Татьяна Амарян и Виктория Боева не только подруги и бизнес-партнеры, но еще и мамы – четырех очаровательных дочек на двоих. Именно появление младших, Маргариты и Эмилии, кардинально изменило их жизни и помогло найти работу мечты. Татьяна и Виктория решили открыть собственный детский клуб – такой, в который было бы интересно ходить их собственным дочерям, и не простой, а англоязычный – кстати, первый в нашей стране, получивший право работать по программе дошкольного образования Гарвардского университета.
Marie Claire: Расскажите, пожалуйста, как и когда все началось: откуда появилась идея совместного проекта?
Татьяна Амарян: У нас очень интересная история знакомства. Наши мужья знают друг друга довольно давно, но никогда не были близкими друзьями. В 2010-м, когда родилась наша младшая дочь Эмилия, супруг вдруг решил позвонить мужу Вики и рассказать об этом прекрасном событии. Оказалось, что у них через неделю тоже должна родиться вторая дочь…
Виктория Боева: А еще – что мы живем в одном доме, наши мужья одной национальности, день свадьбы у меня – 15 сентября, а у Татьяны – 14 сентября. И таких невероятных совпадений очень много. У нас общие интересы, наши дети дружат, мы часто вместе путешествуем и стали почти неразлучны – тем более теперь, когда занимаемся одним делом, получая от этого огромное удовольствие каждый день. Сначала мы просто думали о совместном бизнесе, так как, имея уже по двое детей, возвращаться к офисному ритму не очень хотелось...
А почему именно детский клуб, а не салон красоты, например?
Татьяна: В тот момент как раз нашим младшим детям было по шесть месяцев. Рассматривались самые разные сценарии, в том числе и вариант с салоном красоты. Но мы искали то, что дало бы нам возможность балансировать, уделять достаточно времени и работе, и семье – сейчас мы сами можем планировать свои графики. Более того, в нашем детском саду учатся наши младшие дочки, поэтому мы всегда с ними рядом, а старшие – после школы ходят в Discovery English Preschool на дополнительные занятия.
Виктория: Вообще, это было примерно так: “Давай откроем детский клуб?” – “А давай!” Вместе мы принимаем решения очень легко и быстро. У нас не было никакого опыта в этой сфере, поэтому мы приобрели франшизу одной популярной сети. Взяли в аренду большое помещение на Баррикадной, и понеслась.
Пять с половиной лет назад, когда вы открывали свой первый детский клуб, какова была картина в данной нише? Какие очевидные недостатки были у частных садов в Москве?
Татьяна: Тогда этот сегмент рынка был почти не освоен, было несколько садов с английским уклоном – но с завышенной стоимостью обучения там, при этом спрос на них был очень велик. Родители, не имея альтернативы, готовы были платить любые деньги, лишь бы их малыш учил язык. Но сейчас ситуация изменилась, и клиенты стали более глубоко разбираться в данном вопросе. Ведь помимо того факта, что с ребенком будет заниматься носитель языка, важно еще и – в какой атмосфере, по какой программе, в каких условиях пребывания и т.д. Наш проект мы тестировали на собственных детях, нам хотелось создать детский сад, который отвечал бы самым высоким стандартам – интеллектуальное пространство, где наши воспитанники могли бы развиваться, находясь в англоязычной среде.
Вы единственные в России, кто начал работать по программе дошкольного развития Гарвардского университета – International Preschool Curriculum. Почему вы выбрали именно ее, и насколько программа оказалась востребованной?
Виктория: Начиная бизнес, мы искали универсальную методику с очень детальным расписанием. Но через какое-то время мы поняли, что она не отвечает полностью запросам наших клиентов, которые достаточно высокие. Два года назад мы прописали свою программу, рассчитанную на четыре года – с прозрачной и подробной отчетностью преподавателей и четким планом на каждый день. То есть любой родитель может сразу видеть, чему их ребенок научился сегодня, в чем он преуспел, какие дисциплины будет проходить через месяц, через полгода, два года и т.д. Мы закрепили за собой авторское право и адаптировали эту программу для получения образовательной лицензии.
Татьяна: Сейчас у нас уже два клуба в Москве, еще два – приобрели нашу франшизу и работают по ней. С тремя мы находимся на стадии переговоров, и в скором будущем планируем выходить в регионы. Преподавателей мы теперь обучаем по своей программе. Собрать хорошую команду – залог успеха, и в то же время самая трудная задача. Чтобы найти одного, нужно встретиться с 30-40 кандидатами. Помимо знаний языка и педагогического образования, важно, чтобы человек был очень позитивным и «заряжен» на работу с детьми. У нас работают в основном молодые специалисты – у них горят глаза, и они хотят менять наше будущее.
Помимо английских, какие еще сейчас есть группы в Discovery?
Виктория: Основным направлением считается пребывание в группе с носителем языка, также мы предлагаем совмещенную русско-английскую программу. При этом у нас большое количество вечерних занятий, таких как роботехника (создание роботов из конструкторов), ментальная арифметика, уроки музыки, рисования и т.д. Также у нас в команде есть профессиональный гроссмейстер.
