Карьерный консультант и основатель Школы карьерного менеджмента Айгюн Курбанова подробно разобрала, какие плюсы и минусы существуют при работе в большой корпорации.
Мифы и стереотипы про работу в больших корпорациях
«Там только по блату»
Считается, что попасть в такие компании практически невозможно, вакансий нет, люди работают там всю свою жизнь и берут только «своих». А значит и даже пытаться не стоит.
На самом деле, в больших корпорациях 99,9% персонала набирается по объявлению. В большинстве таких компаний четко расписаны условия приема и попасть туда, особенно на начальные позиции, вполне реально. Плюс ко всему, в крупных корпорациях существует текучка кадров и постоянные процессы роста, сокращения и трансформации, что подразумевает постоянную ротацию персонала. Важно лишь отслеживать вакансии и активно подавать заявки.
«Там никто не работает»
Есть мнение, что сотрудники больших корпораций зарабатывают миллионы, почти ничего не делая, и проводят время на бессмысленных совещаниях.
На самом деле, во многих корпорациях темп работы очень высокий, требования к эффективности строги, и переработки — не редкость. Частая причина ухода из таких компаний — хроническое выгорание.
«Там самые высокие зарплаты на рынке»
Хотя некоторые большие корпорации действительно придерживаются политики выплаты на 10-15% выше рынка для удержания сотрудников и привлечения талантов, это скорее исключение.
В большинстве случаев заработная плата находится на уровне рынка или даже ниже. Такие компании мотивируют это тем, что предлагают значительные социальные льготы и престижную строку в резюме, что само по себе является ценным опытом.
7 плюсов работы в большой корпорации
Стабильность
В наше нестабильное время высоко ценятся «островки стабильности», ведь такие компании вряд ли разорятся, закроются в один момент, сократят и уволят весь персонал. Потому что даже если компания перестает быть прибыльной, государство понимает, что это или системообразующее предприятие, или градообразующее, а значит — оно никогда не закроется.
Ну и в целом большие корпорации имеют значительный финансовый запас прочности, и даже в условиях экономического кризиса они остаются на плаву. Поэтому если вам важна стабильность, что компания и сейчас и через 10 лет будет на рынке, то это скорее всего крупные корпорации.
Известный бренд в вашем резюме может помочь в построении карьеры
Обычно сотрудников из крупных корпораций охотнее берут на работу, чем такого же сотрудника из ООО «Рога и Копыта», потому что в целом понятно качество работы и масштаб выполняемых задач в корпорациях, в отличие от неизвестной компании.
Рекрутеры при поиске сотрудников чаще всего предпочитают сотрудников известных компаний, так как этот кандидат окажется без «сюрпризов» и хорошо адаптируется к новой корпоративной культуре. Плюс, сотрудников из крупных корпораций охотно берут в небольшой бизнес на позиции выше, в надежде, что человек принесет с собой выстроенные бизнес процессы и настроит их в новой компании по примеру того, как он видел. То есть бренд компании усиливает резюме таких кандидатов при поиске работы.
Выстроенные бизнес процессы
Бо́льшая часть крупных корпораций находятся на рынке уже очень давно (в среднем больше 100 лет в мире, а в РФ более 30 лет), они давно прошли стадию организации бизнес процессов.
Поэтому процессы во многих таких компаниях отработаны, оптимизированы и детально регламентированы. А это значит, что приходя работать в такую компанию, вас научат стандартам работы в этой профессии\отрасли, у вас не будет бардака и неразберихи стартапа, когда непонятно кто за что отвечает и кто что должен делать.
Если вы приходите работать в стартап, где начинает развиваться то или иное направление, многое вы делаете интуитивно, сами строите процессы, сами изобретаете велосипед. А в больших корпорациях все велосипеды уже изобретены, описаны, подсчитаны и оцифрованы, и по ним написана подробная инструкция.
Хорошо выстроена HR поддержка
Во всех крупных корпорациях есть большие службы управления персоналом, которые разрабатывают процессы адаптации, обучения и карьерного роста сотрудников. А это значит, что приходя в такую компанию вас точно хоть как-то адаптируют, а не сбросят все нерешенные задачи вашего предшественника в первый же рабочий день. Вас будут регулярно обучать и растить.
В таких компаниях есть возможности роста, так как они очень иерархичны, имеют большое количество уровней/грейдов, а значит есть и возможности для роста.
Если сравнивать со стартапом — в них до генерального директора может быть всего 1-2 уровня подчиненности, а значит возможности для роста ограничены. А в больших корпорациях этих возможностей сильно больше, плюс, в большинстве из них есть разработанные программы карьерного роста — компания всеми силами стимулирует, чтобы сотрудники, знающие и принимающие корпоративные нормы и правила, росли и развивались внутри ее периметра.
Глобальные масштабные проекты
В больших корпорациях и задачи большие и глобальные. Есть возможность получить уникальный опыт, который потом раскатают по всем филиалам и отделениям в стране/мире. В таких компаниях, как правило, есть большие бюджеты на внедрение и возможность покупать/внедрять самый передовой опыт. Это ценный опыт, который повысит вашу стоимость на рынке труда.
