Многие бизнесы вырастают из увлечений, однако это не так просто, как может показаться, на первый взгляд. Важно подходить к своему делу не только творчески, но и по-деловому, помнить, что превратить хобби в прибыльный бизнес — возможно, и не останавливаться и при возникновении трудностей. О хобби, которые могут превратиться в успешный бизнес-проект, рассказывают предпринимательницы.
Игры как образовательный формат
Предприниматель, основатель клининговой компании Top Level, президент бизнес-клуба
Об идее проекта
Придуманная мною игра The Boss существует всего шесть месяцев, но уже сейчас ее используют коучи на тренингах для предпринимателей в разных городах России и за рубежом.
В сфере бизнеса я работаю уже 14 лет, в какой-то момент я поняла, что для меня важно окружение, налаживание контактов, и вступила в бизнес-клуб. Там познакомилась с предпринимателями из разных городов России, через год стала президентом клуба в Самаре. Одной из моих функций была организация различных мероприятий: раз в месяц мы привозили спикеров, устраивали семейные мероприятия и поездки — это было моим хобби, делом для души.
Однажды у меня возникла идея сделать новый формат для резидентов бизнес-клуба — какую-то игру на большое количество людей. Хотелось что-то простое, но не столь очевидное как «Мафия» или «Монополия». Мы искали игру полезное для мышления предпринимателей, да и любого человека, но никак не могли найти. Параллельно с этим у меня происходил другой процесс. Я чувствовала, что уже накопила много знаний и пора начинать делиться экспертностью. В клубе все спрашивали: почему я не веду социальные сети, почему не развиваю личный бренд? Я размышляла, с чем выходить в публичное пространство, но не хотела, чтобы это были курсы, марафоны, наставничество, запуски. Это должен был быть очень интересный и качественный продукт (читайте также: Как написать Email, на который вам точно ответят).
И тут я поняла, что этим продуктом может стать та игра, которую я так безуспешно ищу. Просто ее нужно сделать самой. Так появился проект The Boss: уже через 3 месяца после создания в The Boss уже играли люди в разных странах: в России, Таиланде, Америке, Европе.
О стратегии
Игра The Boss — мое хобби, в которое я вкладываю очень много сил, энергии, денег. С его помощью я приношу пользу, даю участникам импульс для перемен в жизни. И если они этот импульс принимают, начинают совершать целевые действия, то видят результат — потрясающие изменения, за которые хочется благодарить, в том числе и материально. И это очень органичный и закономерный взаимообмен.
Чтобы хобби стало бизнесом, нужно подходить к нему профессионально. Осознавать точку А, в которой ты сейчас находишься, и точку Б, куда хочешь прийти. Обдумывать каждое действие с учетом желаемого результата. Например, в ближайшие год-полтора цель по игре — повысить стоимость моего личного ведения до 150 тысяч рублей. Я все делаю для того, чтобы мой ценник рос: прохожу огромное количество новых обучений, семинаров, тренингов, прокачиваю свое мышление. Чем выше будут мои знания, тем больше смогу дать участникам (читайте также: С пользой для мозга: 6 привычек, которые сделают вас умнее).
О перспективах бизнеса
Сейчас в тренде мягкие ниши, большой спрос на коучей, психологов, наставников. И в этом контексте игровые форматы очень популярны. Плюс не снижает обороты онлайн-обучение, а игра — это уникальный инструмент для самообразования. Как минимум еще 10 лет это будет очень востребовано.
Hand-made товары и услуги
Эксперт по технике Эбру, создатель бренда Amazing Color
Об идее проекта
Превратила увлечение рисунками на воде в бизнес с годовым оборотом 135 млн руб.
Одни из перспективных хобби для превращения их в бизнес — свечеварение, ювелирное дело, мастер-классы, где люди делают штучные вещи своими руками. Так появилась и идея проводить регулярные тренинги по рисункам на воде. Такая живопись была настоящим волшебством, хотелось показывать людям, как с помощью разных техник можно создавать красоту. Позже на базе курсов было создано частное предприятие по производству специальных красок для таких мастер-классов, конкурирующее с турецкими фирмами по качеству и объемам продаж.
О стратегии
Постепенно назревал вопрос прибыли, хотя денежные мотивы все же не были главными — хотелось понять, что уникального я могу дать людям, какой это мог быть продукт? Пришлось долгое время наблюдать за людьми, много общаться с потенциальными клиентами. В процессе коммуникации стало ясно, что все они хотят купить то самое чудо, которое видели на мастер-классах по Эбру. Поэтому я начала прорабатывать способы предоставить им эту возможность. Возникла идея собирать в коробке некий набор, включающий в себя все необходимое. Конечно, большую роль сыграло умение внимательно прислушиваться и присматриваться к тем, кто заинтересовался волшебной живописью.