Современные дети уже в три года во всю пользуются смартфонами и планшетами, однако существует немало сторонников того, чтобы всячески ограничивать их от общения с гаджетами – чтобы дети больше общались со сверстниками в реальной жизни. Вы согласны с такой позицией
Татьяна: Отчасти, разумеется. Мы пользуемся электронными досками, и у некоторых родителей были запросы на использование в обучении планшетов, так как сейчас есть очень много замечательных обучающих программ, однако от этого мы сознательно отказались – вне сада дети, как вы и сказали, и так много времени с ними проводят. В нашей семье, например, использование планшетов и телефонов минимизировано – не больше 20 минут в день. Нашим детям нравится играть в обычные настольные игры – когда сестер двое и у них небольшая разница, им всегда есть чем себя занять
Виктория: Мы также стараемся давать детям телефон максимум на час в день. Старшая дочка, ей 12 лет, в основном использует его для общения в социальных сетях, а младшей – шесть, и она с удовольствием смотрит развивающие творческие блоги о том, как сделать различные поделки в домашних условиях.
С каждым годом открывается все больше частных детских клубов, в том числе с языковым уклоном. Как удается выживать среди конкурентов, в чем ваш секрет?
Татьяна: Сейчас все сложнее придумать что-то новое, но без этого ты не поразишь рынок. Должна быть идея, вера, что все получится, и потребительский спрос должен быть максимально изучен. Нужно понимать, чего хотят люди, как сделать их жизнь лучше и комфортнее, и предложить им это. И еще – сделать это лучше всех. Нам потребовалось пять лет, чтобы полностью отладить бизнес-процессы, прийти к оптимальной финансовой модели, прописать франшизу и продавать ее. При этом мы стараемся держать очень высокий уровень квалификации педагогов, проводим обучающие семинары для всей команды, обновляем методические пособия. Сейчас работаем над собственной книгой по интуитивному обучению языку в раннем возрасте – когда ребенок учится понимать английскую речь, находясь в естественной среде, он воспринимает обучение как увлекательную игру и быстро прогрессирует. Наша цель – помочь детям научиться думать на английском языке, ощущать иностранный как родной, «впитывая» его правила на интуитивном уровне. Также отдельное внимание мы уделяем питанию и безопасности – видеонаблюдение и охрана, помимо этого наши специалисты проходят курсы первой помощи Красного креста, а каждый воспитанник имеет страховой полис. Также мы держим очень высокий уровень сервиса, для нас в приоритете индивидуальный подход к каждому ребенку и быстрое реагирование на все запросы родителей. Поэтому можно смело сказать, что мы знаем о наших клиентах все.
Виктория: Стартап потребовал от нас полной мобилизации. Чтобы держать планку, нужна высокая степень организованности, системность, усердие, коммуникабельность, ответственность в принятии решений. Начинать что-то новое – это всегда большой стресс. При работе в корпоративной структуре ты рискуешь только своим местом работы, а имея собственное дело, ты ответственен фактически за все и рискуешь всем, начиная от вложений и вплоть до отношений с госструктурами. Конечно, важно любить то, чем занимаешься, но при этом нужно обладать большими знаниями в этой сфере, не бояться сделать ошибку, верить в себя и идти только вперед.
Как вы между собой распределяете зоны ответственности? Поделитесь своими лайфхаками для успешной работы в коворкинге?
Татьяна: С партнером обо всем нужно договариваться на берегу и делить функционал сразу. Если два финансиста захотят организовать детский бизнес, то вряд ли у них это получится. Скорее больше шансов сработаться у полярных людей, которые полностью друг другу доверяют. Нам очень повезло, каждая отвечает за свою любимую часть. Виктория закончила академию им. Г.В. Плеханова по специальности «Финансы и кредит», поэтому она полностью погружена в «системность» нашего бизнеса – финансы и бюджетирование. Я по образованию маркетолог – у меня также диплом плехановской академии, и в нашем бизнесе я отвечаю за продвижение, рекламу и методическую часть. Заодно освоила новую для себя профессию – дизайнера помещений (изучив все нормы и требования СЭС), и также занимаюсь изготовлением всех рекламных макетов нашей сети.
Как вы проводите свободное время? Где ищете вдохновение?
Виктория: Как мы говорили, нас связывает много общих интересов. В первую очередь, конечно, путешествия. Очень любим Рим и Нью-Йорк. Также мы часто устраиваем семейные праздники и разные тематические вечеринки. Мы вместе закончили школу сомелье, сейчас периодически выезжаем в винные туры. Еще – обожаем готовить и мечтаем съездить в гастрономический тур в Италию или Францию. Кстати, у нас все клиенты очень интересные, они всегда нас вдохновляют на новые идеи и достижения.
А о чем вы мечтаете?
Татьяна: Глобально – вместе с нашей командой мы хотим изменить мир! Так как видим результаты: наши воспитанники совершенно отличаются от своих сверстников, они не видят границ в общении, абсолютно свободны и креативны, легко адаптируются в любых условиях и успешно продолжают учиться в иностранных школах как в России, так и на Западе. А в ближайшие несколько лет хотим превратиться в небольшую семейную сеть и продолжать работать для тех, кто разделяет наши ценности, и хочет, чтобы их дети всестороннее и качественно развивались.
Фото: архивы пресс-служб