Гвинн Шотвелл появилась на свет 23 ноября 1963 года в Эванстоне, штат Иллинойс, но выросла в Либертивилле. Ее отец был нейрохирургом, а мать — художницей, поэтому никаких предпосылок для выбора карьеры в аэрокосмической отрасли у девочки не было. Гвинн вспоминала, как все вокруг ликовали, когда в 1969 году Армстронг и Олдрин приземлились на Луне, но она не почувствовала ровным счетом ничего. Ни радости, ни изумления, ни интереса к космическим достижениям своей страны. Что ее действительно интересовало в детстве — так это устройство автомобилей. Она знала все марки машин и любила собирать всякие механизмы своими руками. Однажды Гвинн даже отремонтировала свой велосипед, отвергнув помощь папы.
Впрочем, инженерия была для нее лишь хобби, которое она предпочитала скрывать от сверстников. «Будучи девочкой-подростком в конце 1970-х, я боялась, что меня воспримут как ботаника», — признавалась она. Но все изменилось, когда мама отвела Гвинн на съезд Общества женщин-инженеров в Технологическом институте Иллинойса. Позже мисс Шотвелл рассказывала, что основная часть мероприятия не произвела на нее никакого впечатления, а «докладчики были скучными», но затем на сцену вышла красивая женщина-инженер, одетая в идеально скроенный брючный костюм, и начала с горящими глазами рассказывать о своей работе.
«Я была очарована ее речью, — вспоминала Гвинн. — У нее была собственная компания, которая занималась разработкой экологически чистых строительных материалов и устройств, приводимых в действие солнечной энергией. Меня впечатлила не только ее работа, но и ее костюм. [Поэтому] я подошла к ней после панельной дискуссии и завела разговор о ее наряде, а затем и о профессии. Покидая это мероприятие, я подумала: „Окей, инженеры тоже могут быть крутыми. Так что я буду инженером-механиком“».
Окончив школу, Гвинн Шотвелл подала документы на инженерный факультет Северо-Западного университета. Из 36 студентов, которые учились с ней на одном курсе, было всего три девушки. Но даже будучи частью социального меньшинства, она не видела в этом проблемы: профессора относились к ним так же серьезно, как к юношам, и ценили их успехи. Впервые с дискриминацией Гвинн столкнулась лишь летом, когда попыталась пройти студенческую практику в климатической компании.
Изучив ее резюме (и очевидно, не обратив внимание на пол кандидатки), ее согласились взять на практику. За три дня до того, как Гвинн должна была приступить к своим рабочим обязанностям, ей позвонил начальник, чтобы дать первые поручения. Но услышав на обратном конце провода женский голос, он пришел в замешательство. «Ты девушка…, — растерянно произнес он. — Ты не годишься для этой работы, она слишком тяжелая для тебя». Однако Гвинн попыталась его переубедить. «Я спортсменка, я играла в баскетбол в старшей школе и была в команде по лакроссу на первом курсе колледжа. И я могу дать фору всем тем всем парням, которых вы собираетесь нанять в качестве стажера», — смело заявила она. Но в ответ услышала лишь прерывающиеся гудки — мужчина просто повесил трубку.
Задело ли это Гвинн? Определенно. Заставило ли это ее опустить руки? Ни в коем случае. Напротив, отныне Гвинн стала учиться еще более усердно, чтобы доказать, что женщина достойна того, чтобы добиться успехов в инженерной отрасли. Она стала обладательницей высшего балла на курсе за выпускной экзамен, чем приятно удивила весь педагогический состав. А после получения степени бакалавра машиностроения, она решила стать магистром прикладной математики. И в 1988 году с двумя дипломами на руках Гвинн отправилась прямиком в офис Chrysler — компании, входящей в «Большую тройку» производителей автомобилей в США.
Работу Гвинн получила, но достаточно быстро в ней разочаровалась, потому что она была не связана с инженерией — ее истиной страстью. Пока девушка искала новые вакансии, она не теряла времени даром и продолжала учиться. Поэтому к моменту, когда ей предложили место в Aerospace Corp — федеральном центре космических исследований — Гвинн уже получила докторскую степень по прикладной математике.
В Aerospace Corp девушка, наконец, смогла заняться любимой инженерной работой. Она создавала термоматематические модели спутников (исследуя, как по-разному нагретые и охлаждаемые компоненты работают вместе) и написала десятки научных статей на различные темы. За 10 лет, что Гвинн проработала в Aerospace Corp, она стала экспертом в конструировании космических кораблей, а также просчету траекторий их движения и эксплуатационных рисков. Поэтому следующей ступенькой в ее впечатляющей карьере стала должность директора отдела космических систем в Microcosm Inc — компании, специализирующейся на разработке космических миссий для ВВС США.
Гвинн была по-настоящему счастлива: она занималась тем, что приносило ей колоссальное удовольствие в одной из самых престижных компаний страны. Однако в 2002 году Гвинн внезапно позвонил ее бывший коллега и пригласил на ланч. Она даже не подозревала, что тот самый звонок уже запустил цепь событий, которая перевернет ее жизнь и превратит в легенду аэрокосмической индустрии, имя которой войдет в историю.