Так определились горизонты развития, а следом появились и дополнительные продажи. Формировались мастер-наборы в коробках, записывались видеоуроки, создавался ассортимент продукции, в котором все было продумано до мелочей. Люди с удовольствием покупали готовые комплекты для Эбру и для себя, и для своих близких.
О перспективах бизнеса
Вскоре грянул кризис, из-за которого возникли сложности с закупкой турецких материалов. Чтобы не потерять любимое дело, пришлось искать выход из положения. Пришлось масштабировать производство красок, чтобы полностью заместить импортные товары на отечественные. Но главным фактором перемен стало желание придать импульс своему увлечению, не лишиться его из-за технических трудностей. Теперь все творческие наборы собираются на основе красок собственного производства (читайте также: Как уйти из крупной корпорации и превратить хобби в бизнес: пошаговая инструкция).
Именно в этот период, когда нужно было спасти дело жизни, пришло понимание, что это делается не только для собственного удовольствия и самореализации, но и для зарабатывания денег. Так, интерес к живописи превратился в успешный коммерческий проект с разными каналами продаж, как под своим брендом Amazing Color, так и под брендами заказчиков.
При каких условиях хобби можно превратить в бизнес?
Монетизируйте дело по любви. Чтобы задуманное осуществилось, не стоит сразу относиться к увлечению как к будущему бизнесу. Любой такой проект начинается с большой самоотдачи, внимания к клиентам и покупателям, которые пользуются услугой или продуктом. Если в занятии присутствуют позитивный посыл и часть души, то его можно считать подходящим и для коммерческих проектов. Здесь все зависит от понимания и изучения потребностей клиентов, ведь хобби — это еще и замечательная возможность общаться с единомышленниками.
Развивайте компетенции. Перспективным окажется то хобби, где есть тяга к своему делу, профессионализм, который нужно развивать в себе. Без определенных компетенций увлечение вряд ли принесет выгоду.
Исключите скепсис. Чтобы бизнес продвигался, требуется стремиться к личностному росту, к прогрессу в делах. Очертив для себя основные задачи, человек уже не думает о мнении окружающих и их скептическом отношении к своим планам.
Найдите партнеров. Необходимо оптимизировать реализацию товара, найти партнеров среди компаний, которые помогут поднять продажи. Например, ювелирам пойдет на пользу сотрудничество со стилистами, специалистами по имиджу и подбору гардероба. Отличный вариант — маркетплейсы, дающие гораздо больше возможностей в плане продвижения продукта.
Мыслите широко. Важно не ограничивать себя рамками, не стоять на месте, ставить правильные цели. В дальнейшем можно не заниматься самому изготовлением товара, поручив это наемным работникам или сторонним организациям. Это и есть масштабирование проекта, которое в итоге сделает из хобби доходный бизнес.
Держите руку на пульсе. Чтобы создать успешное предприятие, нужно постоянно следить за тенденциями: видеть переломные моменты, учитывать финансовые кризисы, анализировать деятельность конкурентов и рынок в целом. Надо понимать, что предложить клиенту, как быть уникальным в своем сегменте, какую пользу приносит данный продукт или услуга.
Организация пространств
Организатор пространств, основатель сервиса Reorganize
Об идее проекта
Перед тем, как в 2016 году пройти курс по профессии «организатор пространства», я самостоятельно изучала эту тему. Но изучала с позиции личной боли: мне хотелось упростить уборку, сделать дом удобным и красивым. Я вела блог, где стала рассказывать о своих новых навыках. Со временем подписчики стали обращаться за услугой. Я поняла, что мне больше всего мне нравится организовывать кухни и детские, а меньше всего — гардеробы. Так появилась идея о создании команды, где каждый занимался бы тем, что ему больше всего по душе.
Я начала зарабатывать не только за счет личных выездов к клиентам, но и за счет обучения азам организации пространства. Запросы на обучение были постоянно. Кроме того, быстро стало понятно, что ассортимент организационных материалов в России скромный, в сравнении с западными странами, опыт которых меня очень вдохновляет. Родилась идея создания бренда товаров для хранения. Сейчас мы успешно пополняем ассортимент Reorganize актуальными позициями, потому что точно знаем, что нужно клиентам (читайте также: Свой бизнес: что делать, если не знаешь, с чего начать).
О стратегии
Чтобы хобби стало бизнесом, нужны стратегия, команда, SWOT-анализ (методика, позволяющая выявить сильные и слабые стороны проекта, понять, как укрепить бизнес). Конечно, для этого нужно время и желание. И быть готовым к финансовым затратам, потому что без вложений невозможно развивать бизнес, особенно товарный.
