Об этом по просьбе Marie Claire рассказывает Маргарита Былинина — предприниматель, стратег-брендмейкер, эксперт по массовым коммуникациям, глава «Академии диджитал маркетинга».
Как проявляется дискриминация на работе?
В современном обществе много говорится о признании равных прав женщин и мужчин. Государство и волонтеры стараются оказывать помощь пожилым людям, инвалидам, создавая для них специальные программы. Но, как показывает практика, это лишь внешняя сторона дела. В социуме по-прежнему процветают дискриминационные взгляды, которые принимают разную форму.
В последнее время появилось много новых обозначений для проявлений сексизма, абьюза и другого рода притеснения, психологического давления. Например, бодишейминг и его разновидность лукизм — осуждение людей за их внешность. Жертвами часто становятся известные личности, люди, занимающие высокие посты, если их вид не соответствует чьим-то представлениям об идеале. Но и к рядовым сотрудникам компаний и офисов, секретарям предъявляются не менее строгие требования. В большей степени бодишеймингу подвергаются представительницы слабого пола.
Мэнсплейнинг — еще одно модное слово, включенное в 2014 году в Оксфордский словарь. Оно означает снисходительную манеру мужчин объяснять что-либо сотрудницам в примитивной форме. При этом уровень компетенции говорящего и слушающего в расчет не принимается: сильный пол изначально позиционирует себя как более умный, эрудированный. Проявления мэнсплейнинга на работе встречаются, если вышестоящий по должности или начальник — мужчина.
Серьезной проблемой в профессиональной сфере остается эйджизм — стремление судить о человеке по его возрасту. Дискриминации чаще подвергается женский пол. Высказывания коллег наподобие «слишком стара», «старая дева», «часики тикают» намекают на возраст и несостоятельность. Пожилых людей, инвалидов неохотно берут на работу по финансовым соображениям (читайте также: «Азбука сексизма: абьюз, эйджизм и другие виды женоненавистничества»).
Причины дискриминации
Любой сотрудник может стать жертвой абьюза, если чем-то не понравился начальнику или коллективу. Почему же людям так важно унизить другого? Ответ прост: это одна из форм самоутверждения, когда человек ощущает себя неуспешным, нереализованным, недоволен своей внешностью, компетенцией и другими качествами. Критикуя, навешивая ярлыки, он возвеличивает собственную личность.
Некоторые мужчины, позволяя себе сексистские высказывания по отношению к противоположному полу, чувствуют себя более умными, сильными, состоятельными.
Но по факту любая попытка дискриминации демонстрирует психологическую слабость человека, желание самоутвердиться за счет другого.
На рабочем месте сделать это легче, чем в семье, особенно начальнику, ведь сотрудники зависят от него финансово.
Как справляться с дискриминацией?
Первое, что нужно сделать в ответ на любую критику, — проанализировать, насколько она конструктивна и аргументирована. Если вы действительно допустили ошибку, исправьте ее и извинитесь в спокойном и уважительном тоне. Обычно этого достаточно, чтобы конфликт был исчерпан. В будущем нужно учесть «прокол» и не допускать подобных проступков.
Когда негативные комментарии коллег или начальства затрагивают вашу личность, внешность и больше напоминают навешивание ярлыков, а не анализ компетенций, реагируйте спокойно. Приведите аргументы или попросить обидчика оперировать фактами. Дайте достойный ответ, который поднимет вашу репутацию в глазах других сотрудников, не позволяйте себя унижать. Иногда хорошо работает контратака. Подготовьте информацию, подтверждающую вашу экспертность. Последнее эффективно в отношении сексизма и мэнсплейнинга (читайте также: «Как правильно реагировать на критику»).
И помните, что вы свободны от стереотипов и не обязаны соответствовать представлениям о вас окружающих людей. Воспринимайте любой обидный комментарий со спокойствием философа, осознающего собственную мудрость. Чтобы снизить количество провокаций, демонстрируйте экспертность, будьте аккуратнее с высказываниями, аргументируйте свою точку зрения. Знания, информированность, профессионализм сделают вас незаменимым сотрудником, а значит, вы будете вправе требовать к себе уважительного отношения со стороны начальства и коллег.
Стратег-брендмейкер, эксперт по массовым коммуникациям, глава «Академии диджитал маркетинга» и автор книг по продвижению в Инстаграм.
Фото: Getty Images