Этим коллегой был Ханс Кенигсманн, который совсем недавно присоединился к стартапу SpaceX. После ланча он предложил ей зайти в его рабочий офис, и прямо в дверях они встретили Илона Маска. Тогда он был известен в основном как соучредитель PayPal, но уже вынашивал амбициозные планы по продаже ракет коммерческим спутниковым компаниям по самым низким ценам, а также по еще большему снижению их стоимости за счет повторного использования. Гвинн выслушала его идеи, а затем сочувственно ответила: «Вам действительно понадобится бизнес-консультант».
Этого было вполне достаточно, чтобы привлечь внимание Илона Маска. Вечером того же дня он позвонил ей и предложил должность вице-президента по развитию бизнеса в SpaceX. Гвинн была крайне удивлена и попросила небольшой «тайм-аут» на размышления. Променять стабильную и хорошо оплачиваемую работу на непонятную авантюру? Гвинн казалось это абсолютным безумием. Однако она искренне поверила в Илона Маска, так что пошла на риск и дала ему положительный ответ. Вскоре Гвинн стала седьмым сотрудником, который появился в SpaceX, и сконцентрировалась на продаже ракет потенциальным клиентам.
Гвинн Шотвелл добилась первого крупного успеха на этой должности в декабре 2008 года, когда привела НАСА в качестве клиента. Организация заключила со SpaceX контракт на оказание коммерческих орбитальных транспортных услуг (в частности, на доставку грузов на Международную космическую станцию). Общая стоимость сделки составила 1,6 миллиарда долларов. Переговоры с НАСА вели Илон и Гвинн. После подписания контракта они собрали всю команду SpaceX. По словам Гвинн, Илон казался угрюмым, но потом внезапно просветлел в лице и закричал: «Черт возьми, мы выиграли!», и весь офис наполнился гулом ликования.
В сентябре того же года Гвинн поехала на конференцию в Шотландию со своим мужем и некоторыми сотрудниками SpaceX. В то время готовился четвертый запуск Falcon 1, и женщина решила посмотреть прямую трансляцию на своем ноутбуке. Но так это происходило ночью, и ее муж уже спал, она пошла в ванную и включила воду, чтобы не беспокоить его. Увидев, как ракета SpaceX поднимается по небу и впервые успешно достигает орбиты, Гвинн не могла сдержать своей радости. Она стала кричать и прямо в пижаме выбежала в коридор отеля, где ее коллеги по SpaceX уже начали праздновать первый успешный запуск. «Это было совершенно непрофессионально, — вспоминала Гвинн много лет спустя, — Но это было потрясающе!»
В 2008 году Гвинн Шотвелл стал президентом SpaceX. Сегодня она также является главным операционным директором, отвечающим за продажи, маркетинг, производство, запуск операций, юридические вопросы, работу с правительством и финансами. Но больше всего Гинн Шотвелл по-прежнему любит смотреть трансляции новых запусков. «Ничто не может сравниться с радостью, связанную с успешным полетом», — убеждена она.
Вскоре благодаря Гвинн Шотвелл клиентская база SpaceX начала увеличиваться в геометрической прогрессии. «К тому времени, когда мы запустили нашу первую ракету, Гвинн уже продала около 10 запусков, — рассказывал Тим Хьюз, вице-президент SpaceX, — Очень немногие люди могли бы это сделать».
А в 2010 году Гвинн Шотвелл совершила настоящий подвиг, в одиночку убедив скептически настроенных инвесторов Iridium выделить компании 1,8 миллиарда долларов. Им понравилась цена новой ракеты-носителя Falcon 9, но их настораживал тот факт, что она еще не проходила летных испытаний. Гвинн Шотвелл подготовила не только красочную презентацию, но и пламенную речь, которая доказала инвесторам, что Falcon 9 заслуживает доверия. «Гвинн буквально очаровала их», — сказал Мэтт Деш, генеральный директор Iridium, который вскоре после этого подписал контракт со SpaceX на запуск всей группировки, состоящей из десятков спутников.
За прошедшие годы Гвинн приобрела репутацию женщины, способной воплотить мечты Маска в реальность. Она стала «мостиком» между Илоном и всеми остальными сотрудниками SpaceX: он говорит ей, что пришло время лететь на Марс, а она рассказывает команде, что именно нужно сделать, чтобы попасть туда.
Как же расслабляется Гвинн? «Я пью много вина, — со смехом говорит она. — А если серьезно, то меня успокаивает чтение. Я часто засыпаю с книгой в руках». Еще она любит смотреть различные телешоу и проводить время с мужем и двумя детьми. Во время отпуска Гвинн обычно отправляется на семейное ранчо в Техасе — ей очень нравится это уединенное и спокойное место. Сейчас там разгуливают коровы, но мисс Шотвелл надеется, что однажды она сможет исполнить еще одну свою мечту и превратить ранчо в виноградник.
