В последние годы только ленивый не написал о выходе из зоны комфорта как двигателе карьерного роста. А тем временем правила игры изменились. Недавно были опубликованы результаты расследования смерти японской журналистки Мивы Садо, которая в 2013 году освещала выборы в Столичную ассамблею Токио и Палату советников. Расследование показало, что здоровая молодая женщина умерла от усталости, отработав за месяц в режиме нон-стоп на 159 часов больше, чем это физически возможно. И дело тут не в фантастической работоспособности, которая даже у японцев имеет пределы. Дело в отношении к работе в целом. Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза и представьте себе идеального предпринимателя. Кого вы видите? Невротика с Уолл-Стрит в безупречно скроенном костюме, живущего как в последний раз, или умницу Марка Цукерберга? Это две разных картинки и два принципиально разных алгоритма успеха.
Я надеюсь, что второй однажды победит и формулировка «я вкалываю, как проклятая» перестанет быть предметом личной гордости. Так, согласно исследованию компании Deloitte 2016 года, 71 % миллениалов Великобритании планируют в ближайшие пять лет сменить место работы на, может, менее прибыльное, но дающее чувство глубокого внутреннего удовлетворения. Вообще-то, хорошее чувство. Деньги, статус, офис в центре, просторный кабинет с антикварной мебелью, личный секретарь и отдых на Сейшелах больше не являются предметом мечты. Сегодня профессиональный успех — это причастность к социально значимому делу, прогрессивная команда и грамотно организованный бизнес-процесс. Посмотрим, что может в этом помочь.
Элементарная конфликтология
Конфронтация между отдельными сотрудниками или даже целыми отделами — дело житейское. Но это последнее, что приходит в голову, когда вялотекущее противостояние переходит в открытый конфликт. Что делать, если бухгалтерия вот-вот поднимет на копья IT-отдел? Глубоко дышать и оставаться спокойным. Серьезно. «Когда нас атакуют — физически или вербально, — в игру вступает наше миндалевидное тело (часть мозга, обрабатывающая эмоции), запуская врожденную реакцию «драться или бежать», — говорит Пол Рэндолф, автор книги «Психология конфликта». Поэтому, если вы начинаете терять выдержку, не спорьте с лимбической системой и дайте ей передышку. Если же закипает другая сторона, дайте выпустить пар ей.
Есть и еще советы.
Не переходите на личности. «Любая критика в наш адрес воспринимается нами как атака», — продолжает Пол. Плюс к этому, как утверждают итальянские нейропсихологи, социальная боль — чувство унижения, отверженности и та же критика — воспринимается мозгом как реальная физическая боль. Поэтому на слово «неправильно» в момент конфликта следует наложить табу. «Произнося „Ты думаешь неправильно“, вы подрываете самоуважение коллеги, — говорит Джек Майзел, CEO Института управления торговлей. — Дальше конфликт разгорается уже из-за того, что вы подорвали чье-то самоуважение. Очень важно понять позицию собеседника и продолжить диалог фразой вроде „Я понимаю, почему вы так думаете, но давайте представим, что, возможно, дело обстоит по-другому“».
Использование «волшебных слов» поможет снизить градус конфликта
Не держите в себе. Бывает, что-то вызывает недовольство, но это что-то обсуждать между интеллигентными людьми не принято. А поскольку интеллигентные люди — тоже люди, их недовольство не преобразуется в розы и лилии, а продолжает нарастать. В конце концов разражается скандал, но совсем на другой почве, что не решает проблему, а еще сильнее все запутывает. Вывод: не надо быть хорошим. Надо быть умным и прямолинейным. «Люди, которые ходят вокруг да около истинной причины конфликта, думая, что помогают кому-то сохранить лицо, на самом деле никому не помогают. Лучше сразу сказать, что вы думаете — мягко, но четко», — советует Мелисса Даль, автор книги «Цена неловкости в хорошо скроенном мире».
Скажите это своей маме. Исследования подтверждают, что мы более агрессивны в переписке, чем в прямом диалоге. Монитор снимает тормоза. Мы не можем видеть, что обидели человека, поэтому не ищем корректные формулировки. И еще одно наблюдение — от исследователей из университета Массачусетса: чем дальше мы находимся от того, с кем конфликтуем (в физическом и психологическом смысле), тем более склонны лгать. В частности, в Сети люди лгут в пять раз чаще, чем в реальной жизни.
Вспомните волшебные слова. Собственные аргументы лучше представить мягким уверенным тоном. «Спокойный голос приятней на слух, — говорит Тони Куцумбас, основатель клуба дискуссий. — И кроме того, если вы будете кричать или хамить, вас станут критиковать за манеру выражаться, а не за смысл сказанного». Использование «волшебных слов» — «команда», «обсуждение», «попытаться» поможет снизить градус конфликта.
