«Чтоб тебе жить в интересное время!» — когда-то это считалось страшным проклятием, но позже люди перестали понимать, что же ужасного скрыто в этой фразе. Сейчас, когда мы все живем в это интересное, но кризисное время, очевидно — скучные времена лучше. Юлия Корчагина-Озджан, ментор по личному бренду и эксперт по продажам, рассказывает, какие шаги предпринять, чтобы в кризисные времена не только не потерять свое дело, но и вырасти.
Не снижайте цены
В кризис многим хочется помогать людям. Это хорошее начинание, однако есть одно но. Не совершайте огромной ошибки: не нужно снижать цены на ваши основные товары или услуги. Так вы будете играть против себя и ускоренно двигаться к выгоранию. Ваш бизнес приносит вам доход, и чтобы были силы и ресурсы работать дальше, вам нужны в том числе и финансы. Дайте людям то, что поможет или принесет миру пользу в непростое время. И это должен быть не основной продукт, а отдельная опция. Например, ограниченный тираж товаров по специальным ценам, а не скидка на постоянную линейку.
Чтобы помочь, придумайте специальное антикризисное предложение. Можно запустить небольшой продукт или курс. Или берите пример с моей клиентки Софии Арийчук, дизайнера одежды и основательницы бренда Sofi Rich. Она активно помогает нуждающимся людям, не оставляя при этом основной работы. Цены на основную линейку Софии остались неизменными, и благодаря этому она может делать отчисления в фонды и закупать товары первой необходимости для людей, оказавшихся в сложной ситуации.
Поддержите свою аудиторию
Сейчас крайне важно не выпадать из общения со своими клиентами. Старайтесь не молчать, не нужно брать паузу. Людям нужны поддержка и понимание, им не хватает тепла и хороших новостей.
Станьте опорой. Покажите, насколько вы спокойны и стабильны — даже если вам самим непросто, вы стоите. Вы лидер мнений, даже если вас читает всего пара сотен человек — так будьте сильным и спокойным лидером. Для этого, скорее всего, придется подкорректировать свою подачу. Не стоит сейчас делать вид, что ничего не случилось, и вы живете как обычно — это, наоборот, раздражает. Признайте: да, сейчас так происходит, это тяжело, но у меня есть способ это пережить. Я совершаю действия, которые помогают мне оставаться в порядке и поддерживать людей, с которыми я работаю. Я могу помочь и вам тоже (читайте также: Кризис: как использовать его в своих целях).
Покажите свою пользу
Кризис — то время, когда нужно громко заявлять, какую пользу вы несете в этот мир. Начните объяснять, что именно можете дать людям. Скорее всего, сейчас вам придется пересмотреть свою миссию, поменять фокус и подачу материалов, перестроить коммуникацию. Сделайте это. Посмотрите, как ваш продукт поможет людям оставаться спокойными или получить какую-то стабильность, и транслируйте эту информацию. Например, я сейчас чаще рассказываю клиентам и в целом своей аудитории о том непростом опыте, который получила, живя в России в 90-е годы, проходя через многочисленные кризисы и неоднократные потери бизнеса. Это мой личный опыт, который я пережила и в итоге не просто встала на ноги, но и стала очень успешной. Такой сторителлинг успокаивает.
У многих людей сейчас рушатся планы, они в растерянности и не понимают, куда идти и что делать дальше. И если ваш бизнес в состоянии им помочь — расскажите об этом.
Объединяйте людей
Кризис — то время, когда отлично работает нетворкинг. Людям нужна поддержка, и вы можете помочь им сплотиться. Предложите клиентам собраться и пообщаться, предложите им позвать друзей. Например, можно запустить сертификаты для друзей или реферальную программу — скидка для тех, кто пришел от ваших постоянных клиентов. Это поможет вам привлечь новых клиентов и одновременно быть на слуху.
Про своих клиентов, причем и бывших, тоже не стоит забывать. Можно запустить для них какую-нибудь услугу: тренинг, медитацию, игру. Что-то, что поможет в трудные времена, поддержит, принесет положительные эмоции. Сейчас время объединяться. Бизнес, который сможет сплотить людей, вырастет в разы.
Объединяйтесь с другими бизнесами
В нестабильные времена стоит забыть о конкуренции, хотя многие бизнесмены и в спокойное время не воспринимают конкурентов как угрозу. Но сейчас все должны сплотиться и работать на общее благо.
Посмотрите, с кем можно устроить коллаборацию и обменяться аудиторией. Все читают комментарии инвесторов, юристов или психологов? Подумайте, как можете с ними посотрудничать, не забывайте, как важно транслировать именно свою пользу. Без воды, четко, с практическими советами.
Заряжайте «батарейку»
Когда в мире нестабильная ситуация и кризис, очень важно регулярно устраивать себе отдых. Например, я даю себе такое задание: раз в неделю, в воскресенье, отключаю телефон и все средства связи с внешним миром и занимаюсь другими делами. Можно прогуляться в парке, сходить в музеи или на танцы, прочитать книгу — сделать то, что помогает отдохнуть и наполниться силами (читайте также: 10 книг о красоте и здоровье, которые нужны каждой женщине).
Это нужно для того, чтобы у вас были силы в остальные дни жить и вести бизнес. Даже если сейчас вам кажется, что ресурс есть, помните, что он конечен, и его надо пополнять. Поэтому раз в неделю обязательно отключайтесь от новостей, соцсетей и созвонов по работе, и подзаряжайте свою батарейку.
И не забывайте прорабатывать собственные страхи и сомнения. Сейчас нам всем очень нужна психотерапия, поэтому найдите хорошего психолога и регулярно с ним работайте. Это пойдет на пользу и лично вам, и вашему бизнесу. И помните, это обязательно закончится. Интересные времена не длятся вечно.
Об эксперте:
Ментор по личному бренду и эксперт по продажам.
Фото: Adobe Stock