МС: Недавно я разговаривала с одной предпринимательницей, и она сказала, на мой взгляд, очень правильную вещь – если хочешь достигнуть успеха, занимайся тем, что любишь. Вы согласны с этим утверждением?
Елена Шифрина: Любви хватит только на первые месяца три-четыре, а потом приходит «операционка», которую, думаю, не любит никто. Здесь приходится однозначно познавать что-то новое, и не факт, что это новое – именно то, чему тебе хочется учиться. Это касается каких-то бухгалтерских и юридических вопросов… Мне кажется, нужно заставлять себя любить делать то, что тебе приходится делать. Ну, например, всем нравится креативить, создавать что-то новое. Я тоже от этого в восторге. Чтобы новая упаковка или новый продукт увидели свет, мне приходится проделывать огромную операционную работу: посчитать косты, связаться с логистами, с производством, это все не очень «exiting» и «sexy business». Просто надо, просыпаясь каждый день, думать: «Сегодня я решу такие задачи, которые ещё не могла решить вчера». И решать их. То есть нельзя всю жизнь заниматься только тем, что тебе нравится.
МС: Я знаю, что «определиться» с любимым делом вам помогли дети. Звучит очень трогательно, а если конкретно, как это произошло?
Е.Ш.: На самом деле идею того, чем я занимаюсь, мне дало «Сколково». Я была корпоративщиком и никогда не думала о том, что у меня будет свой собственный бизнес, потому что всю свою жизнь я очень боялась стать генеральным директором, нести ответственность за большое количество людей, но когда в «Сколково» нам сказали: «Ребята, мы вас учили шестнадцать месяцев, а теперь идите и попытайтесь использовать все свои знания на деле: придумайте проект, напишите бизнес-план, доведите его до ума, и мы оценим ваши способности». Меня никто из моей группы не взял к себе в команду, мне пришлось быть в команде с самой собой и самостоятельно создавать проект.
Мне всегда нравился здоровый образ жизни, моя мама является приверженцем правильного питания, всегда кормила нас раздельно. И мне очень хотелось, чтобы как можно больше людей у нас в России хотя бы задумались о том, что такое здоровый образ жизни, как поменять своё питание, отношение к спорту. Мне кажется, нам это удалось, потому что то количество людей, которые сейчас занимаются своим здоровьем, увеличивается с каждым годом.
Второй проект Bitey увидел свет уже после того, как у меня появились дети, потому что те снэки и ту еду, которую они любят, я не разрешаю им есть. Она напичкана всякими химикатами. Мне хотелось, чтобы у них и у детей моих друзей была возможность перекусывать и питаться правильно. Чтобы я была спокойна как мама на счет того, что они едят что-то полезное, и чтобы они сами были счастливы, раз едят интересные красивые продукты.
МС: Я знаю, что компанию вы основали, когда ждали первого ребёнка…
Елена Шифрина: Получилось так, что я основала компанию, привлекла кучу специалистов и… узнала, что я в положении.
МС: Многие женщины воспринимают беременность как страшный недуг предпочитая сутками сидеть, а лучше лежать дома. Как удавалось совмещать?
Е.Ш.: Это действительно тяжёлый недуг. Обе мои беременности были далеко не безоблачными. Так что у меня было так: меня привозят утром на работу, выгружают, я лежу или сижу в офисе в абсолютно бездвижном состоянии, работаю, а вечером меня снова загружают в машину и увозят домой. Но все-таки мне кажется, что намного проще во время беременности работать, чем не работать, потому что когда ты дома, ты всё время себя чувствуешь несчастной, всё время думаешь, как тебе тяжело, что муж где-то работает, а ты дома одна и никто не знает, как тебе плохо. Поэтому я решила, что я буду делать всё наоборот. Я старалась как можно плотнее забить свой график на работе, это меня отвлекало от беременности, от токсикоза, от того, что я толстею…
МС: Вообще, как совмещать бизнес с личной жизнью? Ведь необходимо найти баланс…
Е.Ш.: Многие сейчас говорят о том, что есть какая-то борьба за равноправие мужчин и женщин. Я с этим не согласна, потому что борьба за права женщин может быть где-то на Западе, у них в 50-е, 60-е годы все женщины были домохозяйками, а у нас же этого не было. В Советском Союзе все женщины работали. Моя бабушка родила моего папу и через три месяца вышла на работу, меня мама родила и через девять месяцев отдала в ясли. То есть я считаю, что мамы должны работать. У нас история такая: все наши мамы, бабушки и прабабушки работали в советские времена точно так же, как и мужчины, почему мы не должны работать? Я не считаю, что беременность – это «билет выходного дня» для женщины. Вы видели пап, которые уходят в декрет? Нет. Тогда почему мама должна сидеть дома? Мне кажется, потом очень трудно вернуться в привычный поток жизни.
МС: Как собрать свою идеальную команду?
Елена Шифрина: У нас, слава богу, как-то так получилось, что все люди подобраны по духу. Главное – желание работать, брать на себя инициативу, и совершенно не важно, какой у тебя опыт. Так здорово, когда все люди подходят друг другу. Мы понимаем каждого с полуслова, учимся друг у друга. К нам очень редко приходят какие-то «неправильные» сотрудники. Конечно, иногда мы совершаем ошибки, но чаще всего мы ориентируемся не на заслуги, а на то, какой человек по характеру, какие у него увлечения… Пытаемся понять, добрый ли этот человек или нет.
