Marie Claire: Знаю, что вы шли к открытию собственной клиники 20 лет. Как родилась эта идея и что было самым сложным?
Альбина Донцова: Я всю жизнь мечтала создать стоматологическую клинику. Не просто хорошую, а лучшую на Земле! Имея большой опыт работы в разных местах, посещая отличные клиники в нашей стране и за ее пределами, я четко понимала, какой должна быть идеальная стоматология.
Какой же?
Во-первых, моей главной задачей было собрать звездную команду профессионалов. Мне это удалось, в том числе благодаря отличному оснащению клиники. Не существует современных технологий, которых нет у нас! Микроскопы в каждом кабинете, робот-фрезер для изготовления коронок за один визит, 3D-томограф, компьютерное обезболивание...
Как у папы – министра культуры Башкирии – и мамы – преподавателя сопромата – дочь пошла в медицину?
С трех лет играла в стоматолога, воображая, что пни – это зубы. Я вычищала сердцевину, закладывала туда ромашки, цветные стеклышки и замазывала сверху глиной. Родители поддержали меня, когда я решила поступать в Уфе в медицинский институт. Я очень благодарна родителям, всегда уважавшим мой выбор. Правда, лечиться ко мне они пришли не сразу. Папа сказал: давай, дочка, наберись сначала опыта.
И как вы получили этот опыт?
Я хорошо училась. На нашем курсе из ста человек только двое однокашников и я получили красные дипломы. Главный стоматолог Уфы, принимавший госэкзамены, предложил нам на выбор любое место работы. Однокурсники выбрали частную клинику, а я пошла в районную поликлинику – за опытом. Проработав год на очень интенсивном приеме, я обрела уверенность. Кстати, в свою клинику я не беру молодых специалистов, не отработавших как минимум пять лет.
Вас, наверное, пациенты любили?
Бабушки все время приносили пироги, трехлитровки с огурцами, а книга отзывов была переполнена благодарностями. Такая реакция людей помогла мне поверить, что я умею, могу, и я стала мечтать о работе в Москве.
Уезжая в столицу, вы уже знали, где будете работать?
Друзья мне дали адреса трех московских частных стоматологий, которые основали выпускники Башкирского медицинского университета. В стрессе, с дипломом в руках и обдумывая, что скажу на собеседовании о любви к профессии, я приехала по первому адресу на проспекте Мира. Как сейчас помню, главный врач с порога спросил: «Слушай, а ты умеешь проводниковую анестезию делать?» А я ответила: «Да», – хотя делала эту сложную манипуляцию только один раз в жизни, на третьем курсе. Он немедленно отправил меня в ближайший магазин медицинской одежды, где я, сдерживая слезы, заплатила за такой же, как у него, красивый костюм 480 из 500 долларов, которые у меня были отложены на жизнь. Слава богу, у меня все получилось и я была принята на постоянную работу!
Пациентами обросли так же быстро, как в Уфе?
Да, я работала до семи, но до одиннадцати обычно задерживалась, просто за плечом у коллег стояла, впитывала. Через год один мой пациент открыл стоматологическую клинику и предложил мне ее возглавить. Сейчас понимаю, что была неопытным руководителем, не умела ставить задачи, делегировать, а если что-то шло не так, все переделывала сама. Но эти полтора года меня закалили, а ушла я потому, что у учредителей изменились обстоятельства. Потом занялась частной практикой, работала в хороших клиниках и продолжала мечтать о своем бизнесе.
У вас уже дети были. Как такая загрузка сочетается с материнством?
Да, параллельно рождались дети. У меня их трое, но я ни разу не была в декрете. Коллеги до сих пор вспоминают, как няня гуляла с коляской во дворе клиники, где я вела прием, периодически занося ребенка на кормление. В этот момент я говорила пациенту: «Закрываем рот, десять минут отдыхаем», – и шла к своему малышу. Кстати, в моей клинике создано уютное место для мам, с пеленальным столом и удобным креслом для кормления.
Дети немного подросли – и вы решились на открытие собственной клиники?
Да, два с половиной года назад я подобрала небольшое помещение на Мосфильмовской и сделала три кабинета. Я была уверена, что себя, то есть один кабинет, смогу загрузить пациентами, но как загрузить еще два, чтобы они не простаивали? Я знала почти всех лучших стоматологов этого города и обдумывала, кого из них хотела бы пригласить в свое дело. Клиника была спроектирована итальянским дизайнерским бюро и получилась действительно красивая. Собралась первая сильная команда, которая работает по сей день, и я горжусь этим. Очень быстро мы набрали пациентов так много, что места стало не хватать и было открыто еще четыре кабинета. Мы стали стоматологической клиникой «полного цикла», где есть все специалисты для детей и взрослых.
Как в вашей сфере клинику находят клиенты?
Большинство пациентов к нам приходит по рекомендации. В последний год многие узнают о нас из Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) и Facebook (запрещенная в России экстремистская организация). Я сама отвечаю на комментарии и вопросы в директ, потому что это важно и эффективно.
Мне кажется, в Сети люди чаще жалуются, чем говорят спасибо.
Конечно, случается и критика, но я серьезно отношусь к жалобам пациентов, становлюсь на их сторону, стараюсь разобраться в ситуации и исправить ее.
Можете привести примеры работы над ошибками?