Работа в официальном поле с «белой» зарплатой
В большой корпорации есть утвержденные регламенты, как и когда индексируют заработную плату, система KPI прозрачна (потому что премию считает не руководитель, а сотрудники ОТиЗа или бухгалтерии, а им нужны схемы и описанные показатели). Есть богатый соцпакет с большим количеством льгот, скидок и прочее. Многие компании-поставщики услуг сами предлагают скидки для сотрудников больших корпораций: фитнес-клубы, магазины, прачечные и т. д.
Нет бардака в управлении людьми
В большой корпорации есть отбор руководителей, при назначении на руководящую позицию они проходят оценку, есть система обучения руководителей, а значит заведомо некомпетентного руководителя чаще всего у вас не будет. Также не будет вопиющих случаев управленческого хамства и грубости, так как существуют внутренние правила и регламенты, а также комитеты, куда сотрудники могут анонимно нажаловаться на грубого босса. Это снижает риск столкнуться с некомпетентным или грубым начальником.
7 минусов работы в большой корпорации
Вы можете быть легко заменимы
В небольшом бизнесе и особенно стартапе роль каждого сотрудника высока. Он и «швец и жнец», потеря его моментально сказывается на бизнесе и совершенно противоположная ситуация в больших корпорациях. Если вы не топ-менеджер или уникальный для бизнеса специалист, вы всего лишь крошечное звено в большой иерархии. А значит уровень влияния на результат примерно такой же.
Бюрократия и долгие коммуникации
На каждый процесс есть инструкция и есть большая структура, которая проверяет насколько вы выполнили свои задачи согласно инструкции. Большое количество согласований, многие отказываются принимать ответственность за себя, а значит большое количество людей в копиях писем, долгие собрания и совещания, много уровней согласования документов, сильная юридическая служба и сложности в реализации проектов. Да, вы делаете масштабные интересные проекты, но при этом бо́льшая часть ваших усилий может уходить на преодоление внутреннего сопротивления, а не на реализацию проекта.
Узкая специализация
Да, вы хорошо знаете свою работу, но при этом вы хорошо знаете лишь только один участок работы, а не весь процесс, как в небольшом бизнесе. То есть человек становится узкопрофильным специалистом, который на рынке нужен примерно в такой же большой корпорации, а в компании поменьше его могут даже не рассматривать из-за слишком узкопрофильного опыта.
Вы никогда не займете высокую должность
В больших компаниях чаще всего на такие позиции ищут «звезд» рынка — приглашают например топ-менеджеров из-за рубежа, из таких же крупных компаний. Чаще всего внутри организации не видят даже талантливых и лояльных сотрудников. Или наоборот ищут «свежую кровь», такого человека может назначить совет директоров, порекомендуют собственнику/инвестору (по блату), приведет с собой генеральный директор.
В таких компаниях легко «зависнуть»
Отработать лет по 10-15 и больше. Стабильный коллектив, регулярные выплаты, богатый соцпакет — и потом обнаружить что сложно и страшно выйти на рынок труда, что сложно адаптироваться в новой компании, к новой корпоративной культуре. Чем дольше работать на одном месте с одним и тем же функционалом, тем сложнее находить работу на рынке и иметь актуальные компетенции.
Мало возможностей для креатива
Даже в творческих отделах большая часть работы идет по регламентам и инструкциям, что ограничивает возможности для творческого самовыражения.
Сложная политика корпорации
В крупных корпорациях важно уметь выстраивать отношения с ключевыми стейкхолдерами для успешного продвижения проектов. Много политики, сложно разобраться в системе. Вообще в больших компаниях умение выстраивать конструктивные межличностные отношения — одно из важных качеств для успеха.
Кому подходит работа в большой корпорации?
Если вы начинающий специалист — важно постараться попасть в такие компании. На этой ступени карьеры вам будет не важно насколько вы влияете на результат, но при этом вас научат правильно работать. Научат эталонным бизнес процессам, научат что надо делать на вашем участке работы. Вас будут учить, вкладываться, развивать и целенаправленно растить (при должной амбициозности и трудолюбии сотрудника конечно же);
Тем, кому нужен стабильный график, стабильное место работы, четкие должностные обязанности, понятный круг задач и четкий доход;
Тем, кому нужен масштаб, уникальный опыт, желание влиять на большое количество людей, процессов, и при этом не смущает низкая скорость реализации и сопротивление системы;
Для карьеристов как временная цель на пути к большой цели. Кто работал в небольшом бизнесе, вырос до позиции директора, но кто хочет сделать скачок в еще более крупную компанию, а его не принимает рынок труда — нужен даунгрейд в большую корпорацию, поработать там несколько лет (посмотреть бизнес процессы, как устроен большой бизнес изнутри) и после этого уходить уже в крупный бизнес на топовые позиции. Например, директор по маркетингу в небольшом бизнесе хочет стать директором по маркетингу крупной компании, но его даже не зовут на собеседования — рекомендация искать работу в большой корпорации, но на 1-2 ступень ниже, а далее в ней показать все свои таланты, получить интересный опыт и потом уже искать работу директором по маркетингу в крупной компании.
Карьерный консультант и основатель Школы карьерного менеджмента, президент Ассоциации карьерных консультантов.
СайтФото: Shutterstock