Прежде чем рассказать о масштабе личности героини, немного подробностей про музей, которым она успешно и самоотверженно руководит. Музей Москвы – один из старейших в городе, ему 121 год. Открылся 1 декабря 1896 года по инициативе московской Думы и разместился в одной из Крестовских водонапорных башен на Рижской заставе. При создании у музея был один-единственный сотрудник – смотритель башни. Он же хранитель экспозиции и экскурсовод. Сейчас штат музея превышает 400 человек, он находится в ведении Департамента культуры столицы, и на его попечении – одна из крупнейших коллекций в России – более 1 миллиона артефактов – предметов, связанных с историей Москвы: живопись, графика, фотографии, карты, планы, афиши, макеты, документы, предметы быта, одежда и даже автомобили.
Но Москва – это не только история. Это и современная жизнь города, которую сейчас отражает музей. В последнее время Музей Москвы стал модным местом, куда приходят всей семьей. На самом деле у музея – долгая и непростая история, он несколько раз менял название, место, концепцию. Но с 2010 года «скитания» закончились, он получил достойную площадку в центре столицы – Провиантские склады – и успешно синтезировал свое прошлое. Сейчас Музей Москвы входит в пятерку самых посещаемых музеев московского подчинения. Здесь создается современный городской музей, и в этом плане он соперничает с подобными визитными карточками мировых столиц – Музеем Лондона, Музеем Парижа, Музеем Нью-Йорка, Музеем Берлина, Музеем Амстердама, Музеем Сингапура, Музеем Шанхая, Музеем Токио, Музеем Мехико и другими.
«Объединяем москвичей в пятом поколении с мигрантами или с людьми, которые только приехали, молодыми...»
Marie Claire: Вы получили музей 4,5 года назад. В каком состоянии он был тогда и что удалось сделать?
Алина Сапрыкина: Музей Москвы много времени и сил потратил на переезд в Провиантские склады и для города как бы потерялся. Перед нами стояла задача полного перезапуска. Моя идея заключалась в том, что сегодня, в XXI веке, о Москве надо рассказывать бодро и интересно, с привлечением молодых художников, архитекторов, дизайнеров. Мы начали создавать прогрессивный городской музей, который связывал бы современное искусство с традицией, историю с авангардом и власть с горожанами. Наши ориентиры: с одной стороны – постоянно движущаяся и развивающаяся Москва, с другой стороны – новые модели подобных музеев. Мы все, директора и кураторы, общаемся, входим в международный союз – самый молодой в мире музеев. Каждый год собираемся и обсуждаем, куда движемся и как. В 2015-м году все встретились у нас в Москве. Приезжали эксперты со всего мира. На этой конференции мы защитили перед коллегами нашу новую концепцию.
А в чем идея концепции?
Самое главное – городские музеи призваны объединять людей. Это многофункциональные площадки, и они создаются при участии самих жителей. Именно тогда они современнее остальных. А это значит, что мы должны быть динамичны. То есть вот что-то возникает, какая-то идея в городе висит в воздухе, а мы уже ее воплотили. И делается это не только с помощью выставок и экскурсий. Это и лекторий, и образовательные программы, форумы, мультимедийные проекты. Здесь начинают жить эксперименты, новые жанры, например когда выставка проходит совместно с театральным представлением. Вообще, за четыре с половиной года мы открыли кинотеатр, лекторий, детский центр, обновили городское экскурсионное бюро, добавив программу новых пешеходных и автобусных экскурсий по Москве, возродили издательскую программу, открыли кафе и сувенирный магазин. Двор музея превратился в живое пространство, где проводятся фестивали, кинопоказы, блошиные рынки, детские праздники. В течение последних лет мы улучшили работу филиалов: Музея археологии Москвы, Старого Английского двора, Усадьбы Влахернское-Кузьминки, Музея истории Лефортово. Открыли новый филиал – Центр Гиляровского. Мы также приняли участие в создании Подземного музея в парке «Зарядье» – одним словом, наши активности можно перечислять еще долго.
«Весь этот new wave, хиппи, панки, рокеры, выбритые виски, металлисты. Это скоро вернется. Но, конечно, не один в один, трансформируется»
Женщина всегда старается себя выразить: при помощи прически, макияжа, одежды. А как это можно сделать, имея целый музей?
Руководить крупной институцией в равной мере может и мужчина, и женщина. Но женский подход к делу имеет свои преимущества. Например, чувство гармонии, когда хочешь сделать мир вокруг себя лучше. Для меня это – гармонично соединить историю Москвы с Москвой нынешней и с Москвой будущей. Мы создаем комфортное, доброжелательное пространство, в котором уютно, приятно и интересно. Всем от мала до велика. Объединяем москвичей в пятом поколении с мигрантами или с людьми, которые только приехали, молодыми; не только разновозрастную аудиторию, но и разновкусовую.
То есть вы музей толерантности Москвы?
