КВН, «Пельмени» и «Прямая линия» с Президентом
К моей основной специальности «художник-постановщик» можно добавить еще и «декоратор». Не знаю, случайно ли, но я уже много лет работаю с темой юмора. С 2000 года являюсь главным художником программы КВН, следом появились «Уральские пельмени», другие «веселые» проекты. Пожалуй, только Comedy Club’ом я не занимался, хотя всех ребят, конечно, знаю и со многими дружу. Для меня такая юмористическая линия творчества – это очень серьезно, она мне ближе, чем, скажем, оформление политических передач или солидных корпоративов.
«Даже моя мама каждый раз удивляется: «Неужели там есть декорации?!»
У каждого проекта есть заказчик, которому мы оказываем сервис. Это важно помнить. Да, я занимаюсь декорацией и сценографией от А до Я, но основные решения – концептуальные, цветовые или вкусовые – принимаются коллегиально. Особенно когда речь идет о серьезных мероприятиях с участием первого лица страны. Например, «Прямая линия» с Президентом: все, что вы видите по телевизору в течение последних 10 лет, придумываем мы вместе с режиссером-постановщиком, художником по свету, оператором-постановщиком. Я говорю о предметах, которые окружают Президента, включая пюпитр, за которым он стоит, а также схему общения с колл-центром и т. д. «Прямая линия» – командная работа, никто никому не диктует. По желанию я могу добавить что-то более современное: лайт-боксы например, прозрачные экраны-тачскрины, на которых ведущий будет что-то показывать.
Важно, чтобы было красиво, но при этом технично, функционально. Мы из года в год выстраиваем уютную, располагающую к разговору студию, в которой ничто не отвлекает от главного. Зрители не задумываются, как все устроено изнутри, и это хорошо. Значит, мы все правильно сделали. Даже моя мама каждый раз удивляется: «Как? Неужели там есть декорации?» Я смеюсь: «Конечно, это все построено – там куча декораций!»
Когда развязаны руки
Свадьба – особый жанр. Ты получаешь возможность реализовать вещи, которые больше нигде и никогда не придумаешь. И очень важно слушать заказчика – в первую очередь невесту. Конечно, это праздник двоих влюбленных, но я все-таки больше на Ее стороне. Именно девушка стремится воплотить мечты о прекрасном, а жених, разумеется, будет счастлив, если ей понравится. По крайней мере, я не слышал, чтобы с невестой спорили. В моем представлении, свадьба – это настоящий театр. Причем сохраняется та самая роскошная атмосфера, которая почти исчезла со сценической площадки. И, как и прежде, это очень «рукодельная» история. В работе с частными клиентами у меня развязаны руки, возникает больше свободы для творчества.
Свадебная мода приходит в Востока ─ и это уникальное явление
Крайне редко невеста и жених ясно понимают, чего хотят. Я могу начать работать, зная лишь, что платье невесты будет в пудровых тонах или оттенка «шампань». Этого, в принципе, достаточно, чтобы пойти в правильную сторону. Моя задача – придумать wow-эффект, создать праздничное настроение.
Мода в одежде или дизайне интерьеров, как правило, идет к нам с Запада. Мы носим итальянские или французские вещи, ценим британских и американских дизайнеров. А вот свадебная мода приходит с Востока – и это уникальное явление. Дубай, Ливан – там собраны почти все имена свадебных декораторов мирового уровня. В России этот бизнес укрепляет позиции, и мы пристально следим за тем, что делается на Востоке. Обычная свадьба в Италии или в Англии – это аскетичный, минималистичный декор: просто стоят столы, цветы в вазах. Ну, может быть, на деревьях ленточки – это максимум. Исключение – когда в Европе празднуют свадьбу люди с Востока. Или же русские. Наши женихи и невесты часто отправляются в Ниццу, в Рим или на Сардинию, чтобы там отметить событие.
Все самое интересное происходит в Арабских Эмиратах. Там свадебный бизнес особенно сильно развит. И речь вовсе не про восточный лубок, а про стильные дизайнерские решения. Большим авторитетом в свадебном деле по-прежнему остается американец Престон Бейли, он одним из первых задал оформлению частных мероприятий грандиозный масштаб. Но все-таки сейчас это человек в возрасте, и его работы не такие «wow» по сравнению с арабскими историями.
