Построить успешный бизнес – задача не из легких, так что неудивительно, что многие предприниматели предпочитают делать это с компаньоном. Другой вопрос – кому именно выпадет честь разделить с вами вложения, издержки, проблемы с поставщиками или с клиентами и, наконец, заслуженную прибыль. Без сомнения, это должен быть человек, кому вы можете доверять, кого знаете, как саму себя, с кем вы сможете обсуждать все открыто и без обиняков. И вот, в очередной раз поймав себя на этой мысли, вы прокручиваете свою ленту в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), и вдруг вас осеняет – вот же он, тот самый человек, с кем не страшно выйти на рынок и вдвойне приятно разделить прибыль. Она искренне улыбается вам с вашего совместного селфи, и у вас уже не остается сомнений: если и строить бизнес, то только с лучшей подругой.
Или же, возможно, все было не так, ведь в 9 случаях из 10 идея работать вместе возникает у друзей во время совместных посиделок, когда одна из вас вдруг неожиданно произносит фразу: «О, это прекрасный стартап». Так это или нет, но в любом случае все, что у вас есть на данном этапе – это идея, туманный бизнес-план (а, может, и его нет), энтузиазм и вы вдвоем.
Остается только один вопрос: решаться или нет?
Вместе с нашим экспертом, креативным директором агентства Ampersand.FM Талли Кельми, которая также запускала бизнес с лучшей подругой, разбираемся, стоит ли мешать дружбу с бизнесом и как сделать так, чтобы совместная прибыль только укрепляла ваши отношения.
Тренд или авантюра
Если вы действительно загорелись идеей запустить стартап вместе с подругой, то статистика не на вашей стороне: согласно одному из исследований, проведенных в Гарвардской школе бизнеса среди молодых бизнес-проектов в сфере технологий, наиболее нестабильными оказались те, которыми руководили лучшие друзья. В то же время, предприятия, основанные между незнакомцами, «выстреливали» куда лучше. Добавим к этой статистике еще то, что, по оценкам, около 90% стартапов закрываются в первый же год, и получим совсем грустную картину.
Впрочем, статистика и советы авторитетов вроде рокфеллерского «дружба, основанная на бизнесе, лучше, чем бизнес, основанный на дружбе» тоже разочаровывает немногих. Более того, исходя из данных, которые Талли получает в своей компании, «партнерские и одновременно дружеские отношения – это очевидный тренд».
«По сути, дружба и совместная работа – это две формы одного и того же партнерства, которое строится на взаимном уважении», – продолжает эксперт. К тому же, если человек уже одержим подобной идеей, ему проще оглядываться на позитивные примеры типа Стива Возняка и Стива Джобса (Apple Computer), Билла Гейтса и Пола Аллена (Microsoft) или же Ларри Пейджа и Сергея Брина (Google).
Успех вышеназванных предприятий действительно поражает и не может не наталкивать на мысль, что во многом здесь помогли именно дружеские отношения между их сооснователями. Эти выводы, собственно, не лишены смысла, ведь многие специалисты сегодня выделяют сразу несколько преимуществ дружеского бизнеса.
Доверие. Вы прошли с ней огонь и воду, а все те кризисы, которые и были в ваших отношениях, уже давно позади. С тех пор вы изучили каждого таракана в ее голове, а она прекрасно знает, что для вас важно, что вас может расстроить и на что вы никогда в жизни не пойдете. «И дружеские, и рабочие отношения подразумевают открытость с обеих сторон, – убеждена Талли, – Это значит, что, если кто-то от кого-то что-то скрывает, то потом это все равно «всплывает» и неизбежно рушит отношения». Подразумевается, что если вы дружите с человеком уже десять лет (а то и больше), то вы прекрасно осведомлены о том, как она поступит в той или иной ситуации. В отличие от незнакомца, конкретно в ней вы всегда можете быть уверены.
Эмоциональная поддержка. Некоторые предприниматели неслучайно сравнивают ведение бизнеса с американскими горками, ведь работа над собственным детищем всегда подразумевает, что вы будете переживать за каждую свою неудачу и радоваться любому успеху на пределе своих эмоциональных возможностей (читайте также: «Анти-стресс: три правила принятия эффективных бизнес-решений»). В такие моменты важно, чтобы рядом был тот, кто смог бы адекватно отнестись к вашим чувствам – без лишнего осуждения и обвинения в профнепригодности.
Естественное распределение ролей. Если вы дружили еще в школе, вы наверняка знаете, что вы, к примеру, – более общительная (а, значит, можете иметь дело с клиентами), а ваша подруга – более усидчивая (значит, может вести документацию). Доскональное понимание характеров друг друга экономит вам время: ведь начни вы бизнес с незнакомцем, вам бы еще долго пришлось понимать, кто в чем хорош на самом деле.
Одинаковые ценности. Как правило, здоровые дружеские отношения возникают между людьми, которые разделяют одинаковые цели в жизни, устремления и ориентиры. В этом смысле вы, разумеется, можете спорить о мелочах, но главное, чтобы вы были едины в «основном».
Откровенность. Детские ссоры по пустякам научили вас многому: отныне вы знаете, какие слова подбирать, чтобы не обидеть друг друга и в то же время быть максимально искренними. Да и размолвки вас не пугают – все равно вы обязательно помиритесь.
