Лет в шесть я хотела стать воспитателем или нянечкой, но когда появились первые мобильные телефоны, а затем дома – компьютер, вопрос был решен кардинально. Я пыталась выяснить, что это за зверь такой – ЭВМ, разбирала и собирала его. Случалось, что-то ломала, но папа поощрял мой интерес. Он привозил домой журналы «Хакер», которые сам читал, и я их периодически листала, хотя вначале ничего в них не понимала, кроме предлогов.
Когда появилась ICQ (помните такое? I seek you – «я ищу тебя» – служба мгновенного обмена сообщениями), мне было 14 лет. В XIX веке для признаний в любви отправляли записочки, а в моей юности с этой целью использовали ICQ. Все девочки вокруг встречались с мальчиками и получали электронные послания, а мой чат «лежал», я чувствовала себя «ботаником», «серым носком», который никому не интересен. И вот однажды я прочитала в журнале «Хакер», что можно взломать ICQ, получить доступ к чужой переписке, и подумала: «Ну, раз я, видимо, некрасивая, никому не интересна, то хотя бы узнаю, что они там друг другу пишут». Потратила четыре месяца на то, чтобы скачать нужные программы, разобраться, как программировать в командной строке, как дизассемблировать программу, как ее потом расшифровать. Долго ничего не получалось, но в итоге я все-таки смогла перехватить трафик от мальчика, который мне нравился, к девочке, за которой он ухаживал, и по определенным IT в ICQ расшифровать и прочитать их переписку. Когда я ее прочитала, интерес к содержанию мгновенно пропал, но возникло желание научиться программировать. Таков был мой первый шаг.
Я рада, что тогда взломала ICQ, и мне не стыдно об этом рассказать. В тот момент я обрела уверенность в себе, поскольку поняла, что обладаю необычной способностью, «тайным оружием».
Но у меня появилась мечта – направить энергию в «экологичное» русло, стать антихакером.
В IТ-мире нет программ, которые нельзя взломать. Вопрос в том, как ты относишься к этике ситуации (любому программисту сначала интересно взломать программу, чтобы потом понять, как защитить ее от взлома). У меня не возникло желания читать все остальное. Азарт включился как раз в другом направлении. Все-таки мне ближе была мысль создавать программы для защиты мира от других хакеров.
Мне было 23 года, когда коллега и друг Дмитрий рассказал о «Кодабре», поделился идеей обучать детей программированию через создание компьютерных игр. Я подумала, что это очень здорово. Друзья, у которых были дети-школьники, помогли нам договориться с классным руководителем в одной из школ, и я провела там первое занятие сама, без Димы. Даже не помню, как пролетели 45 минут, потому что чувствовала кураж. В классе было 30 человек. Я чувствовала уверенность, не возникло ощущения, что делаю что-то не так. Я получила массу удовольствия и поняла: это лучшее, что произошло со мной за последние годы, – вот оно! – мое детское желание учить соединилось с программированием.
Мы начинали как волонтерское движение, и название пошло оттуда – сокращение от «Код добра». К тому же мы подумали, что слово «Кодабра» (дети кодабрят) связано с волшебством. Шестилетние дети сами создают свою компьютерную игру – разве это не волшебство? Дети в возрасте от первоклашек и до 17 лет обучаются в наших школах от полугода до двух-трех лет, а затем создают свои проекты и зарабатывают деньги. Сегодня «Кодабра» – это полноценный и перспективный бизнес, за время существования которого, то есть с 2014 года, свои проекты создали и презентовали порядка 40 тысяч детей.
Мы работаем в трех городах – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, предлагаем курсы в 35 офисах. Есть еще восемь франшиз, сейчас мы активно развиваем франшизу. Кроме того, организуем лагеря для детей из Италии, Швейцарии, Австрии, Латвии. Трехчасовые занятия проходят по выходным.
Миссия нашей компании – дать детям и подросткам уникальный опыт в IT, чтобы они чувствовали себя уверенно и свободно в диджитал-мире.
Чему мы обучаем? Учим программировать в Minecraft и Roblox, анимировать персонажей, создавать игры и видеоролики, разрабатывать приложения и нейронные сети. Наша сильная сторона – это обучение, которое проходит прямо в офисах крупных IT-компаний (например, в офисах Mail.ru, OZON, MegaFon), в свободной атмосфере, с использованием профессиональных инструментов и с преподавателем, который, по сути, не учитель, а тимлид (человек, который в IT-сфере управляет командой разработчиков). Почему я говорю о свободе и уверенности? Потому что дети, имеющие IT-образование, вырастают свободными. Они смогут менять страну, профессию, сферу деятельности, поскольку обладают базовыми навыками – такой основой, которой в моем детстве, например, был английский язык. Эти знания позволяют не чувствовать границ.
Вообще, я не люблю участвовать в конкурсах, но когда узнала о премии Veuve Clicquot Business Woman Award и прочитала историю ее основательницы, изменила свое решение. Меня зацепила ситуация Барб Клико – она продолжила и приумножила бизнес покойного мужа. «Кодабру», как я уже говорила, мы начинали с моим другом Дмитрием. У Дмитрия была идея – вовлекать детей в программирование через создание компьютерных игр, но он не понимал, как ее монетизировать. Не понимал, в чем именно здесь заключается бизнес. А через некоторое время его, к сожалению, не стало. Буду честна: я продолжила развивать «Кодабру» как бизнес в первую очередь не потому, что очень хотела быть предпринимателем. Скорее, именно наше дело было для меня очень ценно. Это как будто наш общий ребенок. Лишь через некоторое время я поняла, что заниматься бизнесом мне действительно интересно.