Если пара мечтает день или два провести в волшебном мире, пусть так и будет
Да, конечно, в свадебной тематике все очень индивидуально. Сегодня многие успешные, известные люди выбирают минимализм и экстраполируют этот тренд на одно из важнейших событий в жизни. Некоторые просят устроить весьма аскетичный праздник. Как раз сейчас я делаю одну такую свадьбу: светящиеся линии, кубы, большой экран вместо стола молодых... Но все-таки это исключения. В основном мы хотим попасть в сказку. Волшебство актуально во все времена, и в дни торжеств мы становимся чуть-чуть детьми. А пышным будет декор или не очень – зависит от личного вкуса. Иногда коллеги мне говорят: «Ну что ты все делаешь эти сказки, не пора ли приучать людей к хай-теку?» А я считаю – если молодым хочется, я не вправе их переубеждать. Если пара мечтает день или два провести в волшебном мире, пусть так и будет.
Как сегодня выглядят вкусы молодых? Процентов тридцать женихов и невест по-прежнему предпочитают классику. Процентов пятьдесят – современный стиль с элементами классики. А оставшиеся – чистый хай-тек. Если бы я устраивал праздник для себя лично, вероятно, не выбрал бы ни одно из этих трех направлений. Мне ближе что-то простое, уютное и спокойное. Из цветов – розы бордовых оттенков. Кстати, замечательный инструмент декоратора – динамический свет. Тот, который мгновенно дает настроение и способен полностью преобразить любое помещение. Если нет времени на подготовку, можно не сооружать никаких декораций: просто поставьте необходимые приборы и сделайте правильную световую партитуру.
Технологии с эффектов real touch: трогаешь лепестки и не понимаешь, искусственные они или нет
В России по-прежнему любят цветы: гортензии, розы, дендробиумы – на них строится флористика свадебной индустрии. Это не мода – с ними удобно работать. А орхидеи, или фаленопсисы, придают мероприятию статусность, это «богатые», дорогие цветы. Мне нравятся экзотичные ветки корилуса и еще протея, немного похожая на колючку. А большие, «структурные» шапки гортензии сразу же наполняют собой пространство. Но мы используем и искусственные цветы – они позволяют создавать огромные цветочные потолки, заполнять пространства стен. Когда нужны такие большие объемы, натуральные растения просто не выживут, потому что на монтаж может уйти неделя. Сейчас есть отличные технологии с эффектом real touch: трогаешь лепестки и не понимаешь, искусственные они или нет. Но живые цветы – совершенно необходимый атрибут, ведь они дают запах. Человек вошел – и сразу же оказался в правильной ауре. Сейчас я готовлю одну июньскую свадьбу с большим количеством пионов. Вы еще ничего не видели, но уже предвкушаете прекрасную историю благодаря аромату, верно? Видите, как важно, чтобы интерьер «дышал».
Впереди ─ Сан-Ремо и «Оскар»
На мой взгляд, экзотические локации ничем не лучше обычных. В моей команде около ста человек, мы работаем по всему миру: от Персидского залива до островов на Балтике под Питером. И могу вам сказать, что для декоратора нет ничего лучше белого либо черного лаконичного пространства – идеальное полотно для художника, полный простор для фантазии. Кстати, в Москве много мероприятий проходит именно в таком зале – в «Барвиха Luxury Village». Внутри это просто черная «коробка», которая дает мне возможность себя проявить. Недавно на одной из московских свадеб мы устроили объемную историю под названием «Рассвет в горах». Все получилось – и солнце, и скалы! А два года назад придумали сад магнолий, где каждый цветок светился изнутри. На свадьбе Сарины, дочери Михаила Турецкого, мы сделали целую аллею цветущих деревьев, хрустальный потолок, а по стене за местами VIP-гостей пустили футуристическую волну. Полгода подготовки, но о событии говорят и сейчас.
Мне важна оценка моей работы, но даже когда люди после праздника ничего не говорят, это хорошо. Ведь если что-то не понравится – наверняка скажут. Но бывают клиенты, которые звонят, чтобы поблагодарить, уже из свадебного путешествия. Это приятно. Значит, то, о чем я мечтал, свершилось.
Если взглянуть на профессиональные горизонты... Наверное, я с удовольствием оформил бы церемонию «Оскар» или солидный музыкальный фестиваль, Сан-Ремо например. В планах открыть филиал компании в Италии. Именно итальянцев я считаю законодателями моды в сценографии. Если вы приедете в Италию и включите телевизор, то увидите там те дизайнерские находки, которые потом все скопируют. Именно такие амбиции вдохновляют.
Фото: архив пресс-служб