Что вас может остановить
С другой стороны, то, что сначала может показаться плюсом, в какой-то момент может совершенно внезапно сменить свою полярность. И, возможно, именно на пунктах «против» стоит заострить особое внимание. Хорошо проанализируйте характер своей подруги. Вы уверены, что в один день не выйдет так, как описывается ниже?
Лимит поддержки может быть превышен. Вы привыкли совершенно бескорыстно обращаться друг к другу за поддержкой, но когда на кону стоит общая прибыль, вынесение на первый план личных кризисов может сыграть с вашим бизнесом злую шутку. Вообразите на секунду, что у вас или у вашей подруги случится несчастье или внезапно всплывут проблемы в браке – вы можете гарантировать, что вы будете работать так же, как и раньше, а не устраивать друг другу психологические консультации?
Возможна борьба за власть. Особенно если сразу не условиться на том, кто какую должность будет занимать. Дружба не терпит никакой двусмысленности. Если вы всю жизнь привыкли общаться на равных, а вдруг внезапно сталкиваетесь с тем, что одна раздает поручения другой – это может стать весьма серьезным источником обоюдного раздражения.
Сужение кругозора. Долгая и крепкая дружба неизменно предполагает, что у вас уже сформирован общий круг знакомых, и вы весьма ограничены в связях. В этом смысле, куда полезнее будет пригласить человека со стороны – со своим уникальным опытом, контактами и привычками вести дела. Они необязательно должны быть полностью противоположны вашим, и все же всегда полезно расширять свой кругозор, дабы не обеспечить компании стагнацию на ее начальном этапе развития. А с лучшей подругой это не всегда возможно (читайте также: «Вирусы корпорации: почему успешному бизнесу нужны смутьяны»).
Иллюзорность границ. По статистике, предприниматели работают в полтора раза больше наемных работников, а это значит, что, запустив бизнес с подругой, вы будете видеться с ней гораздо чаще. Не исключено, что половина вашего рабочего дня с непривычки будет потеряна в праздных девичьих разговорах, тогда как на самом деле вы должны работать еще усерднее, чем обычно.
Где одна подруга, там и другая. Это одна из самых распространенных ошибок в дружеском бизнесе – когда вы в упоении от того, как ловко у вас вдвоем получается руководить бизнесом, приглашаете в долю еще одну любимую подружку, которая вроде как тоже что-то умеет делать. Будьте аккуратны: даже самый близкий человек должен пройти детальную проверку на профпригодность, прежде чем вы просто так отдадите ему 33%.
Что делать? 6 главных правил
Подруга-соучредитель может стать вашим лучшим бизнес-приобретением только в тех случаях, когда аргументы «за» с разгромным счетом побеждают доводы «против». Будьте откровенны сами с собой: если есть хоть малейшая деталь, которая вас смущает – наймите профессионала со стороны, ведь с ним будет гораздо легче затем попрощаться. А уж если вы окончательно решили пригласить подругу в свой стартап, то не забывайте о нескольких элементарных правилах.
#1. Попробуйте поработать друг с другом в тестовом режиме в качестве коллег. «С друзьями работать не просто, а с коллегами – сложно не дружить», – уверена Талли Кельми. О том же, к слову, говорят и исследования: та же Гарвардская школа бизнеса настаивает на том, что лучшие стартапы принадлежат именно бывшим коллегам, а не просто друзьям.
#2. Обговорите все «на берегу». Кто чем будет заниматься, у кого какая доля, если нужно – то еще и рабочий график каждой. И обязательно составьте договор: у каждой из вас должны быть гарантии, что в случае чего, вы сможете указать на тот или иной пункт в соглашении.
#3. Сразу же признайтесь в своих слабостях. «Есть одна индийская мудрость, которая поможет расставить все на свои места: «Хочешь узнать человека – задень его», – советует Талли Кельми, – Ведь именно в уязвленном состоянии человек раскрывает свою истинную сущность, после чего станет понятно: готовы ли вы с ним дружить или работать. Надеюсь, что, конечно, таких проверок вам делать не придется, но бывают случаи, когда это единственный и самый действенный метод, чтобы уберечь друг друга от ошибок и расстройств».
#4. Продумайте «пути отступления». Как бы сильно вы ни дружили, ни в коем случае нельзя игнорировать этот пункт. В жизни может случиться всякое, и если вы заранее не определитесь, на каких условиях каждая из вас может выйти из бизнеса, вы рискуете не только потерять деньги, но и перестать, ко всему прочему, разговаривать. Проект выхода должен быть не только проговорен, но и – в идеале – прописан в договоре.
#5. Заведите отдельный банковский счет. Фразы из разряда «клиент переведет мне на карту, а я потом переведу тебе на телефон» забудьте навсегда. Финансы компании ни при каких обстоятельствах не могут пересекаться с вашими личными сбережениями, а бухгалтерия должна быть максимально прозрачна.
#6. Все обговаривайте. «Диалог – это основа любых здоровых отношений, – подчеркивает эксперт, – женщины в принципе склонны все копить, а потом взрываться, так что нужно больше работать над собой. Нам сложнее, мы эмоциональнее. Нужно научиться, не обижая, говорить правду и не лениться приложить усилия, чтобы спокойно все объяснять. Ведь то, что очевидно вам не всегда очевидно другому человеку».
Об эксперте:
Талли Кельми – управляющий партнер и креативный директор агентства визуальных коммуникаций Ampersand.FM.
Фото: Getty Images