Екатерина Лапшина работает в Театре Маяковского 12 лет: пришла сюда совсем юной девушкой, сразу после окончания ГИТИСа, и уже два года является директором, заняв этот пост с приходом нового худрука Егора Перегудова. В интервью Marie Claire Екатерина рассказала о новых проектах, миссии современного директора и о том, каким она видит один из старейших московских театров (Маяковке в этом году исполнится 102 года) в будущем.
Екатерина Николаевна, если подводить итоги прошедшего сезона, то каким он стал для Театра Маяковского? И для вас лично?
Прошедший сезон стал очень богатым на премьеры: было выпущено восемь спектаклей на всех наших трех сценах. Это абсолютно разные спектакли по форме, драматургии, с прекрасными актерскими работами. Для многих артистов, на мой взгляд, их роли можно назвать большой победой. Впрочем, зрители здесь солидарны со мной.
Мы смогли реализовать значимые для нас проекты, нацеленные на привлечение молодой аудитории в театр. Это «Подтекст: Юность», с успехом прошедший на Сцене на Сретенке, и театральный лагерь «Маяковка. Дети», позволяющий ребятам в возрасте от 13 до 16 лет пройти интенсив от наших ведущих артистов, приглашенных специалистов, именитых гостей.
В арт-пространстве «Маяк» на протяжении всего сезона совместно с издательством Елены Шубиной с успехом проходил «Книжный клуб». Мы запустили программу лояльности для наших постоянных зрителей «Клуб друзей Маяковки», позволяющую поклонникам нашего театра стать еще ближе к нам и в зависимости от номинала купленной карты получить набор бонусов и привилегий — начиная от скидок на билеты и заканчивая посещением закрытых предпремьерных показов.
Ох, то ли еще будет! Курс взят очень мощный, скорость набрана большая, сбавлять темпы мы не планируем, поэтому уже активно начинаем готовиться к новому театральному сезону.
Расскажите, пожалуйста, над какими инициативами помимо спектаклей и проектов Театр Маяковского работает сейчас?
Для меня как для директора, помимо наличия успешных спектаклей в репертуаре, важно сделать пребывание наших зрителей максимально комфортным. У нас стала доступна покупка сувенирной продукции не только офлайн, но и на официальном сайте, чтобы у всех людей была возможность приобрести и что-то унести с собой на память о визите в театр. В этом сезоне мы открыли в историческом здании точку продажи цветов, чтобы наши зрители имели возможность приобрести букет любимому артисту, не выходя из театра. Прорабатываем вопрос бронирования столиков в зрительских буфетах, чтобы к моменту прихода в театр или к антракту каждый мог прийти за накрытый столик и не стоять в очереди.
Я уверена, что мы и дальше будем разрабатывать инициативы, благодаря которым все больше зрителей захотят к нам вернуться.
Хотели бы также узнать у вас поподробнее о лагере «Маяковка. Дети». В чем его специфика и особенность?
Во-первых, этого никто не делал до нас. И то, что родители решили доверить нам своих детей на две недели, является огромной честью и ответственностью. Суть программы заключается в том, что подростки приезжают на две недели в лагерь в оздоровительном комплексе «Литвиново» в Подмосковье. Он, кстати, вошел в топ-10 Всероссийского конкурса «Лучший детский лагерь России — 2023». Дети ежедневно занимаются по плотно расписанной программе, в которую входят тренинги по актерскому мастерству, сценической речи и пластике, мастер-классы от сотрудников наших цехов, а также встречи с народными художниками, которые творят на нашей сцене. По итогам занятий артисты театра готовят с ребятами финальный отчетный спектакль, основанный на современной подростковой поэзии. Этот проект позволяет детям погрузиться в театральный мир, узнать, из чего складывается выпуск спектакля, и о том, какая колоссальная работа за всем этим стоит.
Не можем не спросить про легендарный «Маяк», который на протяжении долгих десятилетий был местом притяжения для всей театральной «тусовки» Москвы. Каким он стал теперь?
Исторически это пространство всегда было театральным буфетом. И да, действительно, в 90-е годы «Маяк» гремел, это было место слета богемы. Сложно перечислить тех, кто бы там не был. Безусловно, время идет, театр тоже развивается, и в какой-то момент стало очевидно, что наша концепция развития уже не совпадает со стилистикой кафе «Маяк». И пространство преобразилось. Сейчас мы его именуем арт-пространство «Маяк». Помимо того, что это зрительский буфет, там проходит, например, музыкально-литературный проект «Поэзия Маяка». Этот проект сделан специально для поклонников старого кафе «Маяк», чтобы дать им возможность поностальгировать и вспомнить, какие стихи и песни звучали в то время. Это обновление — очень логичный процесс целостного преображения театра.
Каким должен быть директор театра в современной России? В чем его главная миссия?
В первую очередь думать не о себе, а о тех, перед кем ты ответственен. Маяковка славится тем, что здесь работают люди, которые положили половину жизни на благо театра. В начале этого сезона мы начали награждать сотрудников, которые работают в театре дольше 40 лет, специальными серебряными нагрудными значками «Почетный Маяковец». Тем самым мы отдаем дань уважения тем, кто когда-то пришел, будучи молодым, в театр, возможно, даже случайно оказался здесь и не предполагал задержаться так надолго. Но театр их увлек, и теперь они неразрывно с ним связаны. Директор, конечно, должен думать о людях, которые приходят в театр — о зрителях. О том, как сделать не только красиво и современно, но и удобно, безопасно, комфортно, доступно для людей разных физических возможностей. Мы стараемся максимально собирать обратную связь и только улучшать качество оказываемых услуг.
Мне кажется, современный директор — это молодой, энергичный, творческий, трудолюбивый, а также стрессоустойчивый человек.
С какими сложностями вам как директору доводится сталкиваться, и как вы их решаете? Как лично на вас повлияла должность директора?
Основная сложность заключается в том, что наши творческие идеи зачастую значительно превышают финансовые возможности театра. С этими вопросами сталкиваются в каждом театре. И моя задача, как директора, находить возможности решения всех этих проблем: искать проекты для сотрудничества, очень тесно взаимодействовать с Департаментом культуры города Москвы, который значительно помогает нашему театру. С партнерами мы тоже активно работаем — привлекаем на сезон или на отдельные постановки. Например, главную премьеру этой весны — спектакль «Симон» — поддержал испанский бренд украшений ручной работы UNOde50. Задача директора — всегда держать руку на пульсе, вовремя начинать предпринимать определенные действия, «маяковать», что театр нуждается в поддержке.
На ваш взгляд, какой станет «Маяковка» в будущем?
Хочется верить, что Театр Маяковского станет современным центром притяжения людей разных возрастов и социальной прослойки. Местом, где проходят не только традиционные постановки в рамках театра, но и сторонние проекты. Хочется, чтобы здесь рождались новые таланты в абсолютно разных областях театрального искусства. Надеюсь, что вместе с художественным руководителем мы справимся с возложенными на нас ожиданиями — время покажет!
Фото: архивы пресс-служб