Еще один неочевидный фактор успешного бизнеса — поддержка единомышленника. Вместе — легче, особенно в трудные моменты. Мне повезло, я нашла партнера, с которым мы поддерживаем друг друга, стремимся к общим целям.
О перспективах бизнеса
Организация пространства — растущий тренд и, безусловно, перспективный бизнес. Опыт коллег из других стран показывает, как будет развиваться эта сфера. Сейчас в западных странах профессия так же популярна, как, например, стилист. Вспомните, как 10 лет назад воспринимали стилистов — часто можно было услышать пренебрежительный комментарий: «Платить за то, чтобы мне помогли купить одежду..?». Сейчас все понимают, что стилист не просто подбирает образы, а вселяет уверенность в себе и экономит время. Так же и организатор пространства: он не просто покупает коробочки, а делает быт проще, приятнее, удобнее (читайте также: Как правильно убираться дома: 6 лайфхаков для идеального порядка). Уверена, спрос на профессиональную организацию пространства будет расти, и мы будем продолжать менять жизни людей к лучшему.
Сельскохозяйственный бизнес
Пчеловод, владелица пасеки, выпускница Московской академии сельского хозяйства
Об идее проекта
Увлекаться пчеловодством я начала спонтанно, в 2010 году. В тот год я привезла своему отцу два пакета пчел и два деревянных улья. Тогда у меня промелькнула мысль, что пчелы — это отличный вариант занятости и заработка для деревни. Я очень хотела жить в деревне, а мы жили в городе. Но прошло целых 10 лет, прежде чем мы с супругом смогли переехать и купить первые свои пчелосемьи.
О стратегии
Зимой 2020 г. я написала два бизнес-плана — один для центра занятости, а другой для получения социального контракта. Нам повезло — оба бизнес-плана прошли, и мы получили денежные средства для увеличения пасеки. Теперь мы также производим шоколадный мед и крем-мед с лесными ягодами, которые собираем в лесах Чердынского района Пермского края. К сожалению, шоколадный мед оказался менее популярен, а у нас оставалось какао-сырье. И тогда я решила попробовать выпускать шоколад с медом. Получилось изумительно вкусно! У нас его закупает визит-центр «На семи холмах» в городе Чердынь.
О перспективах бизнеса
Конечно, в пчеловодстве есть свои сложности, но для реализации натурального меда условия на рынке хорошие. Это ведь не только продажа живого меда, но и меда в качестве сырья для кондитерских изделий, игристого вина и тортов. А еще производство перги, пыльцы, прополиса, разведение племенных пчел. Самое главное в этом бизнесе — нельзя бездействовать, нужно что-то обязательно делать. Нужно популяризовать натуральный мед среди потребителей, проводить экскурсии на пасеки, рассказывать о полезных свойствах меда для человека.
Фэшн-блог
Фэшн-блогер
Об идее проекта
Свой блог о моде я веду уже почти пять лет. Сначала это было просто хобби, но по мере того, как я продолжала создавать контент, я заметила, что у меня появляются поклонники и создается сообщество любителей моды, которые ценят мою уникальную точку зрения. Популярность моего блога росла, я начала получать предложения от брендов, которые хотели сотрудничать со мной. Сначала это были небольшие партнерские отношения, а затем я начала работать с более крупными компаниями и даже с Министерством туризма.
О стратегии
Чтобы превратить свое хобби в бизнес, пришлось приложить много усилий. Постоянно был необходим качественный контент, который привлекал бы читателей и потенциальных партнеров бренда. Приходилось налаживать связи и строить отношения с другими блогерами и профессионалами отрасли, чтобы расширить свои охваты. Это не всегда было легко, но тяжелая работа окупалась. Сегодня мой блог — это моя работа на полную ставку, и я люблю каждую ее минуту. Я работаю с потрясающими брендами, посещаю модные мероприятия, занимаясь любимым делом (читайте также: Деловой стиль сегодня, или 5 новых правил power dressing).
О перспективах бизнеса
С точки зрения бизнеса моя деятельность очень перспективна. Индустрия моды постоянно развивается, и всегда есть спрос на свежий, инновационный контент. Я смогла монетизировать свой блог за счет партнерства и спонсорства с брендами, расширить свои источники дохода, предлагая рекламные услуги другим предприятиям. Но дело не только в деньгах. Я увлечена модой и делюсь своей точкой зрения с миром. Мне нравится общаться со своими читателями и вдохновлять их на самовыражение через собственный стиль — вот что меня действительно мотивирует.
Вариантов для перспективных хобби много, важно прислушаться к себе, понять, что действительно нравится и попробовать посмотреть на это дело с точки зрения аудитории, потенциальных клиентов. А любовь к своему увлечению будет только вдохновлять вас на поиски эффективных решений для развития вашего проекта.
Фото: Shutterstock