Какая мысль первой проскакивает у вас в голове, когда вы слышите фразу «Нейро-лингвистическое программирование»? Скорее всего, что это какая-то манипуляционная практика. Увы, в России НЛП имеет плачевную репутацию даже в среде образованных успешных людей… А ведь на деле техники НЛП позволяют достичь взаимопонимания, удовольствия от общения, чувства близости с собеседником, — и, как следствие, вместе двигаться к решению задачи.
Давайте разберемся на примерах, как можно улучшить коммуникацию с сотрудниками, внедрив в нее несколько простых правил из НЛП.
Применяйте эхо-фразы
Повторяйте за собеседником часть высказывания, когда начинаете формулировать ответ. Это может быть особенное слово, которое встречается только в его речи, или самая информативная часть предложения.
Например (эхо-фразы выделены курсивом):
А: Я бы хотел сменить должность.
Б: Какую должность ты рассматриваешь?
А: Мне бы хотелось больше работать с людьми, а не сидеть за монитором днями напролет.
Б: Как тебе кажется, какая должность соответствует критериям общаться больше с людьми и не сидеть за монитором днями напролет?
А: Думаю, это может быть менеджер по продвижению.
Б: В нашей компании нет должности менеджера по продвижению, однако озвученным критериям соответствует менеджер по работе с клиентами. Рассмотришь эту должность?
Говорите о предмете дискуссии, а не о человеке
Если вы хотите поправить чью-то работу, используйте исключительно третье лицо и старайтесь обезличивать процесс.
Можно сказать, например, так: «Эта презентация нуждается в доработке на слайдах 4 и 7. Необходимо убрать первые две фразы и переписать ключевой слоган».
НЕВЕРНО: «Переверстайте свою презентацию, она никуда не годится, а слайды 4 и 7 не соответствуют нашим гайдам. Вы точно знаете, что делаете?»
Избегайте риторических вопросов
Они лишь накаляют обстановку, создают ненужный эмоциональный фон и уж точно не ускоряют процесс, просто повисая в воздухе. Их задача украшать речь и иронизировать, а в деловой беседе куда эффективней фразы, побуждающие к действию.
Выражайтесь конкретно
То есть ваши слова должны иметь реальный эквивалент, который можно увидеть, услышать, почувствовать кожей или, на худой конец, попробовать на вкус. Если в разговоре с собеседником вы будете конкретны, то у него больше шансов понять вас верно и истолковать ваши слова с минимальным искажением.
К примеру, неверно будет сказать: «Сделайте что-нибудь с сайтом». Что-нибудь — это что? В каком направлении двигаться? Исправить ошибки в тексте? Заменить фото продукта на более актуальные? Перенести на другой домен?
Лучше будет так: «На главной странице сайта в разделе „Купить“ пропущен мягкий знак в слове „Купить“. Необходимо его добавить сегодня до 15:00». (Стоит также обозначить необходимое действие и указать сроки исполнения).
Уточняйте
Ведь только так можно удостовериться, что вы все верно поняли. Не стесняйтесь говорить: «А что ты имел в виду, говоря…», «Правильно ли я понимаю, что…» или «Объясни, пожалуйста, по-другому, я не вполне улавливаю». Это минимизирует вероятность ошибок.
Говорите сначала о хорошем
Помните, что у обратной связи есть важное правило: мы запоминаем последние фразы и последние вопросы. Поэтому для продуктивного диалога сначала расскажите о том, что вам нравится в проделанной работе, не забывая говорить обезличенно, и только после этого уже предложите, что изменить или добавить.
Например, верно будет сказать: «Последние две части презентации составлены отлично, а в первой стоит более подробно расписать преимущества нашего проекта».
НЕВЕРНО: «Вы неудачно начали презентацию и плохо объяснили преимущества нашего проекта».
Благодарите
Даже за самые несущественные дела. Сотрудники часто жалуются на то, что руководство не оценивает их работу по достоинству (по статистике только 21% работников признают, что их работу высоко ценят), и речь здесь идет не только про гонорар. Дело еще и в человеческом факторе. Поэтому, даже если вы недовольны результатом до конца, все равно начните свою речь со слов благодарности или похвалы, ведь ваш сотрудник применил свои навыки и потратил время на выполнение задачи. В этом случае ваш диалог вряд ли превратится в конфронтацию, и вы скорее придете к устраивающему обоих решению.
К примеру, не стоит говорить: «Ваша работа никуда не годится! Там все нужно переписать!»
Лучше сказать: «Спасибо за вовремя предоставленный отчет. Глава 4 подготовлена хорошо, а вот в главах 2 и 3 требуется добавить график посещаемости сайта».
Начав применять эти простые правила, вы очень быстро увидите положительные изменения: дела начнут решаться быстрее, а сотрудники почувствуют ваше хорошее к ним отношение, что, безусловно, повлияет на эффективность работы. И при этом, заметьте, ни о каких манипуляциях тут даже речи не идет.
кандидат филологических наук, практикующий психолог, сертифицированный нейролингвист, преподаватель по эффективной коммуникации, НЛП и нейрохакингу, основатель креативной продакшн-студии Got Vision по производству визуального контента. Автор и продюсер иммерсивного спектакля ТерRапиЯ.
Фото: Getty Images, Shutterstock