В каком-то смысле да. Это то, чего не хватает нашему городу: спокойствия, консенсуса, общих ценностей и умения людям разных взглядов находиться на одной территории без агрессии и конфликтов. Если говорить о простых примерах, то открывшаяся в декабре выставка «Старая квартира» получилась удачной. Приходят взрослые. Они приводят подростков, детей, рассказывают о том, как у них была устроена жизнь: как со временем она менялась, как менялись улицы Москвы, какие магазины были, как менялись квартиры и повседневная жизнь. Это как путешествие в машине времени. К 870-летию Москвы мы сделали выставку «История Москвы для детей и взрослых» – она и сейчас открыта. Здесь можно увидеть фрагменты первого Московского кремля, о котором мы знаем по летописям. Первые ювелирные украшения, самые редкие находки, старинные монеты, игры, одежду. Акварели Аполлинария Васнецова, который создавал образы Москвы XV, XVI, XVII веков. Также знаменитые реконструкции антрополога Герасимова – у нас представлены не только бюсты Ивана Грозного, Андрея Боголюбского, но и, например, слепок головы обычной москвички, жившей тысячу лет назад.
А на тему истории моды и красоты у вас что-нибудь есть?
В прошлом году с успехом прошла выставка «Мода и революция», организованная совместно с Александром Васильевым. Мы показали, как исторические события до, во время и после революции отразились на моде и образе жизни: там были представлены женские платья 1907–1927 годов, а также все самые интересные революционные артефакты Москвы из наших запасников – знамена, плакаты, приказы, фото, документы, кинохроника. Помимо выставок у нас проходят модные показы городской одежды, события с молодыми московскими дизайнерами.
«Мы давно хотим сделать выставку об истории женского нижнего белья. Местами оно выглядело, конечно, невероятно»
По вашим ощущениям, как часто повторяется мода? Журналы каких годов стоит полистать современным fashionista?
Для истории срок серьезного переосмысления – 50 лет. Мода повторяет себя, как мне кажется, примерно раз в 30 лет. Мы в этом году, например, делаем выставку про московские субкультуры конца ХХ века. Прежде всего про моду, музыку. Весь этот new wave, хиппи, панки, рокеры, выбритые виски, металлисты. Это скоро вернется. Но, конечно, не один в один, трансформируется. Самый модный российский дизайнер в мире сейчас – Гоша Рубчинский – это ведь тоже о моде городских окраин конца 80-х: появление спортивных клубов, парни в спортивных костюмах, со спортивными сумками. Этот образ сейчас имеет большой успех.
А в нашем женском национальном костюме когда-нибудь была линия эротичного белья?
Мы давно хотим сделать выставку об истории женского нижнего белья. Местами оно выглядело, конечно, невероятно. Это почти кунсткамера. До определенного времени все эти женские ухищрения смотрелись не особенно эротично. Но одежда всегда так или иначе есть отражение чего-то большего. Когда начались нововведения при Петре I, русские женщины стали принимать более активное участие в общественной жизни, вообще роль женщины сильно изменилась, и наряды значительно изменились – до этого наши дамы поражали иностранцев скорее своим диким макияжем: сильно накрашенные брови, яркие румяна, черненые зубы, одежда в несколько слоев. Матрешка, дымковская игрушка отчасти сохраняют в себе это наследие. Вообще сравнивать сегодняшнюю жизнь с жизнью наших предшественников очень интересно. Этим, помимо прочего, и занимается наш Музей Москвы.
Не пропустите!
«Весенний самолет» (март). Выставка художника и дизайнера Ольги Солдатовой. Лирическое высказывание о Москве, основанное на социалистической утопии и модернистском каноне красоты.
«Трагедия в углу» (март–май). Крупномасштабная выставка молодых российских художников. Проект направлен на выявление актуальных тенденций в искусстве.
«Три истории Провиантских» (апрель). Музей Москвы отдает должное своему уникальному комплексу и предлагает вспомнить его историю.
«Дом футбола» (июнь–июль). Масштабный проект к Чемпионату мира по футболу.
Также в 2018 году в музее пройдут как минимум два фестиваля – «Комиссия» (Московский фестиваль комиксов) и «Типомания» (крупнейший форум графических дизайнеров, работающих с городской средой).
Подробная программа событий Музея Москвы – на сайте
И это все о ней
Алина Сапрыкина
Семейное положение: замужем, трое детей
Образование: философский факультет и аспирантура МГУ им. М. В. Ломоносова
Карьера: участвовала в создании и развитии первого в Москве арт-кластера Artplay, в открытии и проектах Центра современной культуры «Гараж», организовала более 100 выставок и масштабных культурных событий. Лауреат премии «Кариатида» в области менеджмента культуры (2012 г.). Лауреат премии «Сделано в России» в номинации «Музейное дело» (2014 г.). Награждена медалью «Шувалов» Российской Академии художеств (2014 г.). Номинант в номинации «Музей года» премии The Art Newspaper Russia (2016 г.).
Награждена Почетной грамотой Московской городской Думы «За заслуги перед городским сообществом» (2017 г.)
Духи: ароматы Penhaligon’s
Любимая марка одежды: Jil Sander
Автомобиль: Mercedes
Любимый автор: Чехов
Фото: Юля Майорова