В июне 2021 года Гвинн Шотвелл произнесла мотивирующую речь перед выпускниками своей «альма-матер» и поделилась собственными уроками смелости, которые позволили ей стать тем, кем она сегодня является:
Самое главное — это попробовать
«Когда в 2002 году мне предложили стать частью компании SpaceX, я сильно сомневалась и неделями откладывала принятие окончательного решения. Присоединиться к маленькому стартапу, который пытается пробиться в отрасли, где новички еще никогда не добивались успеха, — эта идея казалась мне очень рискованной. На тот момент я была матерью-одиночкой, работающий неполный рабочий день. То есть мне пришлось бы выйти за рамки своей зоны комфорта. Я помню, как однажды ехала по автостраде в Лос-Анджедесе, и меня вдруг осенило: я была полной дурой. Кому какое дело, если я соглашусь на эту работу, но потерплю неудачу; или стартап провалится? В ту секунду я осознала, что самое главное — это попробовать. Возьмитесь за рискованное дело, станьте частью чего-то захватывающего. Теперь я и представить не могу, как бы сложились моя жизнь и карьера, если бы я тогда ответила: „Нет“. Допустим, все было бы хорошо, но я бы упустила возможность стать частью этой удивительной компании и работать с такими выдающимися людьми. Не попробовать — вот что стало бы настоящим провалом».
Никогда не опускайте руки после первой неудачи
«SpaceX пошла на огромный репутационный риск, когда начала осваивать технологии, связанные с посадкой ракет. Фактически, наши конкуренты и СМИ постоянно критиковали нас за эти неудачи. Но я видела в наших провалах лишь источник гордости. Когда мы в первый раз попытались посадить ракету на корабль-космопорт (плавучую платформу — прим. MC), мы ударились об него. Да, мы не смогли посадить ракету, но она достигла корабля-космопорта — крошечной цели, которая располагалась в открытом океане в сотнях миль от места запуска. Нам потребовалось около десяти попыток, чтобы успешно посадить ракету, и сегодня для нас это обычная миссия. Конечно, сложная, но почти рутинная. Эта технология стала большим толчком для нашего бизнеса и в будущем окажется крайне полезной при создании поселения на Марсе».
Не бойтесь брать на себя дополнительную ответственность и выступать с инициативами
«Меня приняли на должность вице-президента по развитию бизнеса, то есть начальника отдела продаж. Что ж, я неплохо справлялась со своей работой, и у нас появились первые клиенты. Но потом мы поняли, что у нас нет специалистов, которые планировали бы новые миссии компании и занимались бы учетом финансов — и так как вопрос сотрудничества с космодромами и получения разрешений на запуски стоял очень остро, то я решила взять это на себя. После того, как мы реализовали несколько успешных проектов, конкуренты начали нам угрожать, и я предложила наладить связи с правительством, чтобы получить защиту от Вашингтона. Более того, однажды мне даже пришлось пылесосить ковры перед большим мероприятием для клиентов. А в 2008 году, когда мы выиграли наш самый крупный контракт на сегодняшний день — почти 2 миллиарда долларов от НАСА для доставки научных миссий и грузов на Международную космическую станцию и обратно — Илон [Маск] предложил мне стать его партнером по бизнесу. Думаю, что это во многом произошло благодаря тому, что я никогда не боялась брать на себя дополнительную ответственность, помогая компании, и старалась выполнять свою работу на отлично».
Будьте добры — или как минимум — уважительны к окружающим
«Помните о том, что практически каждый человек, с которым вы взаимодействуете в течение дня, борется со своими внутренними демонами или пытается решить какую-то проблему. Пожалуйста, учитывайте это, когда попадаете в толпу людей в вагоне метро, пытаетесь пройти вне очереди на кассе продуктового магазина или когда вас раздражает кто-то на рабочей встрече. В SpaceX мы придерживаемся политики: „Нет придуркам“. Ведь такие люди постоянно прерывают других, вторгаются в чужие разговоры и создают враждебную атмосферу, в которой неприятно находиться. И это только усложняет поиск хороших, новаторских или даже дерзких идей, которые необходимы для решения сложных проблем».
Вдохновляйте своих детей, но не заставляйте их жить по вашим правилам
«Когда я делала первые шаги в области инженерии, я также нашла время, чтобы создать семью. Я родила и вырастила двух замечательных детей, которые гораздо лучше, чем я. Они могли бы стать не только руководителями SpaceX, но и президентами Вселенной. Один из них имеет два диплома по машиностроению Северо-западного университета, другой — дважды выпускник Стэнфорда по специальностям машиностроение и бизнес. Как мать, я бы дала один совет будущим родителям: никогда не говорите своим детям, кем они должны стать, когда вырастут — они все равно поступят наперекор вашему мнению. Но вы можете стать хорошим образцом для подражания или указать им на тех, на кого стоит равняться. Так поступила моя мама, которая была художницей».
Материал создан в рамках поддержки Международной Премии для деловых женщин Bold Veuve Clicquot и Marie Claire. Больше вдохновляющих историй успешных женщин, которыми мы восхищаемся, можно найти
Фото: Getty Images