Сервис принятия решений
Один из самых изматывающих моментов в работе управленца — принятие решений. Чем выше пост, тем больше решений и тем сильнее желание отфильтровать все моменты, где можно не решать. Об актуальности проблемы говорит сумасшедший успех книги профессора Принстонского университета Даниэля Канемана «Думай медленно… решай быстро». Между прочим, в 2002 году Канеман за труд на тему «Применение психологической методики в экономической науке, в особенности при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределенности» получил Нобелевскую премию. Главная мысль бестселлера: человеческий разум ни разу не идеален, и хотя за принятие решений отвечают целых две системы, обе халтурят и норовят переложить ответственность за последствия друг на друга. Это если совсем коротко. Поэтому если вам все же нужно что-то решить, а не разобраться, почему решение будет априори неверным, воспользуйтесь «квадратом Декарта» — наглядным методом принятия решений. Итак, делим лист бумаги на четыре части. В верхнем левом углу пишем ответы на вопрос «Что будет, если это произойдет?». В верхнем правом — «Что будет, если это не произойдет?». В нижнем левом «Чего не будет, если это произойдет?». В нижнем правом «Чего не будет, если это не произойдет?». Заполнив все поля, вы рассмотрите вопрос с разных сторон, и принятое решение будет объективным. Лень рисовать — воспользуйтесь
Метод помидора
Для борьбы с прокрастинацией итальянский программист Франческо Чирилло еще в 1980-х придумал технику тайм-менеджмента под названием «Метод помидора» — по форме кулинарного будильника, который он использовал, чтобы отмерять время для отдыха и для работы. Принцип прост: вы работаете, не отвлекаясь, в течение 25 минут, потом делаете пятиминутный перерыв, и так четыре раза. Затем отдыхаете от 15 минут до получаса. Есть более современная практика, когда «помидор» организует и синхронизирует работу виртуального коворкинга. К группе может присоединиться любой желающий со своей собственной задачей. Главное, чтобы все работали в одном ритме (и душевном порыве!). А в перерывах можно знакомиться и хвастаться достижениями.
Удовольствие от процесса
Пока весь мир соревнуется в изобретении мотиваторов, японцы пользуются старым проверенным икигай, которое придумали еще в XIV веке. Понятие означает «жизнь со смыслом» и дает человеку цель и силы двигаться дальше. Следуя этой концепции, миллионы японцев вскакивают с футона в понедельник утром с радостью. Чтобы последовать их примеру, нужно придумать приятный утренний ритуал, во время которого мозг будет выделять дофамин, закрепляя связку «действие — награда». Хорошее начало хорошего дня имеет продолжение. Икигай предписывает японцам не полагаться на автопилот, но осознавать, чем именно они заняты в каждый конкретный момент и что именно в этом занятии им доставляет удовольствие. Если удовольствия маловато, обратитесь к кодавари. Это внимание к деталям, те самые высокие стандарты, которые делают японцев японцами и заставляют весь мир ими восхищаться. Удовольствие от процесса, любовь к рутине и смирение гордыни в совокупности дают хороший результат. И это тоже икигай.
Ароматерапия к деньгам
Мало кто знает, что с помощью ароматов можно влиять не только на здоровье и настроение, но и продвигать бизнес. Искусственные ароматизаторы, которые с подачи маркетологов массово распыляют в супермаркетах, — не в счет. Они, как и «Времена года» Вивальди, ничего, кроме раздражения у покупателей, не вызывают. Натуральные эфирные масла — другое дело. «С помощью ароматических масел, собранных в определенные комбинации, можно добиться фантастических результатов. Но я не хочу ставить изготовление ароматических смесей на поток. Все-таки это сильный козырь, и я чувствую ответственность», — рассказывает автор семинара «Ароматерапия — секретное оружие в бизнесе», доктор-ароматерапевт Рани Аль-Анати. Правила известны: доктор должен знать всё. Если продажа, то продажа чего — ювелирных украшений, автомобилей, недвижимости? На чьей территории будет встреча? В какое время дня?
Сделайте три вдоха ароматической смеси «для себя», и вы будете королем переговоров
Когда задача поставлена, Рани приступает к работе: «В случае продажи дорогого автомобиля я включу в смесь эфирное масло апельсина — оно повышает аппетит; условно говоря, у клиента при виде машины начнется слюноотделение, как будто это его любимое блюдо. Это первая нота. Потом нужно взять эфирное масло розы. Это дорогое масло для очень дорогих товаров из luxury-сегмента. Еще обязательно эфирное масло иланг-иланга. Оно действует как алкоголь, блокируя аналитические способности, и идеально подходит, например, для выдачи кредитов». Такой смесью можно ароматизировать каталог, переговорную или кончики своих пальцев — совсем слегка. Ведь дело не только в аромате. Эфирные масла содержат гормоноподобные вещества, которые стимулируют разные процессы в организме. За аромат может отвечать только одна молекула из 200–250 в составе масла. Соответственно, даже если у человека по каким-то причинам отсутствует обоняние или оно притуплено, как это случается у курильщиков, он все равно будет ваш. Просто эффекта придется ждать чуть дольше.
И не забудьте о себе. Достаточно за 10–15 минут до встречи сделать три вдоха ароматической смеси «для себя», которая стимулирует мозговую деятельность, и вы будете королем переговоров. «Лучше всего для этого подходит эфирное масло розмарина. Но тут нужно учитывать множество факторов, включая возраст, пол, артериальное давление. Потому что масло того же розмарина бывает трех хемотипов — камфорно-борнеольного, вербенонного и цинеольного. Каждый — для своего случая», — предупреждает Рани. При неправильном применении можно получить результат, обратный ожидаемому.
Пространство для успеха
Современный комфорт в условиях офиса — это то, что создает условия для работы. Причем не только в отдельно взятом кабинете руководителя, как это часто бывает, а на всем офисном пространстве. Посмотрите, кто среди лауреатов премии Best Office Awards в Москве за прошлые годы? Офис Avito, офисы компаний Microsoft и Re: sources, трехэтажный офис Сбербанка и архитектурного бюро Kleinewelt Architekten. В каждом проекте современные технологии и инновационные материалы, но главное — повсеместный open space, который улучшает коммуникацию между подразделениями компании. Получаются такие лагеря труда и отдыха для взрослых единомышленников, в которых есть место кафетериям, спортивным площадкам, индивидуальной проектировке каждого рабочего места и умной эргономичной мебели вроде регулирующихся дизайнерских столов Tabula Sense со встроенной электроникой — от беспроводной зарядки Qi и индукционного подогрева напитков до Bluetooth-спикер-системы.
Фото: Getty Images, кадры из фильмов