В Милане прошла Неделя дизайна – мероприятие, которое считается одним из самых важных событий в мире искусства и дизайна. В этом году свою работу представил Алекс Чиннек – британский скульптор, уже успевший стать знаменитостью в своей сфере. Его произведения метафоричны, самобытны и меняют восприятие действительности. Чего стоит перевернутая вверх тормашками электрическая вышка или кирпичный фасад, буквально сползающий со здания.
Для Milan Design Week 2019 Алекс поработал над одной из построек в Милане: «расстегивающийся» дом стал одной из самых обсуждаемых инсталляций Недели. В основу произведения скульптора легла метафора: здание открывает нам свою суть, а прошлое начинает говорить на языке неонового пространства за молнией – языке бесчисленных возможностей, которые приводят ни к чему и ко всему одновременно. Подробнее о том, как создавался сюрреалистичный дом с застежкой, Алекс рассказал Алене Долецкой, амбассадору бренда, курировавшего арт-проект. И, как и в любом разговоре с человеком искусства, без философии не обошлось.
Скульптура и ее место
Алена Долецкая: Поскольку я русская, спрошу сразу прямо.
Алекс Чиннек: Ну вот, теперь я нервничаю.
Еще бы. Если бы вам предложили перевезти эту инсталляцию в Москву, вы бы согласились?
Именно эту?
Да.
Не согласился бы.
Почему?
Потому что она создавалась для конкретного места. Все рассчитано на него: размеры, дизайн, логистика, а также время проведения события, партнерские связи и визуальные характеристики.
Да, поскольку вы взяли за основу миланскую архитектуру, со всеми этими — как их лучше назвать? — ставнями...
Да, со всем этим. Что мы тогда сделали — мы походили вокруг, в радиусе пяти минут отсюда, и поснимали здания. Каждый элемент, каждый архитектурный ингредиент в составе этого здания был найден в пяти минутах ходьбы. Понимаете, все детали, будь то камень, окна, ставни, углы, — вместе одно архитектурное лоскутное одеяло. Так что, можно сказать, здесь его место: в этой неделе, в этом моменте, в этом воспоминании. К этой концепции мы...
Возвращались вновь?
Да, именно. Но визуальная идентичность должна соответствовать месту. Или ничего не выйдет. Будет неправдоподобно.
Dream Team
Скажите мне, этот проект был скорее заказом или совместным творчеством?
Совместным творчеством.
А подробнее?
Разница есть. У художников всегда есть покровители — это необходимость, которая облегчает творчество.
Хорошие художники обычно терпеливы.
Да. Но в этом случае отношения были именно партнерские. Это был настоящий диалог, который открыл для моей работы новое направление (читайте также: «8 упражнений для тренировки творческого мышления»). Условия совершенно другие, и я немного нервничал по этому поводу.
Почему?
Ну, потому что никто не давал мне четкого ТЗ, ничего такого — это был диалог. И была свобода творчества, хотя меня и поощряли действовать в определенном ключе: например, придать работе более футуристическую и позитивную атмосферу. А это в некоторой степени шло вразрез с моей эстетикой, потому что у меня здание чаще кажется старым, видавшим виды, как будто оно всегда тут стояло. В этом проекте, как видите, тоже есть такая атмосфера, в нем многое от меня. Но при этом есть и эта огромная верхушка, которая ночью освещается, и пол…
Да, я видела, как загорается подсветка.
И это для меня очень интересно. Я нервничал из-за новой для себя территории для творчества, но мне было очень интересно ее освоить. Вернее, посетить ее.
Десять недель. Когда я услышала этот срок, я была буквально в шоке, честное слово. Реально ли вообще завершить архитектурный проект такого калибра, такого масштаба за десять недель?
Этот проект мы закончили за четыре.
За четыре недели? Все это?
Да, все целиком за четыре недели. Итак, десять недель назад мы отправились в Милан и провели две недели за обсуждением этой редкой, удивительной возможности. Потом было то окно, в котором обычно принимаются и уточняются решения. А потом все с головой нырнули в работу, и IQOS проявили себя как потрясающий партнер.
Они поддержали создание серии работ, которые я всегда хотел сделать; они позволили мне реализовать три произведения — чрезвычайно амбициозных, но они пошли на это. Они не побоялись рискнуть. Я никогда еще не работал с кем-либо, кто оказал бы мне столько доверия, это было невероятно. Мы закончили проект за четыре недели, пересекли с ним Германию на 15 грузовиках, это был тяжелый труд. Моя студия отвечала за основную концепцию и дизайн, детальный дизайн. Мы делились готовыми идеями в процессе, и в ту же ночь по ним начинали строить.
О великом, сюрреалистичном и невозможном
Как по-вашему, кто лучше — Фрэнк Гери или Заха Хадид?
Оба.
Так нечестно.
Я имею в виду, что Заха Хадид, на мой взгляд, величайшая женщина-скульптор из когда-либо живших. То есть, она такой художник, который... Мне нравится придавать всему текучесть.
Да, я заметила.
А она совершенно необъяснимым образом могла придать текучесть любым материалам. Эта чистая элегантность, амбициозность скульптур, красота... Просто потрясающий архитектор. Фрэнк Гери — это такая уверенность, свой особый характер и игривость. И невероятный сплав амбиций, эксцентричности и хорошего дизайна (читайте также: «Топ-10 антитрендов в дизайне в 2019 году»), он просто мастер. Они оба. Я не могу выбрать кого-то одного. Вы знаете, они оба... Заха Хадид была удивительной, а Гери — гений.
Алекс, в вашей работе, не только в этой, но и в этой тоже, в доме графа Кентского, есть определенные элементы сюрреализма. Это сознательное решение? Или вы просто любите сюрреализм?
Мне нравится сюрреалистическая скульптура, потому что она материальна: вы действительно искажаете мир, не просто предлагаете идею искажения, а в буквальном смысле искажаете его. Все чаще в Интернете и Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) художники выкладывают рендеры, визуализации арт-объектов, о которых мы говорили, и это замечательно.
Мы же пытаемся создать подобное в материальном мире. Тогда объект обретает физическое присутствие, мы испытываем на себе его воздействие, реальное или мнимое, но от этого не менее мощное. Мы пробиваем бреши в реальном мире. Это здорово, очень увлекательно. Человек может увидеть произведение, пробыть с ним всего 30 секунд, но это момент чуда, побега от серости быта, намек на то, что реальность пластична. Мне это всегда очень нравилось. Но для меня объект должен быть создан, быть материальным, осязаемым. Иначе это, по сути, не сюрреализм, а только намек.
Последний вопрос. У вас когда-нибудь появлялась идея, желание создать скульптуру или инсталляцию, которую вы не создавали просто потому, что это было технически невозможно?
Каждый день. Я всегда шучу, что я создаю проблемы, а инженеры их решают. Но это, по сути, правда. Мы работаем сообща. Но такие идеи приходят каждый день. В этом и смысл. Понимаете, если бы все было просто сделать, проект не был бы уникален. Поэтому я создаю испытания для реальности и людей, но всегда руководствуясь позитивной целью.
Фото: архивы пресс-служб, Instagram (запрещенная в России экстремистская организация)