«Ключи, пропуск, косметичка, мобильник…где мой мобильный телефон? Ну, где же, будь он неладен! Оливия, сколько раз я просила не брать мои вещи без спросу?! Ведь ты никогда ничего не кладешь на место, и я теряю время!» Слезы, крики, обвинения, обнимания, опять слезы, найденный мобильный - в результате все опоздали: кто в школу, кто на встречу с клиентом. Каждый раз, когда мое утро превращается в кошмар, я чувствую себя плохой матерью, посредственным сотрудником и вообще человеком, неспособным наладить собственную жизнь.
«Зачем все эти дипломы, сертификаты и прочие награды, если я срываюсь на своих собственных детей?» - Ольга Булатова, партнер EY, executive-коуч.
Я много размышляла над вопросом, почему на протяжении десятилетий система обучения и воспитания строилась на том, чтобы дать детям и подросткам теоретические знания, наполнить их память информацией и научить с ней работать. При этом практически не уделялось внимания развитию так называемых мягких навыков – умению работать вместе, общаться и разрешать конфликты, так чтобы сохранить добрые отношения, договариваться, помогать друг другу и оказывать поддержку. Только представьте, насколько счастливее мы могли бы жить, если бы на «хорошо» и «отлично» сдали экзамены по следующим «предметам»:
- Качественное глубокое межличностное общение и дружба;
- Ведение переговоров с выгодой для обеих сторон;
- Уважение в семье;
- Помощь ребенку в развитии и поддержка на всех этапах взросления;
- Умение слушать и слышать, прощать и принимать;
- Гармоничная жизнь в паре;
- Построение качественной жизни, постановка жизненных целей;
- Личная эффективность – способность все успевать и быть счастливым.
Я много общаюсь с руководителями разных компаний, и все без исключения говорят, что перечисленные выше «предметы» входят в зону их развития. Чтобы добиться успеха, многие сосредоточивали усилия на совершенствовании именно профессиональных навыков, и только на вершине осознавали, что прогресс в широком смысле зависит от другого – правильного взаимодействия с людьми и окружающим миром, а это напрямую связано с уровнем развития эмоционального интеллекта, или EI (emotional intelligence).
Сегодня профессионалы определяют EI как способность распознавать свои и чужие эмоции и использовать это понимание для управления собственным поведением и отношениями с другими людьми. Знакома ли вам такая картина? Ребенок упал, разбил коленку, плачет, а мама на повышенных тонах отчитывает его со словами: «Я же тебе говорила не бегать, чтобы ты не испачкал новые штаны!» Ребенок продолжает плакать уже в большей степени не от боли, а от того, что его страдания не видят, не понимают и не сопереживают им. Во взрослой жизни уже в контексте офиса руководители продолжают подобным образом «отчитывать» сотрудников за ошибки и неудачи, тем самым выстраивая стену недоверия, закрытости и равнодушия. Казалось бы, цель достигнута: руководитель эмоционально донес до сотрудника все, что хотел сказать, честно, без купюр. Однако руководителя почему-то гложет сожаление: не сдержался, сорвался при всех, сотрудник – в панике, напуган, унижен, думает «меня не ценят», а все присутствовавшие при конфликте сидят, втянув шеи, и испытывают и неудобство и стыд, из-за того что стали свидетелями показательной порки, а также жалость к пострадавшему и даже злость на руководителя. Результат неизбежно один – безынициативные команды вялых сотрудников без малейшего намека на огонек в глазах.
Если мы перенесемся домой то динамика отношений с мужем развивается по такой же модели, когда мы в форме «наезда», а иногда еще и с драматизмом и слезами на глазах убеждаем мужа в необходимости провести выходные с родителями на даче. И дела складываются еще хуже, если все происходит на глазах у детей: сначала рождается обида, которая часто перерастает в закрытость, недоверие и в конечном счете равнодушие.
Могу привести еще один пример: на дороге вас подрезал другой водитель, и вы в порыве гнева высказали ему все, что думаете, в открытое окно. Возможно, с вами такого и не случалось, дорогие читательницы, но в жизни такое бывает, и я лично не раз становилась свидетелем подобных ситуаций. Многие полагают, что таким образом можно выплеснуть гнев и испытать облегчение, однако на самом деле эффект обратный: происходит выброс гормона кортизола в кровь, и человек еще долго пребывает в непродуктивном состоянии. Разумеется, объект «внимания» также получает свою долю стресса.
Можно ли управлять этим процессом? Как сделать, чтобы наши кнопки не срабатывали сами? Главное - развивать эмоциональный интеллект, это посильная и реальная задача. А как этому научиться, я расскажу в следующих статьях.
Фото: Getty Images