Именно поэтому история вдовы Клико нашла во мне искренний отклик. Я подумала: «Пожалуй, премия с ее именем может стать первой премией, за которую я поборюсь. Пусть это будет один из шагов на пути к обретению моей уверенности».
Важно понимать, что IT сегодня не имеет гендерных ограничений. «Кодабра» открыта для всех, каждый ребенок способен создать цифровой проект.
Я говорю об этом, потому что сама прошла через путь стереотипов. В 15 лет я жила в военном городке. Мои родители – военнослужащие, они никогда не занимались предпринимательством. В какой-то момент мне стало некомфортно в городке на 40 домов, хотелось делать что-то, и я поступила сначала в технический колледж, затем – в университет. Однако я считала, что девочка не может добиться успехов в IT-сфере (на курсе в университете было по две девочки на 30 мальчиков). Некоторые преподаватели открыто говорили: «Вряд ли у тебя что-то получится». Послушайте, я закончила 9 классов школы на отлично, колледж и институт – с красным дипломом, но во мне укоренилась неуверенность. С математикой я всегда была на «ты». С третьего класса ходила на занятия по комбинаторике, теории вероятности. Я решала гораздо больше задач, чем мальчики. Это постоянный вызов для мозга. Возможно, именно этот вызов заставил меня усердно работать в IT и в итоге обрести уверенность.
Недавно услышала такую фразу: «Каков масштаб основателя бизнеса, таков и масштаб его бизнеса». Мне это очень близко. Моя задача – сделать «Кодабру» глобальной компанией, чтобы в сфере цифрового обучения детей она заняла такое же место, как Google в среде IT. Случается, находясь в офисе, я забываю о том, зачем я работаю. Прихожу на занятие, общаюсь с детьми, беру у них лайф-интервью без микрофона, слышу, о чем они говорят, что им дает «Кодабра», какие у них цели и мечты. И это, пожалуй, мой самый главный стимул.
Дети увлекаются. Почему? Потому что речь идет об их жизни. На уроке математики рассказывают, как сложить 2 и 3. А что для них значит «2 + 3»? Ничего. Они решают задачки, которые не связаны с их жизнью. А в школе программирования мы говорим с ними об их собственном опыте. Это интересная игра. Все вовлечены. И у нас нет двоек, пятерок – никаких оценок.
Смотрите, у всех детей фантазия – невероятная, креативность, тяга к творчеству, поэтому с трех лет они рисуют везде, где только можно. К сожалению, креативность со временем «убивается». Когда дети начинают играть в компьютерную игру, в них тоже проявляется творческое начало: «Я бы хотел, чтобы у меня в игре был другой персонаж!», «А я бы хотел, чтобы мои герои взаимодействовали по-другому, чтобы здесь был не меч, а пушка. Костюм тоже должен быть другой», «А я мог бы сам придумать лучше!». Такие мысли возникают у ребенка всякий раз. Даже когда дети начинают что-то мастерить из кубиков LEGO, они рождают идеи.
В целом все дети, в основном – парни, приходят к нам с запросом: «Хочу сделать свою войнушку!» И вот они делают первую, вторую, третью игру, а потом переключаются и вдруг выдают: «Хочу сделать свое приложение для инвалидов».
Создав несколько «войнушек», дети непременно начинают думать о чем-то полезном – о своем сайте, о своем деле.
Безусловно, одного желания мало. Ребенку нужен наставник – преподаватель, тимлид, который сначала может уменьшать ожидания: «Давай попробуем первую операцию, потом – вторую, потом – третью», чтобы детская мотивация сохранялась и переходила из одного проекта в другой. Дети 14–17 лет проходят более серьезные курсы, например, они сами могут создать социальную сеть – мини-копию «ВКонтакте». Или создать 3D-мир. Есть прекрасный пример девочки, которая сделала на курсе 3D-копию Таймс-сквер. Ее мама обожает Нью-Йорк, но они давно там не были. Дочка решила сделать подарок маме на день рождения. Девочка хочет стать архитектором. В «Кодабре» она сделала первый шаг к мечте.
И это все о ней
ДАРЬЯ АБРАМОВА
CEO & founder Школы цифрового творчества «Кодабра»
Возраст: 29 лет
Образование: высшее, МИРЭА – Российский технологический университет, специальность – инженер-программист
Семья: не замужем, средняя дочь в семье
Книги для саморазвития: «Сила настоящего» Экхарта Толле; «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови
Музыка для души: Karen O, Finneas, NF
Любимый актер: Бенедикт Камбербэтч
Место для отдыха: Цюрих, Стокгольм
Бренд одежды: Massimo Dutti
Аромат: 3 L Impératrice, Dolce & Gabbana
Главный жизненный принцип: «Будь честен сам с собой»
Фото: Федор Битков.