнее для нее было качество разрабатываемого продукта и та идея, которую он несет в мир. «Я очень практична, поэтому работала медленно и размеренно, чтобы заслужить уважение в качестве дизайнера», — пояснила Рианна.
Не бойтесь потерпеть неудачу
У Рианны множество девизов и жизненных принципов. Но один из них настолько значим для поп-исполнительницы, что она даже нанесла его на свое тело в качестве татуировки. Надпись «Никогда не провал. Всегда урок», украшающая ее ключицы, выполнена в перевернутом варианте, чтобы Рианна могла прочитать ее, смотря на себя в зеркало. Это напоминание самой себе, что любое новое начинание может обернуться неудачей. Но вместе с тем это станет жизненным уроком, благодаря которому вы получите шанс вырасти над собой. «Как вы собираетесь учиться, не делая ошибок?» — с улыбкой говорит Рианна.
Разделяйте личный бренд и коммерческий проект
Десятки знаменитостей создают бренды, называя их собственным именем — от Хилари Дафф, выпускающей духи, до Майли Сайрус, создающей одежду и украшения. В то время как рынок перенасыщен линейками, названными в честь их создателей, Рианна избрала иной путь. «Начиная любой новый проект, не касающийся музыки, я использовала Fenty, чтобы вам не приходилось каждый раз слышать слово „Рианна“, когда вы видите что-то, что я сделала, — говорит она. — Итак, Рианна остается человеком, музыкантом. Но все остальные бренды носят название Fenty».
Никогда не извиняйтесь за то, кто вы есть
Конечно, Рианна является сторонницей инклюзивности. Она считает, что каждый заслуживает того, чтобы быть услышанным. Каждый — вне зависимости от пола, социального статуса и прошлого жизненного опыта — имеет право на то, чтобы заниматься своим любимым делом. Но начиная собственный бизнес в fashion-индустрии, Рианна понимала, что далеко не все разделяют ее точку зрения. Ведь некоторые видели в ней лишь темнокожую певицу, которая не закончила школу и почему-то решила, что она способна добиться успеха в предпринимательства (да еще и в той сфере, в которой якобы ничего не смыслит).
«Эти факторы действительно играют роль, но я никогда не буду извиняться за то, что я темнокожая женщина, у которой есть собственное мнение», — говорит Рианна. Ее работа — это управлять собственной компанией. «Я знаю, что я здесь не потому, что принадлежу к какой-то расе. Я здесь потому, что мне есть, что предложить этому миру», — убеждена она.
Помните, что деньги — это только средство, а не цель
Деньги могут быть мотивирующим фактором для достижения успеха, но только не для Рианны. «Я никогда не мечтала о том, чтобы зарабатывать огромные деньги. Именно поэтому мои доходы никак не влияют на мою работоспособность, — говорит она. — Для меня деньги — это возможность позаботиться о своей семье, развивать бизнес, в котором я заинтересована, и помогать другим, создавая новые рабочие места».
Фото: Getty Images