Вот недавно был такой случай. Ребенок накусал губу после лечения, потому что не чувствовал ее из-за заморозки. Клиентка на эмоциях позвонила мне, сказала, что у ребенка боли, а у семьи срывается поездка за границу. Я посмотрела видеозапись приема (во всех кабинетах идет непрерывная видеорегистрация), прослушала общение мамы с доктором. Врач дал рекомендации по профилактике таких осложнений и сказал, как следить за ребенком. У меня нет претензий к доктору, но мы признаем право пациента не услышать или не придать словам должного значения. Мы оказали помощь ребенку, и они благополучно улетели. Но после того случая мы изготовили и клеим каждому маленькому пациенту на грудь смайлик с надписью «Мой ротик спит до...» и отмечаем время, в течение которого родители должны быть особо внимательны.
Какие еще требования вы предъявляете к сотрудникам?
Помимо профессиональных требований есть ряд личностных. Важно, как доктор общается с пациентом, важна эмпатия. С одним сотрудником я рассталась, даже не пытаясь перевоспитать, когда услышала в ординаторской, как он посмеялся над страхом нашего пациента.
Хорошо, а как вы видите развитие своего дела?
Улучшаем и расширяем клинику, купили соседнее помещение, чтобы разделить два потока, взрослый и детский. Благодаря этому в детском отделении будут учтены пожелания родителей детей всех возрастов, а также деток с особенностями развития.
Кстати, дети многих звезд, включая сына и дочь Максима Галкина, знают вас как «зубную фею». У вас в клинике надевают костюмы, чтобы адаптировать детей. Вы сами это придумали?
Мы готовы переодеваться в кого угодно, лишь бы это помогло ребенку. Я чаще всего принцесса или фея, у меня в шкафу накидка и корона. Детям, которые преодолели страх и открыли рот для лечения, надеваем костюм победителя, делаем селфи. Стоматологи на все готовы! В кресло ложатся и к оборудованию детей допускают, лишь бы малышу стало комфортно и весело. Главное, не лениться. Вот сегодня, пока мы снимали в клинике, я краем глаза наблюдала, как наш доктор Юля залила весь кабинет мыльными пузырями и ребенок в этих мыльных пузырях перестал бояться, сел в кресло. Я вижу перепачканный пол и спокойного ребенка. Вот так и нужно!
Вашим детям вы сами лечите зубы?
У моих детей нет и не было кариеса. Но раз в три месяца я провожу им осмотр и делаю профилактику кариеса. Я знаю, что многие врачи не лечат своих родственников, тем более детей. Но для меня это приятно и важно делать самой. Дети гордятся мамой и уже мечтают стать врачами. Мой муж, конечно, тоже лечится у нас в клинике. Он особенный, важный пациент. Ведь его поддержка во всем самая сильная и для меня бесценная.
Сами у кого зубы лечите?
Готова сесть к любому врачу в нашей клинике, кто свободен. Я только недавно сняла брекеты, хотя мне сорок четыре года. Ровные зубы – это не только красота улыбки, но и здоровье. А возрастных ограничений для ортодонтии не существует. Раз в год я отбеливаю себе зубы и каждые шесть месяцев прохожу профилактическую гигиену.
Почему технологии не развиваются таким образом, чтобы вообще не нужно было ничего лечить?
Не исключаю, что в будущем мы начнем выращивать зубы или создадим вакцину от кариеса. Но пока проблем с зубами у людей, к сожалению, очень много. Я мечтаю о том, чтобы пациенты не боялись стоматолога и не знали проблем с зубами. Технологии нам в этом помогают. Но собственное участие в заботе о здоровье все-таки главное. Ведь доказано, что до глубокой старости можно прожить со здоровыми зубами, но только при регулярном уходе и правильном питании.
Что касается питания, я рекомендую практиковать сладкие дни, когда ребенок, а лучше вся семья, ест конфеты и пирожные. Но устраивать их не чаще одного раза в неделю. И еще раз подчеркну важность гигиены рта. Например, как бы поздно мы с детьми ни вернулись домой, даже если они уснули в машине, я их бужу и мы дружно идем чистить зубы. Конечно, за одну ночь без чистки кариес не возникнет, но придать важность этому действу необходимо. Мы же не ложимся в постель в обуви, так и чистка зубов должна стать неоспоримой привычкой.
И это все о ней
Альбина Донцова
Основатель и главный врач клиники InWhite Medical
Возраст: 44 года
Семья: «Муж Дмитрий – предприниматель. Дети – Вера, 15 лет, учится в школе, думает пойти по маминым стопам. Арина, 8 лет, успешна в бальных танцах, но тоже мечтает о стоматологии. Андрюша, 6 лет, у него в приоритете карате и футбол»
Фильмы: «Не смотрю ужасы, не смотрю ничего разрушающего»
Кухня: «Все кухни мира, например итальянская, тайская. И сама люблю готовить»
Спорт: «Не люблю, но занимаюсь, потому что иначе не выдерживает спина. После 40 поняла, что нужно «трудиться». Раньше я беляши с хлебом ела, теперь дозирую углеводы. Увлеклась современными танцами, плаваю два раза в неделю»
Путешествия: «Далекие! Аргентина, Австралия, Чили — настоящие экспедиции, причем всей семьей»
Фото: Влад Зорин