МС: А как пришла идея запустить производство детского питания? Понятно, что всегда хочется, чтобы твой ребёнок получал всё лучшее, но не все организуют производство в промышленных масштабах.
Е.Ш.: Я, когда бываю где-то заграницей, в командировках или на отдыхе, вижу, какое там количество классных продуктов для детей, а у нас в России детское питание – это только каши, пюре из банок и сухие смеси. На этом детское питание у нас заканчивается. Нашей командой мы пытаемся развеять миф, что дети могут есть только каши, пюре и еще пшеничное печенье с сахаром. А мне кажется, что пшеница и сахар – это далеко не то, что нужно моим детям. Зато все наши продукты, во-первых, без глютена, а во-вторых, без пшеницы. Потому что даже если у вашего ребёнка нет аллергии на пшеницу, глютеносодержащие продукты чаще всего раздражают стенки кишечника.
Все наши продукты не содержат сахара. Очень трудно создать продукт для ребёнка без сахара, чтобы он не разваливался. Ведь склеивает либо сахар, либо жир, а мы не добавляем ни того, ни другого. Мы стараемся, чтобы любой состав нашего продукта ребёнок мог сам прочитать, понять и произнести – только знакомые ингредиенты.
МС: Сегодня вы производите не только детские продукты. Сейчас это очень популярная тема – «правильное питание», растёт спрос – растёт предложение. Как удаётся выживать среди конкурентов, в чём ваш секрет?
Елена Шифрина: На самом деле, когда мы выходили на рынок здоровых снэков, у нас конкурентов не было вообще. Мы были первой компанией в России, которая занялась производством натуральных снэков, и до сих пор остаёмся номером один. По данным РБК, мы занимаем самую большую долю рынка. Конечно, многие нас копируют, иногда ситуации доходят до абсурда, когда гиганты повторяют за нами. Я не буду называть компании, но эта ситуация показывает, что мы движемся в правильном направлении.
Всё компании, которые появились после нас, точно так же, как и мы, занимаются развитием рынка, но мы всегда находимся на два шага впереди – в плане инноваций, в плане разработок, в плане дизайна. Всё, что сейчас у нас есть на рынке, это всё копии Bite. Для того чтобы оставаться на коне, нам приходится постоянно заниматься развитием и работать в два раза больше, чем наши конкуренты. Конкурентов становится, с одной стороны, больше, а с другой, я вижу, что 80-90% отваливается, потому что они понимают, насколько бизнес тяжёлый. Скопировать каждый может, а заниматься дальнейшим развитием продукта не всем под силу.
МС: Образ жизни как-то влияет на бизнес? Определяет его? Чтобы заниматься продуктами питания, нужно хорошо в них разбираться.
Е.Ш.: Я занимаюсь самообразованием, но как профессионалы мы берём консультации у лучших нутрициологов, диетологов, педиатров, потому что у нас детская линейка. Мы не перестаём учиться новому в сфере нутрициологии.
МС: Если случаются неудачи, как их преодолевать?
Елена Шифрина: Я не скажу, что у нас были какие-то неудачи, скорее, проблемы. Но я на проблему смотрю как на задачу, потому что любую задачу можно решить. Я стараюсь радоваться, когда у меня есть какая-то большая глобальная проблема. И ещё больше я радуюсь, если мы первые, кто с ней столкнулся, потому что если я справлюсь с этим уравнением, то я буду первой на рынке, кто это сделал.
МС: А вообще много времени уходит на то, чтобы поставить бизнес на рельсы?
Е.Ш.: На то, чтобы выйти в плюс, наладить дело так, чтобы не платить людям зарплату из своего кармана, у нас ушёл примерно год. А потом обязательно – развитие компании. До сих пор вся наша прибыль идёт дальше, в работу.
МС: Вы достигли всего, чего хотели, или впереди ещё много планов?
Е.Ш.: Ну, наши самые большие планы связаны с дальнейшим развитием продаж Bite за границей, мы сейчас выходим на рынок Великобритании и Америки. Казалось бы, этот продукт был навеян западным рынком, а теперь мы выходим к ним, и они считают, что вкус и дизайн Bite лучше, чем у наших официальных конкурентов в Америке. Круто, что так вышло: мы ими вдохновлялись, а в итоге у нас получилось лучше. А что касается детской линейки, то мы ведём сейчас совместную работу с РАМН.
МС: Что бы вы могли посоветовать тем, кто мечтает открыть своё дело?
Е.Ш.: Мне кажется, нужно поменьше всех слушать и делать то, во что ты сама веришь. Я всегда вспоминаю Стива Джобса, если кто-то говорит: «Ой, а этого же ещё нет, а давайте спросим наших потребителей, чего они хотят». Джобс уверял: «Пока потребитель не получит продукт Apple себе в руки, он не поймёт, что хотел именно его». Это мы рассказываем, в чем именно нуждался потенциальный покупатель. Поэтому я бы посоветовала меньше слушать других, а больше слушать себя, потому что жить нужно так, как хочешь ты, а не как советует кто-то другой.
Источник фото: личный архив